Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 116 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

 

Евангелие. Москва, Анонимная типография. [ок.1553/1554].

Так называемое узкошрифтное Евангелие. 326 л.л. 2°. Иллюстрация одна с одной доски: крест и орудия страстей. Гравюра отпечатана черной или красной краской. Орнамент: инициалы 4 с 4-х досок, заставки 5 с 4-х досок, рамки на полях 20 с 6-ти досок, вязь. Строк 18. Шрифт: 107 мм. Литера О особой графической формы: Ѡ. Знак сноски в виде тевтонского крестика. Печать двумя красками в один прогон. То что это издание 50-х годов XVI века не вызывает сомнения, ибо в  РГБ есть экземпляр с записью 1558 года, а в ГИМ - экземпляр с записью 1559 года о вкладе Ивана Клементьева сына Нехорошево! Известно 36 экземпляров. Узкошрифтное Евангелие вышло без выходных данных, но его московское происхождение и приблизительная датировка убедительно доказана русскими учеными – славистами. Незаслужено "обиженное" по цене и недооцененное русской общественной мыслью первоиздание ... Первая московская печатная книга (первенец печати)!


Подробнее...

 

Евангелие. Москва, Анонимная типография, [ок.1558/1559].

Так называемое среднешрифтное Евангелие. [396] л.; ил.; 2°. Строк: 18. Шрифт: 108 мм. Печать: двумя красками в один прогон. Знак сноски в виде крестика. Знаки сноски напечатаны киноварью. Орнамент: заставок 9 с 5 досок; инициалов 4 с 4 досок; вязь: 5 строк; рамок на полях 21 с 10 досок; 5 ломбардов. В заставке на л. [11] изображение св. Матфея. Иллюстрация (одна с одной доски): крест и орудия страстей — л. [344]. Книга обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения.

 

 

 

 


Подробнее...

 

Евангелие. Москва, Анонимная типография, [ок.1563/1564].

Так называемое широкошрифтное Евангелие. [400] л. = [1]-[10], 1-105, 104, [1], 106, 107, 110-168, [1]-[221], [1] Строк: 15. Шрифт: 125 мм. Знак сноски в виде крестика: + (киноварь). Сигнатура: кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого листа тетради под наборной полосой в середине. Сигнатура 24-й тетради исправлена: цифра "25" частично забелена и исправлена от руки на "24". Нумерация в издании: фолиация кирилловскими цифрами; колонцифры на лицевой стороне листа под наборной полосой справа (нет на листах 102, 104, 107, 125). Присутствуют ошибки в нумерации листов: 106-"104": 108-"106"; 107-"109". Колонтитулы: полистные (нерегулярно); на оборотной стороне листов. Печать: двумя красками в два прогона. Слово "ц(а)рь" на л. 87, строка 13 напечатано киноварью. Орнамент: инициалы, заставки, рамки на полях, вязь. Имеются варианты набора. 2°. 29х18 см. Книга обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения. По мнению А.А. Гусевой "книга представляет большую историко-культурную ценность как ранний образец русского дофедоровского периода книгопечатания".

Подробнее...

 

Триодь постная. Москва, Анонимная типография. [ок.1555/1556].

На первом листе - название Трепѣснецъ. 408 л. 2°. Строк: 25. Шрифт: 83 мм. Издание датируется по бумаге (Гераклитов, 1926, с. 18). А.С. Зернова датировала издание ок. 1556 г. (1958, № 3). Печать: двумя красками в один прогон (тетради 1-10), в два прогона (тетради 11-43) и один-два (тетради 44-520. Набор: ломбарды и прописные буквы вынесены за наборную полосу и отпечатаны киноварью. Орнамент: инициалы, заставка, вязь. Известно 18 экземпляров и 1 фрагмент. Книга обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения. Чрезвычайная редкость!

 

 


Подробнее...

 

Псалтырь. Москва, Анонимная типография. [ок.1559/1560].

Так называемая среднешрифтная псалтырь. [282] л. 2°. Строк: 16. Шрифт: 108 мм. Печать: двумя красками в один прогон. Колонтитулы: в середине: над наборной полосой. Набор: кафизмы выделены буквицами и колонтитулами. Номера псалмов вынесены за наборную полосу. Инициалы (ломбарды) спущены до уровня верхней линии строчного шрифта. Буквицы напечатаны черной краской, номера псалмов - киноварью. Стихи разделены красными точками. Колонтитулы напечатаны киноварью. Орнамент: инициалы, заставки, вязь. Известно пока 6 экземпляров. Книга обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения. Чрезвычайная редкость!

 

 

Подробнее...

 

Псалтырь. Москва, Анонимная типография. [ок.1564/1565].

Так называемая широкошрифтная Псалтырь. 264 л. 2°. Строк: 14. Шрифт: 125 мм. Печать: двумя красками в два прогона. Кафизмы в Псалтыри выделены буквицами и колонтитулами. Инициалы спущены до уровня верхней линии строчного шрифта. Буквицы напечатаны черной краской. Номера псалмов напечатаны киноварью. Номера псалмов вынесены за наборную полосу. Псалмы выделены киноварными ломбардами. Предложения разделены красными и черными точками. Орнамент: инициалы, заставки, рамки на полях, вязь. Известно всего 5 экземпляров. Книга обладает высокой историко-культурной, научной, художественной, материальной ценностью; относится к числу книжных памятников национального значения. Чрезвычайная редкость!

 

 


Подробнее...

 

Апостол. (Acta Apostolorum). Москва, печ. диаконом Иоанном Фёдоровым и Петром Тимофеевым Мстиславцем, 1564.

Начат печатанием в 1563 году 19 апреля, окончен в 1564 году 1 марта. [6], 261, [1] [т.е. 268 ] л. кириллицей, фронтиспис, гравированный на доске, 48 гравированных заставок, 22 инициала и 24 строки заголовочной вязи, исполненной красным цветом. Переплет: доски обтянутые сафьяном, латунные застёжки, богатое  золотое тиснение. Формат блока 26,5x17,5 см. Формат переплёта 31x19 см. В настоящее время в библиографии учтено 62 экземпляра. Именно этой книге принадлежит бренд первопечатной книги России! Ну, и цена соответствующая ...

 

 


Подробнее...

 

Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец. 1565.

1. Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 8 авг. 7073 – 29 сент. 7074 [1565]. 174 л. 8°, всего 13 строк. Шрифт: 84 мм. Печать двумя красками в два прогона. Известен только 1 экз. Бельгия, Брюссель, Королевская библиотека Альберта I. В 1967 году там же в Брюсселе было издано факсимильное издание.Первое издание второй книги Ивана Федорова! Величайшая редкость!

2. Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 2 сент.  – 29 окт. 7074 [1565]. 172 л. 8°, всего 13 строк. Шрифт: 84 мм. Печать двумя красками в два прогона. Второе издание второй книги Ивана Федорова! Известно только 5 экз. Великобритания, Кембридж; Санкт-Петербург, РНБ; СПбГУ; Лондон, Б-ка Ламбетского Дворца и Дания, Копенгаген, Королевская библиотека.  Каратаев, 1878, с. 133-134, № 62, Каратаев, 1883, с. 156-157, № 70.


Подробнее...

 

Псалтырь (Разумно да будетъ како начати иноку ѽсобь пѣти ѱалтырь) (Psaltirium ecclesioslavicum). Москва: Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев, 8 марта 7076 - 20 декабря 7077 (1568).

4°. [1 пустой л.], [1]—[3], [1л. с гравюрой], [1]—[292], [1 пустой л.] = 298 лл. Строк 16. Шрифт: 10 строк = 85 мм. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого и третьего (седьмого?) листа каждой тетради на нижнем поле справа. Каждая тетрадь пронумерована двумя последовательными числами (например, на 1-м листе — «3», на третьем — «4»). Иллюстрация: на оборотной стороне листа между л. [3] и л. 1 2-го счета (Царь Давид). Заставки: 5 оттисков с 4 досок. Инициалы: 20 оттисков с 11 досок. Двухкрасочная печать. В «Послесловии» рассказывается об устройстве типографии в Москве по повелению царя Ивана IV Васильевича и благословению митрополита Афанасия, об открытии типографии 8 марта 1868 года и печатании здесь первой книги Псалтыри. В конце «Послесловия» названы члены царской семьи: царь Иван IV Васильевич, его благородные чада – царевичи Иван и Федор; митрополит Кирилл. Заканчивается «Послесловие» сообщением о печатниках: тщанием и труды, Никифора Тарасиева, да Невежи Тимофеева. На сегодня известно всего 8 экземпляров! В РГБ – 3 экземпляра. Чрезвычайная редкость! Первое московское издание, выпущенное в Москве после отъезда за рубеж Ивана Федорова и Петра Мстиславца!

Подробнее...

 

Евангелие учительное. Заблудов, типография Г.А. Ходкевича, 1569.

Книга зовомая Евангелие оучительное. Ѡ всех четырех еvглистов избранна. Печ. Иван Федоров и Петр Тимофеевич Мстиславец, 8 июля 1568 – 17 марта 1569. [8], 399, [1] = 408 лл. Фолиация кирилловскими числами на лицевой стороне листа на нижнем поле справа. Сигнатуры нет. На обороте титульного листа — герб Г. А. Ходкевича. Внизу герба киноварью: «Грегореи Александрович, Хокевича. Пан виленьскiи гетман наивышiи великаго князьства литоскаго староста городненьскiй и могилескiй». 2°. Строк: 28. Шрифт: 10 строк=85 мм. Печать: двумя красками в два прогона. Шрифт как прописных, так и строчных букв один и тот же, что и в Апостоле 1564 года. Слова и главы выделены киноварными текстовыми строками и ломбардами. В начале текста отпечатана фигурная, черная заставка. Орнамент: инициалы: 2 оттиска с 2-х досок; заставки: 3 оттиска с с 2-х досок; концовки: 6 оттисков с 3-х досок; вязь, рамки. Слова и главы выделены ломбардами. Иллюстраций в технике гравюры на дереве одна: герб князя Г.А. Ходкевича. В переплёте музейного уровня. На верхней крышке переплета чеканный серебряный с позолотой убор. В фигурном среднике изображение сцены Распятия с предстоящими, в круглых медальонах (наугольники) изображения четырех евангелистов. Восемь круглых розеток, вышитых бисером, в центре которых дымчатый топаз и семь ограненных стекол. На нижней крышке переплета — шесть металлических жуковин. Переплет: доски, бархат черного цвета. Убор (XVII в.): серебро с позолотой, латунь, дымчатый топаз, стекла, бисер, чеканка, вышивка. В мире известно 52 экземпляра этого учительного Евангелия. Напечатано Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем на средства («властным накладом») гетмана Великого княжества Литовского Г. А. Ходкевича. В предисловии к книге сказано, что Г. А. Ходкевич «изобретох собе в том деле друкарьском люден наученых Ивана Феодоровича Москвитина да Петра Тимофеевича Мстиславца повелел есми им учинивши варстат друкарьский, и выдруковати сию книгу Евангелие учительное». Третья книга первопечатников!

Подробнее...

 

Псалтырь c Часословцем. Заблудов, печ. Иван Федоров в тип. Г.А. Ходкевича. 23 марта 1570 (26.09.1568 — 23.03.1570).

[18], 284, 74, [2] = 378 л. Строк 17. Шрифт: 85 мм. Печать: двумя красками в 2 прогона. Орнамент: инициалы, заставки, концовки, обрамления колонтитулов, рамка, вязь. Иллюстрации: 2 с 2-х досок: царь Давид и герб князя Г.А. Ходкевича. 4°. Четвертая книга первопечатника. Известно всего 4 экземпляра. Чрезвычайная редкость!

 

 

 

 

 


Подробнее...

 

Апостол. Иван Фёдоров. Львов. 1574.

Апостол. [Деяния апостольская, и послания соборная, и послания святаго апостола Павла]. Львов, тип. Ивана Фёдорова, 25 февраля 1573 - 15 февраля 1574. 2°. [15], 264 л. 3 цельностраничные илл. с 3-х досок: апостол Лука, герб Г.А. Ходкевича и типографская марка. Строк 25. Шрифт 85 мм. Тираж не менее 3000 экз. Известно 118 экз. и 2 фрагмента. Печать двумя красками в два прогона. Знаки сноски напечатаны киноварью. Орнамент представлен инициалами, заставками, концовками, рамками, рамками на полях и вязью. Первенец украинской печати!

 

 


Подробнее...

 

Азбука. Печ. Иван Фёдоров. Львов, 1574.

[40] л.л. Шрифт: 85 мм. Строк: 15. Орнамент: заставки, концовки. Заставки с растительным орнаментом. В каждой заставке изображено растение в развитии – от листа к бутону, к цветку, к плоду. Иллюстрации: две с двух досок: герб г. Львова на 40-м листе и там же типографская марка Ивана Фёдорова. 100x157 мм. На л.5 заглавие: "А сия азбука Ѡ книги осмочастныя, сиречь грамматикiи". Известно всего 2 экз.:  Англия, Лондон, Британская б-ка. Куплен в 1982 году. К книге приплетён экз. Букваря В.Ф. Бурцова. Второй экз. находится в США. Кембридж, биб-ка Гарвардского университета (из б-ки С.П. Дягилева). Величайшая библиофильская редкость восточнославянского мира!

 

 


Подробнее...

 

Псалтырь, напечатанная в «Новом градѣ Слободѣ». (Разумно да будетъ како начати иноку ѽсобь пѣти ѱалтырь) (Psaltirium ecclesioslavicum). Александрова Слобода: Типограф Андроник Тимофеев Невежа, 20 июня 7084 -31 января 7085 (1577).

4°. [1 пустой], [2]—[4], [5-й лист с гравюрой], [6]—[281] = 281 лл. Строк 16. Шрифт: 10 строк = 84 мм. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого листа каждой тетради на нижнем поле справа. Иллюстрация: л. 5 об. (царь Давид). Заставки: 5 оттисков с 5 досок. Двухкрасочная печать в два прогона. Послесловие: в начале послесловия упомянуты царь Иван IV и царевичи Иван и Феодор Иоанновичи., далее следует сообщение об открытии типографии в Александровской Слободе (состависѧ штанба, еже есть печатныхъ кнiгъ дѣло … в новомъ градѣ слободѣ в лѣто седьмъ тысѧщъ восемьдестъ четвертое, июнѧ въ 20). Известно 24 экземпляра этого редчайшего издания. В РГБ - 3 экземпляра. Единственно известное издание, в котором, как место выхода, указана Слобода, куда временно была переведена московская типография.

Подробнее...

 

Азбука. Печ. Иван Фёдоров. Острог, 1578.

Всесилною десницею, вышнѧго Бога. оумышленiем и промышлениемъ. Благочестиваго кнза Коньстѧньтина, Коньстѧнтиновича кнѧжати Острозскаго … напечатана сiѧ  книжка. по гречески, альфа, вита, а по рускiи, азъ, буки перваго ради научения детьскаго. (Abecedarium). Острог: типография князя Константина Острожского, типограф Иван Федоров, 18 июня 1578. 8° (95x158 мм). [1 титульный лист в рамке из наборных украшений], [2]—[56] = 56 л. Фолиации и сигнатуры нет. Строк 25, 15. Шрифт: 10 строк = 84—85, 50—51, 40 мм (кирилловский), 50— 51 мм (греческий). Печать на лл. 2—8 в два столбца. Зеркало набора: 12,1х6,3 см. Иллюстрации: л. 1 об. (герб князя Константина Острожского), л. 8 об. (типографская марка Ивана Федорова). Заставки: 7 оттисков с 4 досок. Однокрасочная печать. Известно всего 2 экземпляра и 1 фрагмент. Это г. Гота, Германия, Земельная б-ка; Копенгаген, Дания, Королевская б-ка и фрагмент: лл. 3-6 -  в РГБ. Величайшая редкость! Азбука 1578 г. показывает, что издание учебников было для Ивана Федорова делом всей жизни. Где бы ни основывал типографию печатник-просветитель, он везде издавал книги для обучения чтению и письму.

Подробнее...

 

Псалтырь и Новый Завет с указателем к последнему. Острог, типография князя Константина Острожского, 1580.

Книга Новаго Завета в ней же напреди псалмы блаженнаго Давида пророка и царя. (Psalterium und Neues Testament). Острог: типография князя Константина Острожского, типограф Иван Федоров, 1580. 8°. 1 титульный л., [2]—[4], 1-489, [490] = 494 л. Строк 30, 24. Шрифт: 10 строк = 41—42, 50 и 86 мм. Фолиация кирилловскими числами на лицевой стороне листа на верхнем поле справа. Сигнатура кирилловскими числами на лицевой стороне каждой тетради на нижнем поле справа. Иллюстрации в технике гравюры на дереве: на л. [1] об. (герб князя Константина Острожского), на л. [490] об. (типографская марка Ивана Федорова). 2 оттиска с 2 форм. Заставки: 35 оттисков с 6 досок. Концовки и виньетки: 22 оттиска с 8 досок. Инициалы: 8 оттисков с 1 доски. Титульный лист в гравированной на дереве рамке с изображениями единорога и оленя. Двухкрасочная печать. Известно 83 экземпляров и 6 фрагментов.

Тимофей Михайлович [Аннич]. Книжка, собранiе вещеи нужнеиших вкратце скораго ради обретенiя въ книзе Новаго Завета, по словесемъ азбуки всемъ благчестно верующимъ въ Стую живоначалную троицу Ѡцa и Сына и Стого Духа зелo есть полезна. Напечатана в богоспасаемом граде Остроге Iоанном Федоровичем(Register zu Neues Testament). Острог: типография князя Константина Острожского, типограф Иван Федоров, [1580]. 8°. |1 пустой], [I титульный л.], 1—52= 54 л. Строк 30, 22. Шрифт: 10 строк = 38, 54 мм. Фолиация кирилловскими числами на лицевой стороне листа на верхнем поле справа. Сигнатура кирилловскими числами на лицевой стороне первого листа каждой тетради на нижнем поле. Иллюстрация в технике гравюры на дереве на л. 1 об. (герб князя Константина Острожского). Титульный лист в рамке из наборного орнамента. Заставка, концовки, вязь, наборные украшения. Однокрасочная печать. Известно 19 экземпляров указателя.

Подробнее...

 

Библия сиречь книги Ветхого и Нового Завета, на языке словенском. Острог, 1581.

Bible, Slavonic. Biblia sirech knigi Vetkhago i Novago Zaveta. Ostrog, Duke K.K. Ostrozhskii’s printing-house, printer Ivan Fedorov, on August, 12th 1581.

More...



Библия сиречь книги Ветхого и Нового Завета, на языке словенском. Острог, Тип. К.К. Острожского, печатник Иван Фёдоров., 12 августа 1581. Титульный лист, Герб князя К.К. Острожского со стихами, Предисловие от лица К.К. Острожского (на греческом и церковно-славянском языках — «Боже отче Вседержителю, превечный, пребезначальный и всесильный…»). Предисловие общее — «В граде крепок невозможно внити…», Предисловие Герасима Смотрицкого, Стихи Герасима Смотрицкого, Оглавление. Далее текст Библии. 8 [н.н.], 276, 180, 30, 56, 78 л.л.=628 л.л., вверху справа кирилловская нумерация. Сигнатуры тетрадей нет. Полный набор страницы 50 строк., в два столбца. Имеются заставки, инициалы, концовки; в конце книги издательская марка Ивана Фёдорова. Формат: 33х20см, в неплохом состоянии: повреждения переплета незначительные, повреждение и частичная утрата листов (отреставрированы поздней бумагой), пятна, владельческие отметки в тексте, маргиналии. Первое полное печатное издание Библии на славянском языке, предпринятое известным первопечатником Иваном Фёдоровым (1510-1583) по поручению князя Константина Острожского в 1580-81 г.г. В действительности, это второй вариант первого издания Библии. Первый с выходными данными 12 июля 1580 года. Варианты издания мало чем отличаются друг от друга.

 

Подробнее...

 

Рымша, Андрей. Хронология. Которого ся месяца што за старых веков дѣело короткое описание. Острог, Печ. И. Федоров, 5 мая 1581.

2 л. 2°. Строк: 36, 29. Шрифт: кирилловский, 85 мм. Орнамент: концовка, наборные украшения. Набор: названия месяцев на церковнославянском, еврейском и староукраинском языках выделены как заглавия крупным шрифтом (кирилловском). Сведения из истории, приведенные на украинском языке в виршах, напечатаны мелким шрифтом. Язык: «проста мова». Текст на одной стороне листа. Первый рифмованный славянский летописец-календарь, в котором события библейской истории приурочены к определенному дню каждого месяца с сентября по август. Известен только 1 экземпляр издания, который хранится в РНБ. Он из собрания А.И. Кастерина. Чрезвычайная редкость!

 

 

 


Подробнее...

 

Статут Великого княжества Литовского [Статут Велiкого княжества Лiтовского ѿ наѧснейшего гсдра королѧ его млсти Жикгимонъта Третего на коронацыи въ Кракове выданы pokv афпи (1588) (Gesetzbuch)]. Вильна: типография Мамоничей, 1588.

2°. 310 лл. (?). Пагинация кирилловскими цифрами (с ошибками) на верхнем поле на лицевой стороне листа справа, на оборотной — слева. Сигнатура кирилловскими буквами и числами на лицевой стороне первых четырех листов каждой тетради на нижнем поле в центре (типа). Строк 29. Шрифт: 10 строк = 79—80 мм. Иллюстрации: л. 1 (герб Великого княжества Литовского; л. 1 об (портрет короля Сигизмунда III Вазы); 5 об. (герб канцлера Льва Сапеги). 3 оттиска с 3 досок. Заставка: 1 оттиск. Концовки: 2 оттиска с 1 доски. Инициалы: 6 оттисков с 6 досок. Однокрасочная печать. Язык: канцелярский Великого княжества Литовского; латинский (привилегия), «проста мова» - стихи Андрея Рымши. Статут 1588 года – свод феодального права Великого княжества Литовского, принятый после Люблинской унии 1569 года и изданный на белорусском языке антиквой, воспроизводящей канцелярский почерк деловых бумаг.  Основной текст статута состоит из 14 разделов, включающих 488 артикулов. Главным редактором «Статута» был подканцлер Лев Сапега. Ему же была дана 11 февраля 1588 года привилегия на его издание. На титульном листе книги - герб Великого княжества Литовского, на обороте - портрет короля Сигизмунда III Вазы. Спрос на книгу был огромный: только у Мамоничей вышло три издания.  1-е издание. Чрезвычайная редкость! Величайший юридический и литературный памятник белорусского народа!

Подробнее...

 

Апостол (Сказанiе ст҃аго Епифаниа епископа кипрьскаго w двунадесятех стыхъ Апс҃лъ гдѣ кождо ихъ проповеда и како скончашасѧ и ст҃ая ихъ тѣлеса, где положени суть) (Acta Apostolorum). Москва: типограф Андроник Тимофеев Невежа, 4 июля 1597.

21 мая 7104 - 4 июля 7105 (1597). Феодор Иоаннович, Иов. 2°. [1-2 пустые], 1-8, [1 пустой], 1-7, [1 л. с гравюрой], 1—302, [1—2 пустые] = 323 л. Фолиация кирилловскими цифрами на лицевой стороне листа на нижнем поле (в 1-м счете), в центре (во 2-м счете) и справа (в 3-м счете). Сигнатуры нет. Строки 23. Шрифт: 10строк= 89мм. Иллюстрация с подписью мастера: л. [1об.] (апостол Лука). Андроник Тимофеев Невежа был первым из русских граверов, подписывавших свои работы. Орнамент: инициалов 22 с 6-ти досок; заставок 52 с 22-х досок; рамок на полях 54 с 3-х досок. Двухкрасочная печать в два прогона. Окончание Послесловия: «А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят труды и снисканием многогрешного и непотребного раба Андроника Тимофеева сына Невежи и многих работавших любезными труды». По мнению исследователей, основной тираж книги – 1000 экземпляров, а 50 экз. предназначались для раздачи членам царской семьи и высшему духовенству. На сегодня известно 50 экземпляров! В РГБ – 6 экземпляров. Пожалуй, лучшее издание Невежи. Первое московское издание, в котором указан тираж!

Подробнее...

 

Евангелие напрестольное тетр. Друкарь Онисим Михайлович Радишевский. М., 1606.

Москва: Печатный двор, 30.03.1605 — 29.06.1606. Василий, Иов, Гермоген. 478 лл.; 3 гравюры входят в общий счёт листов. Строк: 17. Шрифт: 10 строк = 125 мм. 4 гравюры Евангелистов и 1 гравюра – эмблема распятия. Орнамент: инициалов 5 с 4-х досок; заставок 12 с 7-ми досок; рамок на полях 21 с 8-ми досок. 2° (35 см). Печать в две краски. Убранство книги: лицевые гравюры (все 1606):

Евангелист Матфей. Ксилография 26х 17,3 см.

Евангелист Марк. Ксилография 26х 17,2 см.

Евангелист Лука. Ксилография 25,8x17 см.

Евангелист Иоанн. Ксилография 25,4x17,3 см.

Рисовальщик — мастер Строгановской школы. Граверы — Афанасий Никонов (?), Симеон Столпник. Бумага: филиграни — лилия, литера «В» на щите и виноградная гроздь под тиарой. На Руси в это время - Великая Смута! Человеческая жизнь гроша ломаного не стоит ... И несмотря на это, мы имеем замечательный памятник русского типографского искусства!

Подробнее...

 

Минея Общая. Москва, напечатана Никитой Фовановым, 6.XI.1609.

Василий, Гермоген. 2°. 1-9, 1-364 + 2 пустых = 376 лл. Строк 19. Шрифт: 10 строк=99 мм. Орнамент: заставок 32 с 9 досок, концовок 1. С киноварью.  В послесловии читаем: «Сия .... книга общая Минея напечатана снисканием и труды многогрешнаго раба Аникиты Федорова Фофанова Псковитина и прочих сработников». В неплохом состоянии: повреждения переплета незначительные, повреждение и частичная утрата листов (отреставрированы поздней бумагой), пятна, владельческие отметки в тексте, маргиналии. Настоящее издание весьма редко встречается в полном виде. Первая книга знаменитого московского мастера!

 

 

 

Подробнее...

 

Букварь Языка Славенска. Евье: тип. Братская - это «руковожение» подготовлено иноками Виленского монастыря, 24 июля 1618.

Писаний, чтения, оучитися хотящим в полезное руковожение. Трудолюбием иноков в конновии Виленском православия восточного при храме Сошествия святаго духа. Странствующих съпрятан, и напечатан. [49] л.л. 8°. На 49 об. читаем: «Начавшему и совершившему … честь, слава и поклон». Пагинации нет. Набор: 112х67 мм. (с кустодами и сигнатурами). Шрифт: 10 строк = 82 мм., такой же, как и в других евьинских изданиях. Строк: 14. Сигнатура внизу, по тетрадям. Орнамент: рамки, заставки, концовка, инициалы. В основном тексте – 2 заставки разного рисунка, выполненные в стиле архитектурных деталей (карнизов), заполненных внутри лиственной арабеской, и концовка. Иллюстрации: три с трех досок: в конце титула – миниатюрная картинка с изображением креста, обрамленного лиственным венком, а на обороте титула - герб Богдана Огинского, подкормия трокского, с буквами латинскими «В О Р Т»; на 50а – крест с копьем и тростью (эмблема). В российских библиотеках и в книгохранилищах стран СНГ и Восточной Европы этот букварь не обнаружен. Известно всего 2 экз.: Миддл Тэмпл, Лондон и Королевская библиотека, Копенгаген.  Величайшая библиофильская редкость белорусского народа! В этом издании в заглавии впервые употреблён термин «Букварь», обозначавший учебные пособия  для овладения начальной грамотностью. Ближайший предшественник «грамматики» Мелетия Смотрицкого!

Подробнее...

 

Грамматика славенская Мелетия Смотрицкого. 1619; 1648.

1. Грамматiки Славенския правильное синтагма. Потщанием многогрешного мниха Мелетия Смотриского, в коиновии братства церковнаго Виленскаго, при храме Сошествиа пресвятаго и животворящаго Духа назданном, странствующаго, снисканное и прижитое, лета от воплощения Бога Слова 1619. Правящу апостолский престол великия Божия Константинополския церкве виленскому патриарсе г. Отцу Тимофею, Виленскому же коиновию предстателствующу г. Отцу Леонтию Карповичу, архимандриту. В Евью, 1619. 252 лл. (504 с.). Сигнатура внизу, по тетрадям (которых 31). На обороте заглавного листа герб князя Богдана Огинского; потом: «Учителем школьным автор», а затем идёт другой заглавный лист, на котором означен 1618 год, без показания места издания; оборотная сторона его белая. Переплет эпохи: доски обтянутые кожей, латунные застёжки. 14,5x9,0 см. Смотрицкий подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала — «умом разумей слова». Им было выдвинуто 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй». Главный филологический труд Восточных славян!

2. Грамматика славенская Мелетия Смотрицкого, изданная (умноженная) в Москве, 1648 года (нач. 7156 г. декабря 6, конч. 7156 г. февраля 2). Алексей; Иосиф. Строк 19. Шрифт: 10 строк = 78 мм. 388 листов; нумерация их и сигнатура тетрадей (которых 48,5) внизу. В начале (л.л. 1-44) – Предисловие Грамматики. В конце – Послесловие.  Орнамент: инициалов 1; заставок 16 с 3-х досок. Печать в два цвета: черный и красный. Переплет эпохи: доски обтянутые кожей, латунные застёжки. 21,8x17см.

Подробнее...

 

[Кондратий Иванов и Прокопий Чирин]. Евангелие напрестольное. Москва, Печатный двор, 28 апреля 7133 г. – 19 марта 7135 г. (1627), в 15-е лето царствования Михаила Феодоровича и в 9-е лето патриаршества Филарета.

Михаил, Филарет. 2°. 500 лл. В большинстве библиографий: 351 и 144 лл. Строк 15. Шрифт: 10 строк=127 мм. Иллюстрации: 4 гравюры на дереве евангелистов и эмблема распятия (доска 1627 года). Орнамент: инициалов 5 с 4-х досок; заставок 12 с 9-ти досок; рамок на полях 21 с 4-х досок. Пунсоны для шрифта резал К. Иванов. По документальным данным, для исполнения рисунков фигур евангелистов был привлечен известнейший из «строгановских» царских  иконописцев — Прокопий Чирин. Творческая манера Прокопия Чирина — это почерк миниатюриста, с тяготением к уменьшенным формам и каллиграфической тонкости письма; это сдержанная, склонная к монохромности, колористическая гамма; стремление к особой одухотворенности образов. Именно поэтичность религиозного чувства выделяет его среди художников Строгановской школы. Не случайно мастер предпочитал однофигурные изображения с всегда сосредоточенным выражением острохарактерных ликов, рассчитанные на индивидуальное восприятие, любование с близкого расстояния, не в храме, а дома, не среди людей, а в молитвенном уединении, в котором пребывают и его персонажи. «Строгановка» в книге – это круто!

Подробнее...

 

Азбука, напечатанная в Москве Василием Бурцовым. 6.VII. – 20.VIII.7142(1634).

Михаил; Иоасаф I. 8° (16 см.), 90 нн. лл. Строк: 11. Шрифт: 10 строк=87 мм. Орнамент: инициалов 1, заставок 7 с 3-х досок. Издана «труды и тщанием многогрешнаго Василия Фёдорова сына Бурцова и прочих сработников» «малым детем в научение и познание божествен[н]го писания». В конце книги помещено «Сказание како состави святыи Кирилъ Философъ азбоуку словеньску, и книги преведе, Ѡ гречески на словенский языкъ …» На Печатном дворе В.Ф. Бурцов заведовал двумя печатными станами, отданными ему, как бы в аренду, и именовался «подъячим азбучного дела». Первый московский печатный букварь!

 


Подробнее...

 

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем. Московский печатный двор, 1637.

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем, хотящим учитися чтению божественных писании с молитвами и со изложением кратких вопросов о вере. Азбука, напечатанная в Москве «снисканием и труды многогрешнаго Василия Федорова сына  Бурцова и прочих сработников», в 24-е лето царствования Михаила Феодоровича и в 3-е лето патриаршества Iоасафа. 29.I. – 8.II.7145(1637). 12° (87x139 мм.), 108 нн. лл. Сигнатура внизу по тетрадям. Строк: 11. Шрифт: 10 строк=87 мм. 1 гравюра на дереве – изображение училища и наказания розгами провинившегося ученика (Сидоров, 36). Орнамент: инициалов 41 с 18-ти досок, заставок 3 с 2-х досок. В начале (лл.1-10): «Предисловiе вкратце , первоучебней сей малей книжице, Азбуце», прозою и стихами о последовательности и пользе учения с молодых лет: «К мяккому воску чисто печать воображается, такоже и учение во младости крепце вкореняется». В конце (лл. 85-98): «Сказанiе, како состави св. Кирилл Философ азбуку». Второе издание букваря с добавлениями, отпечатанного Василием Федоровичем Бурцовым, стало первой русской иллюстрированной азбукой!

Подробнее...

 

Сборник «Кириллова Книга». Москва, Печатный двор, 21.IV. 1644.

Михаил, Иосиф. 2°. 588 лл. Строк: 25. Шрифт: 10 строк=89 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 9 с 6-ти досок. Легендарная «Кириллова Книга» - сборник статей против латинян и лютеран, составленный Стефаном Зизанием. Название «Кириллова Книга» дано этому сборнику от первой статьи, представляющей толкование 15-го огласительного слова св. Кирилла. Толкование составлено литовским ученым православного вероисповедания Стефаном Зизанием, ярым противником унии с латинством; оно было написано на белорусском наречии и напечатано в Вильно в 1596 году под названием «Казанье св. Кирилла патриарха Иерусалимского о антихристе». Переведенное на церковно-славянский язык, оно и помещено первой статьей в указанном Сборнике. Книга состоит из 48 глав, из которых 15 против латинян, 4 против армян и 4 против лютеран, и отпечатана была протопопом московского Архангельского собора Михаилом Роговым при царе Михаиле Феодоровиче, по поводу отказа датского принца Вольдемара, жениха царской дочери, принять православие. По этому поводу начались религиозные прения между лютеранским пастором и православными священниками, в числе которых принимал участие и Михаил Рогов. Прения остались безрезультатными, никто не хотел уступать и были для царя крайне неприятные, ведь инициатором этого брачного союза был он. Он и повелел поэтому составить «предобрую книгу (обличение в ереси) от различных святых отец учиненную …» Какого-нибудь серьезного значения в обличении ересей книга в своё время не имела, но со временем появления раскола «Кириллова Книга» получила у нас особое значение. Во-первых, в сборнике помещен в начале список книг "истинных и ложных", допущенных и осужденных церковью,- один из первых памятников рекомендательной библиографии в русской литературе. Во-вторых, как напечатанная до лет патриаршества Никона, она явилась наряду с другими (Большой Катехизис, Кормчая, Книга о Вере и др.) одним из источников «истинно древнего благочестия». Величайшая книжная редкость и святыня старообрядцев!

Подробнее...

 

Требник (Евхологион). Киев, тип. Киево-Печерской лавры, 16 XII. 1646.

3 ч.ч. 20, 1546, 104 с. = 835 лл. 2°. Набор двойной – мелкий и средний; заглавия напечатаны киноварью. Строк: 26, 35, 42-43. Шрифты: 10 строк = 85, 63, 52, 126 мм. Страницы в линейных рамках. Иллюстрации: 20 с 17 досок; герб 1. Орнамент: инициалы; заставок 52 с 13 досок; концовок 41 с 15 досок; рамки на титульном листе 3 с 2-х досок. Иллюстрации и орнамент выполнены мастером Илией. На обороте титула герб Могилов, господаров Земли Молдовлахийских и стихи на герб. По литературным и библиографическим источникам издание известно, как Требник Петра Могилы, содержащий статьи не входящие в другие требники. Книга издана «благословением и повелением Петра Могилы».  В этом издании Требник в первый раз назван Евхологионом: « Евхологион албо Молитвослов или Требник. Имеяй в себе церковная различная последования иереом подобающая. От святых апостол прежде, потомже от святых и богоносных отец в различных временах преданная. Ныне же благословением, и повелением яснее превелеб, в бозе его милости господина отца Петра Могилы, митрополиты киевскаго и проч. издан …». Заглавие в середине листа, а кругом его изображения: сверху представлено дерево с распятием; из ран Спасителя льются струи на таинства, изображенные по бокам заглавия и внизу его; между  таинствами находятся малые изображения из жизни Спасителя; внизу подпись резчика Helias, с обозначением года 1646. Затем при каждом таинстве есть соответствующие рисунки того же резчика Илии, а на некоторых год обозначен 1644. Попадаются экземпляры требника, как со статьями для иноков (+52 л.л.), так и без (-52 л.л.), причем набор этих 104 страниц различен. Видимо были отпечатаны в разное время. Считается, что второй вариант набора этих дополнительных страниц отпечатан не ранее 60-х г.г. XVII века. Экземпляры с «Монашеским чином» чрезвычайно редки. Приведём их содержание: «Чин, бываемый на одеяние рясы и камылавхи … Последование великаго ангельскаго образа … Последование провода иноческаго … и чин, бываемый о хотящем затворитися иноце, или в пустыню идти единому, или двоим» … Этих статей в оглавлении Требника нет. Принимая в соображение их содержание, можно предположить, что эти статьи помещались только в те экземпляры Требника, которые поступали в монастыри или пустыни, для монашествующей братии и игумнов, а не в городские и сельские церкви для «белого» духовенства. Знаменитые и мистические для своего времени «Заклинательные молитвы от духов нечистых», занимающие в данном Требнике с.с. 308-385, также часто подвергались актам вандализма – попросту вырывались. В былые времена в эти молитвы глубоко верили темные люди, вследствие неизвестно откуда взявшегося убеждения, что обладающий ими и прочитающий изложенные в них заклинания, непременно, найдёт клад (на уровне подсознательного, - не последнюю роль играла фамилия автора книги и его аллегорической связи с подземным миром...). Цена тогда на этот Требник с «знаменитыми» заклинательными молитвами и монашеским чином доходила далеко за 1000 рублей! Важнейший библиофильский и культурный памятник восточнославянского мира!

Подробнее...

 

Вальхаузен, Иоганн Якоби фон. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. М., 1647.

Москва, Печатный двор, 1 июня - 26 августа 1647, во второе лето царствования Алексея Михайловича. 226 л., 2° (34 см.) Гравированный на меди  титульный лист с датой: 7157(1649). 35 гравюр на меди работы знаменитого мастера Иоганна Теодора де Бри (de Bry). Рисунок титульного листа - Григорий Благушин. Он следующим образом описывает свою работу: «… в листу написано полное государево именованье, по полям травы фряские, вверху листа того орёл двоеголовый, и тот образцовый лист отдан немчину, а немчин с того листа велел напечатать 1200 листов в книги Строю ратнаго учения. А за тот образцовый лист взял я Григорей Благушин пол 2 руб.». Нумерация листов и сигнатура тетрадей внизу. Орнамент: инициалов 56 с 18 досок; заставок 60 с 6 досок. Строк: 31. Шрифт: 10 строк=78 мм. В начале: Предисловие к добродетельному читателю о важности и великой пользе ратного дела (от иноземного автора). В конце книги – выход. Перевод весьма распространенного в Европе руководства по военному делу. Редчайшая по комплектности гравюр, т.к. в России тогда еще не была освоена техника глубокой печати с медной доски, и гравюры для этого издания были заказаны в Голландии двумя годами позднее, когда большинство экземпляров было уже выпущено в свет. Первая книга светского содержания, изданная в Москве!

Подробнее...

 

[Лицевая Библия. Гравировал Илия. — Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1645 - 1649].

22 лл. по 6 гравюр на дереве на одном листе: все илл.; folio (41 см.). Илия — монах Киево-Печерской лавры, гравер, работавший с 1636 по 1663 гг., один из наиболее плодовитых украинских художников. Гравюры его были широко известны и оказали влияние на мастеров московского Печатного двора. В 1645—1649 гг. Илия вырезал 132 доски, изображающие различные сцены «Ветхого Завета». Почти все гравюры имеют подпись мастера и год изготовления. Их прототипом послужили гравюры на меди из Библии голландского издателя и гравера Н. Пискатора-Фишера. Пискаторы (лат. piscator — рыбак) — переводное латинское название, под которым был известен в Европе XVII века издательский дом голландских гравёров и картографов Фишеров (Visscher). У истоков семейного дела стоял амстердамец Николас Иоаннис Фишер (Claes Jansz Visscher, 1587—1652), который обеспечивал потребности всей Европы в картах (преимущественно настенных), атласах и офортах с городскими видами. Пискатор-старший был талантливым рисовальщиком и гравёром, однако в истории искусства остался как издатель «Лицевой Библии» (лат. Theatrum Biblicum, 1650), пять сотен резцовых гравюр для которой были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения. Илия, копируя на дереве гравюры Н. Пискатора-Фишера, уменьшал, видоизменял их, иногда соединял две гравюры в одну. Отдельные доски из библейской сюиты использовались для иллюстрации киевских изданий, начиная с 40-х гг. XVII в. Все доски были отпечатаны на отдельных нумерованных листах по 6 гравюр в блоке, судя по изношенности досок, лишь в конце XVII в. Известно около 5 экз. «Библии» Илии, и только один из них, находящийся в РГАДА, сохранился в неразрезанном виде. У Д.А. Ровинского в "Подробном словаре русских граверов"(Том I, с.с.  409-426) описан такой неразрезанный экземпляр из 133 картинок, тиснутых на бумаге в четвертую долю листа. Бумажные знаки - знаменитая "шутовская голова". В РГБ — 1 экз. из собрания В. М. Ундольского, но он разрезан на блоки. Чрезвычайная редкость!

Подробнее...

 

Уложение царя Алексея Михайловича. М., 1649.

Напечатанное в Москве, 1649 (7157 год января 29), совершена же сия книга повелением великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, в третье лето Богом хранимыя его державы, и при сыне его государеве, благоверном царевиче и великом князе Димитрие Алексеевиче, в первое лето рождения его. В лист, 338 л.л.; нумерация их и сигнатура тетрадей (42-х) внизу. Выходные данные в конце. Строк 25. Шрифт: 10 строк=89 мм. 29 гравированных на дереве заставок. Толщина блока 6,5 см. В цельнокожаном переплёте конца XVII - начала XVIII века на досках, с блинтовым тиснением на крышках, с двумя бронзовыми застёжками. 31,6x20,9 см. Уложение вышло 3-мя изданиями по 1200 экземпляров в каждом, которые напечатаны на бумаге одного запаса, но разнятся мелкими деталями. Эти отличия подробно описаны у А.С.Зерновой в Сводном каталоге (М., 1958, № 216). Cоборное уложение 1649 года - пер­вый систематизированный свод законов в рос­сийской истории, изданный типографским способом!

Подробнее...

 

Номоканон (Законоправильник, или Закону Правила) или Книга Кормчая в её первоначальном виде. Москва, 1649-50.

Книга Кормчая (в первоначальном виде), напечатанная в Москве с 7 ноября 7158 от сотворения мира (1649) по 1 июля 7158 от сотворения мира (1650) г.г., в 5-е лето царствования Алексея Михайловича и в 9-е лето патриаршества Иосифа. «Начата же бысть печатати сия богодохновенная книга, Кормчая, Греческим языком Номоканон, Словенским же Закону Правила, повелением благоверного и благородного Государя Царя и Великого Князя Алексиа Михайловича, всея Руси самодержца, по совету же и по благословению в духовном чину отца его и богомольца великого господина святейшего Иосифа патриарха Московского и Всея Руси». 62, 679 листов, нумерованных внизу. Строк 25. Шрифт: 10 строк=90 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 63 с 12 или 13 досок. В переплете 18-го века - доски в коже, латунные застежки. В неплохом состоянии: повреждения переплета незначительные, повреждение и частичная утрата листов (отреставрированы поздней бумагой), пятна, владельческие отметки в тексте. Формат 34х22 см. Книга, которая разделила Святую Русь на два лагеря. Величайшая книжная редкость и святыня старообрядцев!

Подробнее...

 

Букварь языка славеньска. Кутеино, типография монастыря, 1653.

Коллация: 8°. А⁸Б⁸В⁸Г⁸ = 32 нн. лл. Печать: 14 строк (не считая сигнатуры и кустода), 110 мм (130 мм включая головной орнамент и строчку сигнатуры) х73 мм (л. 17). Шрифт текстовой: 10 строк = 82 мм (см. рис. 1, строки 1—3, 7). Шрифт заглавий: 10 строк = 62 мм (см. рис. 1, строки 4—6, 8—11). Первые пять листов каждой тетради имеют посредине внизу сигнатуру с номером листа. Кустоды: повсюду на уровне сигнатур, справа, например: л. 8 об.: мое (моего); л. 24 об.: Пя (ПЯТОЕ). Колонтитулов нет; но вверху полных страниц посредине ставится литое наборное украшение. Гравюры, орнаменты, инициалы: Григорий Богослов, 106х72 мм (л. 1 об., см. рис. 2); заставка, 23х58 мм (лл. 2 и 7, ом. рис. 3). Литые наборные украшения применены на титульном листе и в других местах. 18 оттисков инициалов, гравированных на дереве, с 13 досок. Провениенция: греческий девиз архиепископа Марша на титульном листе вверху. Чрезвычайная редкость!

 

 

Подробнее...

 

Патерик или Отечник Печерский, содержаще жития святых преподобных и богоносных отец наших, просиявших в пещерах. Киев, 1661.

На три части разделён. Составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем российским, Симоном, епископом Владимерским и Суждалским, и Поликарпом, архимандритом Печерским. Повелением же и благословением, пречестнаго о Христе  господина отца, Иннокентия Гизеля, милостию Божиею, архимандрита святыя чудотворныя лавры Печерскиа, Киевскиа, исправлен и типом изображен, в той же святой великой чудотворной лавре Печерской, Киевской, ставропигии святейшаго патриархи Константинопольскаго, в лето от создания мира 7169, от рождества Христова 1661.  — Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1661. — 314 лл., 1 тит л., 1 грав., 2 лл. плана и 48 илл. в тексте с того же количества досок, подавляющее большинство из которых представляют изображения и сцены из жизни печерских подвижников.  2° (31 см.). Счет листов вверху справа; а внизу сигнатура по тетрадям (коих 54). В начале на отдельных листах 2 знаменитых чертежа Киевских пещер и в тексте 48 изображений, резанные на дереве Илиею в 1655-1660 гг. Строк: 26, 35-36, 42 (в 2 столбца), ок. 20. Шрифты: 85, 63, 52, ок. 130. Страницы в линейных рамках. Орнамент: инициалы и заставки 11 с 9 досок; концовки 21 с 8 досок. Первое печатное издание «Патерика» на церковнославянском языке, одно из наиболее выдающихся в полиграфическом отношении изданий типографии Киево-Печерской лавры второй половины XVII в. Выдержала огромное количество переизданий. Легендарная книга русских библиофилов и коллекционеров!

Подробнее...

 

Библия. М.: Печатный двор, 12 декабря 1663.

Алексей Михайлович, Собор епископов. Титульный  лист, 1 гравированный фронтиспис, 2-й титульный лист, 1-9, 1-228, 228(2)-228(7), 1 гравюра, 229-300, 300-402, 1 гравюра, 403-415, 1 гравюра, 416-423, 1 гравюра, 424-437, 1 гравюра, 438-516 = 540 лл. 2°.  Страницы в наборных рамках. Текст отпечатан в два столбца малым шрифтом, специально отлитым для этого издания мастером Ф.И. Поповым. По изданию, в котором был употреблен, получил историческое название "библейного". Строк: 56. Шрифт: 10 строк = 49 мм. Тираж 2412 экземпляров. 1 гравюра – в центре московский герб и план Москвы, вокруг – сцены на библейские сюжеты, 1 гравюра – царь Давид, 4 гравюры евангелистов, 1 гравюра – апостол Лука.  Орнамент: инициалов 5 с 4 досок; заставок 97 с 14 досок; концовок 25 с 4-х досок; рамка на титуле. Фронтиспис с гербом и планом города Москвы, а также 2-х евангелистов резал Зосима. Это первый план Москвы, выполненный русским мастером. Тираж 2412 экземпляров, из них 12 экземпляров напечатаны на "большой александрийской бумаге в поднос про Великого Государя". Первое издание полного свода текстов Библии в Москве!

Подробнее...

 

Лазарь Баранович. Меч духовный. Киев, тип. Лавры, 1666.

…  или Книга проповеди слова божьего юже соорд жи... Лазар Баранович епископ Черниговским Новгородский и проч. Киев, тип. Лавры, 1666, 481 лл. 2°. Строк: 26, 35. Шрифты: 84, 62. Страницы в линейных рамках. Иллюстрации: 55 с 50-ти досок. Орнамент: инициалы; заставки: 2 с 2-х досок; концовки: 29 с 12-ти досок; рамки: 2 с 2-х досок. Сборник 56 проповедей. Парадное издание, поднесенное автором царю во время пребывания в Москве на соборе в 1666—1667 гг. На печатание сборника автор получил значительную сумму из царской казны. После выхода книги в свет она была одобрена собором; правительство не только разрешило продажу ее в Москве, но и организовало рассылку книги по отдельным монастырям с взысканием 3 руб. за экземпляр. Рамка титульного листа, иллюстрирующая символику заглавия книги, и гравюра (л. 1 нн.а), прославляющая род русского царя Алексея Михайловича, резаны специально для данного издания в соответствии с композицией, предложенной автором. Ее аллегорический смысл пояснен в авторских стихах на обороте титульного листа: «На его пресвЪтлаго царскаго величества знамение», на л. 14 нн.б: «На два меча книги сея» и в посвящении на л. 1 б — 9 нн: «Предословие до его пресвЪтлаго царскаго величества». В книге имеется также второе авторское «Предословие ко читателю» (л. 10—14 нн.), «Оглавление словес проповедных, обретающихся в книзЪ сей» (л. 464 6 — 1 нн.) и заключительное обращение Лазаря Барановича к читателю. Перед основным текстом книги помещен шмуцтитул в гравированной рамке — «ПроповЪди слова божьего на недели всего лета...» Имеются варианты набора и оформления (исправление опечаток, замена инициалов, наборных украшений, употребление черной краски или киновари). Замечательный памятник старопечатной славянской книги!

Подробнее...

 

Иннокентий (Гизель). Синопсис. Киев, 1674.

Синопсис или Краткое собрание от разных летописцев, о начале славяно - российскаго народа, и первоначалных кн(я)зей б(о)госпасаемаго града Киева о житии с(вя)т(а)го благовернаго великаго кн(я)зя киевскаго и всея России первейшаго самодержца Владимира, и о наследниках бл(а)гоч(е)стивыя державы ег(о) Российския, даже до … пресвет(лаго) и бл(а)гочтиваго г(о)с(у)д(а)ря н(а)шего ц(а)ря, и великаг(о) кн(я)зя Алексия Михаиловича всея Великия, Малыя, и Белыя России самодержца. В святой великой чудотворной лавре Киево-Печерской, ставропигiи святейшаго вселенскаго Константинопольскаго патрiярхи, по благословению пречестнаго о Христе господина отца, Иннокентия Гизiеля, милостiю Божiею архимандрита тояжде С(вя)тыя Лавры, изображенное типом. Киев, тип. Киево-Печерской Лавры, 1674 (7182). 4°. 124 с. Строк: 24, ок. 28. Шрифты: 62, ок. 52 мм. Страницы в линейных рамках. Счет их вверху, а внизу помета по тетрадям. Переплет: доски, обтянутые кожей. На верхнем припереплетном листе надпись “книга называемая Синопсис”. Первое слово в заглавии напечатано греческим шрифтом.  В ее основу была положена «Kronika» Матвея Стрыйковского и русские летописные источники (преимущественно — Густынская летопись). Благодаря своей основной идее — необходимости воссоединения славянских народов — и доступности изложения, Синопсис сыграл заметную роль в распространении исторических знаний в России XVII—XVIII вв. Окончательный текст Синопсиса сложился не сразу. В первом его издании описание событий доведено до 1654 г. Первая печатная книга по истории Украины и России. Синопсис 1674 года является величайшей редкостью и в открытой продаже очень давно не наблюдался!

Подробнее...

 

Симеон Полоцкий и Симон Ушаков. История о Варлааме и Иоасафе. М., 1680.

Феодор, Иоаким. Москва: Верхняя типография в Кремле, 09.1680. — 235 лл.; счет их вверху; а внизу сигнатура по тетрадям, коих 29. 2° (33 см). Фронтиспис – Варлаам и Иоасаф – эта гравюра  и рамка на титульном листе выполнены гравюрой на меди; рисунок обеих гравюр самого известного царского иконописца Симона Ушакова (на обеих надпись: начертал Симон Ушаков 7188 году); гравер указан только на иллюстрации: Афанасий Трухменъской. Строк: 26 и 25; для выносок на поля – ок. 28. Шрифты: 10 строк = 86 и 76 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 6 с 4-х досок; концовок 2 с 2-х досок; декоративная рамка на титульном листе. Страницы в линейных рамках.  Единственное беллетристическое произведение, напечатанное в Москве в XVII веке. Царские иконописцы-изографы круга Оружейной Палаты или проще, «Оружейки», как говорят, специалисты по древнерусской живописи, в церковнославянской книге – это супер!

Подробнее...

 

Симеон Полоцкий и Симон Ушаков. Псалтирь в стихах (рифмотворная). М., 1680.

Феодор, Иоаким. Москва: Верхняя типография в Кремле, 04.1680. — 167 лл. 2°. Фронтиспис выполнен гравюрой на меди – царь Давид в молящейся позе; на полу лира; вдали воины и амфилада зданий, под гравюрой  подпись: Симон Ушаков знамена 7188 году. Строк: 26 и 29. Шрифты: 10 строк = 85 и 75 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 36 с 5-ти досок. Страницы в линейных рамках.  Царские иконописцы-изографы круга Оружейной Палаты или проще, «Оружейки», как говорят, специалисты по древнерусской живописи, в церковнославянской книге! Первый поэтический перевод библейского текста и первая на Руси "преданная тиснению" книга стихов.

 

 

Подробнее...

 

Симеон Полоцкий и Симон Ушаков. Обед душевный. М., 1681.

Сочинение иеромонаха Симеона Полоцкого. Феодор, Иоаким. Москва: Верхняя типография в Кремле, 10.1681. — 711 лл.; 1 титульный лист, 1 л. с 2-мя гравюрами. 2 гравюры на меди: 1. Иисус Христос, вокруг 15 сцен из Евангелия и Библии; отпечатки известны в двух разных видах; на одном имеются две подписи художников: «7189 году Симон Ушаков назнаменовал; Афанасий Трухменъской»; на другом – одна подпись Трухменского. По всей вероятности, доски с двумя подписями являются первоначальными, так как во втором состоянии доски подпись Симона Ушакова счищена. 2. Книга на престоле, вокруг – надпись: Не о хлебе едином …   Строк: 26. Шрифт: 10 строк = 86 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 111 с 9-ти досок; концовок 8 с 2-х досок. Страницы в линейных рамках... 2°. Царские иконописцы круга Оружейной Палаты в русской книге. «Оружейка» в книге – это круто!

Подробнее...

 

Симеон Полоцкий и Симон Ушаков. Вечеря душевная. М., 1683.

М., 1683. Сочинение иеромонаха Симеона Полоцкого. Феодор, Иоаким. Москва: Верхняя типография в Кремле, 19.X.7190 – I. 7191. 716 лл. [1 титульный лист, 1-8, 1 гравюра, 1-522, 1,2, 1-182]. Строк: 26. Шрифт: 10 строк = 86 мм. Орнамент: инициалов 1; заставок 113 с 9-ти досок; концовок 38 с 4-х досок. Страницы в линейных рамках. Гравированный фронтиспис: гравюра на меди – крест с терновым венцом и копьями, укрепленный на столе; из-за креста виднеется Кремль, сам крест в рамке,- вокруг евангелисты, апостолы, святители и святые (14 клейм); подпись: 7190 году знаменил Симон Ушаков.  2°. Переплет XVIII-XIX веков: доски, обтянутые тисненой кожей; Сохранность: незначительная реставрация (подклейка) титульного листа и листа с иллюстрацией, "лисьи" пятна и загрязнения на страницах, дефекты переплета и повреждения корешка по краям, потертости тиснения, аккуратная реставрация некоторых листов (кусочки бумаги, клей), пометы чернилами на полях; 1-й счет: лист 2 частично отходит от блока сверху, оторван верхний уголок листа 143, нижние уголки листов 183, 497 (текст не задет). Царские иконописцы круга Оружейной Палаты в русской книге. «Оружейка» в книге – это круто!

 


Подробнее...

 

Евангелие. Москва: Печатный двор, 30 авг. 1689 (7197). Иоанн и Петр; Иоаким.

1°. 323 л. Строк: 16 и 32. Шрифты: 10 строк = 254 и 173 мм. В одной части экземпляров — 4 гравюры евангелистов, в других - на 4-х л. перед евангелиями оставлены свободные пространства для миниатюр. Орнамент: инициалов 396 с 61 доски или без них; заставок 9 с 6 досок или 5 с 2 досок; концовок 3 с 1 доски или без них; рамки вокруг страниц 682 с одной доски или без них; вставок в клейма рамок 259 с одной доски или без них. Браиловский (стр. 47) указывает тираж издания 150 зкз., из которых 140 с рамками вокруг наборной полосы, 10 без них. Таким образом, издание распадается на две части. Экземпляры с рамками вокруг страниц — 682 отпечатка с одной доски — в свою очередь разделяются на две группы: в одной - 4 гравюры евангелистов, гравированных заставок 9 с 6 досок — 4 из них со вставными изображениями праздников, инициалов 396 с 61 доски, концовок 3 с 1 доски, вставок в клейма бордюра 259 с одной доски. В другой части — изображения евангелистов и весь орнамент нарисован от руки, кроме 5 заставок с 2 досок и нескольких мелких инициалов, клейма бордюра не заполнены. Самая большая книга, напечатанная в XVII в. на московском Печатном дворе. В его архиве названа «Евангелия великие в десть на целом листу на александрийской бумаге новою большою азбукою дело черниговского иеродиакона Арсения». Подносной экземпляр. Миниатюры евангелистов написаны акварелью с разными градациями плотности красочного пигмента с применением твореного золота. Гимн "русскому барокко". Чрезвычайная редкость!


Подробнее...

 

Карион Истомин. Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных греческих же латинских и польских со образованми вещей и с нравоучительными стихами. М., 1694.

... во славу всетворца Господа Бога и в честь пресвятой Девы Богородицы Марии и всех святых изобразил на дщицах ваянием имущим учитися отроком и отроковицам мужам и женам писати; под всяким же писменем ради любезного отрочатом учащимся предложены виды во удобное звание в складе: да что видит, сие и назовёт слогом писмене. Цельногравированное издание под неформальным названием «Лицевой букварь» Кариона Истомина, выгравированный на меди Леонтием Буниным. В начале «Букваря» помещен фронтиспис; на втором листе помещено заглавие, и дальше идёт обращение к «отрочатом учащымся», заканчивающееся на следующем листе. Далее следуют 38 таблиц самой азбуки (буква Ѳ и Ѡ, а также Y и S помещены на одном листе). После азбуки идет лист с молитвами «Благодарение Богу». В некоторых экземплярах «Букваря» вплетены в конце два листа, первый , начинающийся словами «Смиреннейщий отче и господин мой пречестнейший», и второй «Благодетель мой приятнейший и милостивый господин». Фронтиспис начинается стихами «Всетворцу Богу буди честь и славе». В нижней части листа под чертой приведено имя автора «Букваря» и дата: «Мироздания 7207 года (1699), лета Ѡ воплощения же Бога Слова 1692 месяца марта. Дата указывает год составления рукописного «Букваря». На верху листа заставка, на которой посередине изображён сидящий Христос, держащий книгу с надписью: «Аз премудрость вселих совет». Кругом стоят ученики, в руках у них свитки с надписями: «астрономия», «феология», «риторика», «философия», «грамматика»», «геометрия». По бокам листа гравированы цветы. На л.1 с заглавием «Букварь» наверху  выгравирована заставка – оба листа текста заглавия в гравированной рамке. Москва, Печатный двор, 1694. 44 лл. 2°. 235x365 мм. Первое издание. Величайшая редкость!

Подробнее...

 

 

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?