Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 841 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

 

Октоих (с Богом починаем осьмогласник. Oktoekos Paleoslovenice). Краков, типогафия Швайпольта Фиоля, 1491.

2° (30 см.), 172 лл. Регулярной фолиации и сигнатуры нет. Перемечены кирилловскими цифрами первые 4 листа каждой тетради, коих 21. Строк: 25. Шрифт: 10 строк=78-79 мм. Иллюстрации: две ксилографии (2 оттиска с 2-х досок): л.1 – Распятие; л. 169 об. – типографский знак с гербом города Кракова: крепостные ворота с тремя башнями, из-за которых извивается направо и налево лента с буквами КРА и КОВА, из них первые три буквы помещены слева, а другие четыре – справа.  Наверху в углах четырехугольника помещены инициалы издателя: S и V. Заставки: 1 оттиск. Инициалы: 1 оттиск. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. В мире сохранилось всего 8 экземпляров. В РГБ – два экземпляра. Величайшая редкость. Октоих - это сборник молитвословий седмичного круга. В каждый день недели церковь вспоминает какое-либо событие, чтит память святого или группы лиц. Так повторяется из недели в неделю. Легко понять, почему Фиоль начал издательскую деятельность с Октоиха: именно эта книга чаще всего используется православной церковью; нужда в ней в приходах была большая. Спасибо полякам и очень грамотному немцу - уложились в век инкунабул...  Славянских инкунабул кирилловского шрифта всего лишь 8 и  отпечатаны они небольшими тиражами, причем две из них сохранились в неполном виде, как говорят специалисты, в фрагментах. Это "Октоих пятигласник" и "Молитвенник" иеромонаха Макария, отпечатанные в Цетинье. Возможно, была еще одна инкунабула, 9-я по счету. О ней рассказал сербский ученый Джордже Сп. Радойичич, в руки к которому попало рукописное Четвероевангелие, написанное в 1548 г. В послесловии рукописной книги указывалось: «Си извод от формы Црноевич, от сложения Макариева». Радойичич предположил, что оригиналом для рукописи послужило неизвестное нам пятое издание иеромонаха Макария. Возможно, Макарий просто не успел отпечатать эту книгу, ибо Черногория вскоре была захвачена турками и это был единственный "пробный" экземпляр. Джурдж Црноевич с семьей спасся бегством в Венецию. С ним вместе уехал и Макарий. С середины XV века по 1500 год в Европе было издано более 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), в том числе и на кириллице. Сохранилось, при этом, приблизительно 500 000 экземпляров инкунабул. Первая славянская книга, настоящая инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

Подробнее...

 

Часослов (Часословец имѣiа и ношную и дневную слоужбы по оуставу иже в Иерсалиме великiа лаvры, иже въ стыхъ Ѡца ншего Саввы. Horologium secundum ritum Laure S. Sabbe Hierosolims). Краков, типография Швайпольта Фиоля, 1491.

4°, 382 лл. Регулярной фолиации и сигнатуры нет. Перемечены кирилловскими цифрами 1-й и 3-й  листа каждой тетради, коих 48 по 8 листов каждая . Строк: 19. Шрифт: 10 строк=78-79 мм. Иллюстрации: одна ксилография: л.382 – типографский знак с гербом города Кракова: крепостные ворота с тремя башнями, из-за которых извивается направо и налево лента с буквами КРА и КОВА, из них первые три буквы помещены слева, а другие четыре – справа.  Наверху в углах четырехугольника помещены инициалы издателя: S и V. Орнаментация труда очень скромна. Заставки: 1 оттиск. Инициалы: 2 оттиска с 2-х досок. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. В РГБ – пять экземпляров. Вторая славянская книга, настоящая инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

 

Подробнее...

 

Триодь постная (Трипеснец. Triodion quadragesimale). Краков, типография Швайпольта Фиоля, [ок. 1493].

2° (30 см.), 314 лл. Регулярной фолиации и сигнатуры нет. Перемечены кирилловскими цифрами 5 первых листов каждой тетради, коих 32 (за исключением л.1 первой тетради). Строк: 30. Шрифт: 10 строк=78-79 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 1 оттиск. Инициалы: 3 оттиска с 2-х досок. Двухкрасочная печать. Надстрочники  напечатаны киноварью. В конце последней тетради, на листе 314, находится также счетный указатель для размещения тетрадей. В РГБ – 6 экземпляров. Величайшая редкость. Третья славянская книга, инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

 


Подробнее...

 

Триодь цветная (Triodium floridum). [Краков], типография Швайпольта Фиоля, [ок. 1493].

2°, 366 лл. Регулярной фолиации и сигнатуры нет. Перемечены кирилловскими цифрами 6 первых листов каждой тетради, коих 31 (за исключением л.1и 2 первой тетради, в которой не 12, а 10 листов). Строк: 30. Шрифт: 10 строк=78-79 мм. Иллюстрации: 2 об. (Распятие; типографский знак) – 2 оттиска с 2-х досок.  Заставки: 1 оттиск. Инициалы: 62 оттиска с 15-ти досок. Двухкрасочная печать. В конце последней тетради напечатан счетный указатель для размещения тетрадей. Всего в мире известно 26 экземпляров этой Триоди цветной. В РГБ – 2 экземпляра и один неполный - в фрагментах.  Величайшая редкость. Четвертая славянская книга, инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

 


Подробнее...

 

Октоих Первогласник (Начало с Богом Осмогласникоу. Творение преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина. Oktoekos Paleoslovenice). Цетинье, 4.01.1494.

Типография Джурджа Црноевича, типограф схииеромонах Макарий при митрополите Зетском (так в старину называли Черногорию) Вавиле.  [270] лл.; 2° (27 см). Сербуля (серб. србуља) — рукописная или старопечатная православная книга, написанная сербским изводом церковнославянского языка. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого и оборотной стороне восьмого листа каждой тетради, коих 33 и сверх того ещё 5 л.л. Каждая тетрадь из 8-ми л.л. Строк: 30. Шрифт: 10 строк=65 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 3 оттиска с 3-х досок. Инициалы: 5 оттисков с 4-х досок. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. Киноварь употребляется для некоторых сигнатур, в надстрочных надписаниях, некоторых заглавных и местами строчных буквах. Из числа заглавных букв некоторые помещены в рамках; шрифт, как заглавный, так и строчный очень хорош. Октоих - это сборник молитвословий седмичного круга. В каждый день недели церковь вспоминает какое-либо событие, чтит память святого или группы лиц. Так повторяется из недели в неделю. Легко понять, почему Макарий начал издательскую деятельность с Октоиха: именно эта книга чаще всего используется православной церковью; нужда в ней в приходах была большая. В тетради первой, на листе с сигнатурой а, начинается текст малой всеночной; на втором листе находится предисловие, вверху которого отпечатана фигурная заставка: в ней помещен герб воеводы-правителя Джурджа Црноевича – двуглавый орёл, окруженный лавровым венком, который поддерживают ангелы и  с инициалами «Б.Гн.Гю.Цр.», означающими «боголюбивый господин Гюрга Црноевич». В конце книги, после 33 тетради, в числе 5-ти нумерованных листов на стр. 7-й внизу, начинается Послесловие и оканчивается на стр. 9-й, оборот которой остался белым. Послесловие отпечатано киноварью и черной краской через строку, т.е. первая строка начинается киноварью, вторая – черная и т.д. до конца. Спасибо братьям – черногорцам - уложились в век инкунабул... В РГБ – три экземпляра. В мире сохранилось около 100 экземпляров. Пятая славянская книга, инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

Подробнее...

 

Псалтырь с восследованием (Psalterium ecclesiosslavicum, cum officiis diversis). Цетинье: типография Джурджа Црноевича, типограф иеромонах Макарий, 22 сентября 1495.

4°. 348 лл. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого и оборотной стороне восьмого листа каждой тетради, коих 43 , (за исключением 8-й и 9-й; в тетрадях 2 и 3 проставлена сигнатура «2». Каждая тетрадь состоит из 8-ми л.л. Строк: 27. Шрифт: 10 строк=65 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 4 оттиска с 3-х досок. Инициалы: 222 оттиска с 28-ми досок. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. Киноварь употребляется для сигнатур 2-6, в надстрочных надписаниях, некоторых заглавных и местами строчных буквах, точках. Первое слово каждого псалма и некоторых молитв начинается красивой заглавной черной буквой, в четырехугольной рамке; шрифт, как заглавный, так и строчный очень хорош. На первом листе, над текстом, отпечатана четырехугольная фигурная черная заставка, резанная на дереве, занимающая 3-ю часть страницы; в ней, посередине, помещен герб: двуглавый орел, окруженный лавровым венком, который с двух сторон поддерживают ангелы; вокруг орла и на груди его находятся буквы: Б, Гн, Гю, Цр, которые читаются так: "Боголюбивый господин Гюрга Црноевич". Такая же заставка и с тем же самым гербом отпечатана в тетради 24-й на 7-м листе. Две другие черные заставки находятся: первая на листе 8-м, перед началом псалтыри, она занимает полстраницы, и в ее середине, между разнообразными фигурами, можно различить крест с орлом малого размера; вторая заставка в 13-й тетради на обороте 2-го листа, перед началом избранных псалмов. В конце книги, на 3-х последних листах напечатано послесловие.  В РГБ – два экземпляра, оба дефектные. В мире сохранилось  считанное количество экземпляров. Чрезвычайная редкость! Шестая славянская книга, инкунабула, напечатанная кирилловским шрифтом!

Подробнее...

 

Служебник или Молитвенник. (Liturgiarion). Тырговиште: типография иеромонаха Макария, 10 ноября 1508.

4°. 128 лл. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого и оборотной стороне восьмого листа каждой тетради, коих 16. Каждая тетрадь состоит из 8-ми л.л. Строк: 15. Шрифт: 10 строк=95 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 6 оттисков с 3-х досок. Инициалы: 79 оттисков с 20-ти досок. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. Книга орнаментирована плетеными инициалами и заставками (белые ленты на черном или красном фоне). В центре одной из заставок – герб Валахии (между прочим, это первый случай использования в орнаментике печатной славянской книги государственного герба). Шрифт «Служебника» очень красив и похож на шрифты в предыдущих изданиях Макария: заглавные фигурные, черные и киноварные буквы по орнаментике точно такие же, как и в сказанных двух изданиях. На это редчайшее издание впервые указал знаменитый чешский славист Павел Шафарик (1795-1861) в «Часописи Чешского музея в 1842 году. В послесловие говорится, что книгу начали печатать повелением воеводы Радула, а закончили при воеводе Михне трудами монаха священника Макария. Наверняка первый воевода имел непосредственное отношение к основанию типографии. В РГБ – два экземпляра. В мире сохранилось всего 12 экземпляров. Чрезвычайная редкость! Девятая славянская книга (палеотип), напечатанная кирилловским шрифтом и первая книга, вышедшая из славянской типографии, основанной в одном из монастырей близ Тырговиште в Валахии!

Подробнее...

 

Четвероевангелие. (Evangelion). Тырговиште: типография иеромонаха Макария, 26 июля 1512.

2°. 293 лл. Издана повелением Великого Воеводы Угровлахийского и земель Подунайских Нягое I Басараба. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого и оборотной стороне восьмого листа каждой тетради, коих 37. Каждая тетрадь состоит из 8-ми л.л. Исключение составляют: тетрадь 1-я, которая оставлена без сигнатуры и заключает в себе только 5 листов; тетрадь 30-я, имеющая 9 листов и тетрадь 37-я, в которой только 3 листа. Строк: 20. Шрифт: 10 строк=95 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 13 оттисков с 4-х досок. Инициалы: 388 оттисков с 23-х досок. Двухкрасочная печать с употреблением киновари. Перед Евангелиями отпечатаны четырехугольные, фигурные, узловатые, черные заставки, из  коих в двух: у Евангелий Матфея и Луки, вверху изображен крест с буквами: IC  XC по сторонам его, в середине же заставок можно различить образованный разными фигурами крест с орлом малого размера внутри его; другие же две заставки, у Евангелий Марка и Иоанна, имеют вверху тоже крест, но с прибавлением некоторых букв, в середине которых помещен герб Угровлахийский: стоящий одноглавый орел с обращенной назад головою и распущенными крылами, поддерживающий клювом находящийся в середине заставки крест; по сторонам его два деревца. Девять заставок меньшего размера помещены перед предисловиями и оглавлениями Евангелий.  В РГБ – три экземпляра. В мире сохранилось всего 17 экземпляров. Чрезвычайная редкость! Одиннадцатая славянская книга (палеотип), напечатанная кирилловским шрифтом и третья книга, вышедшая из славянской типографии, основанной в одном из монастырей близ Тырговиште в Валахии.

Подробнее...

 

Псалтырь [Песни царя Давыда еже словуть Псалтыр. Psalterium ecclesiosslavicum]. Прага, изд. Франциска Скорины, 6.VIII.1517.

142 лл. 4°, набор 146х85, строк: 20, 10 строк =75 мм. Кустод и сигнатур нет, печать в одну краску. Пагинация лицевая, по листам, в нижнем правом углу: 1—37, 30 (фактически —38), 39—142=142 лл. (это по двум сохранившимся дефектным экземплярам). Титульный лист, 1 б, заглавие: «Песни царя Давыда еже словуть Псалтыр.». Выходные сведения в послесловии, л. 142 а: «Скончалася Псалтыр сия з божиею помощью повелением и працею избранного мужа в лекарских науках доктора Франциска Скоринина сына с Полоцька, у старом месте Празском лета по божьем нарожению тысещного пятсотого II и семогонадесеть, месеца августа дъня шестаго». Орнамент. Крупные ксилографические инициалы разных размеров, 167 оттисков с 39 досок. Заставки — 2 оттиска с 2 досок: 1) л. 5 а, покоеобразная заставка с изображениями вазона в центре и мифических существ по бокам; сигнет Скорины — солнце и месяц, вставная ксилография в средней части. Размер заставки: 44x 84. 2) л. 130 а, прямоугольная заставка с растительным орнаментом на черном фоне, в центре — щит с изображением се-милепесткового цветка, 15х86. Фигурные гравюры — 3 оттиска с 2 досок: 1) л. 1а, «Сий ест корень Иесеов», свыше 122x110; 2) л. 1 б, царь Давид коленопреклонённый, 61x42; 3) 5 а, оттиск с той же доски, царь Давид, 61х42. От последующих изданий Пражской типографии Псалтирь отличается меньшим размером наборной полосы, количеством строк на странице, расположением пагинации и некоторыми другими полиграфическими особенностями. Только здесь использованы миниатюрная фигурная гравюра (царь Давид) и оригинальная покоеобразная заставка. Сохранилось всего 2 экземпляра этой Псалтири!!! Они находятся в РНБ (сохранились лл. 1—37, 30, 39—141) и ГИМ, хлудовский экземпляр (лл. 2—37, 30, 39—129, 131—142). Именно этому изданию принадлежит бренд - Первая печатная белорусская книга!

Подробнее...

 

Библия Руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению. Книга Иова. Прага, 10.IX.1517.

Книга светого Иова починается еже словать Иов, зуполне выложена доктором Франциском Скориною с Полоцка. Прага, 4°. 1— 51, [52-й пустой] = 52 лл. Фолиация на лицевой стороне листа в верхнем правом углу. Кустод и сигнатуры нет. Строк: 22. Шрифт: 10 строк=75 мм. Иллюстрации: л. 1 (Иов и дьявол), л. 4 (Иов и дьявол) (2 оттиска с 1 формы). Заставки: 1 оттиск. Крупные ксилографические инициалы в рамках с разнообразным орнаментом и фигурами: 46 оттисков с 34 досок. л. 1 б, прямоугольная заставка с растительным орнаментом на черном фоне, в центре — щит с семилепестковым цветком, 15x86. Однокрасочная печать. Выходные сведения в конце книги, л. 51 б: «Скончалася книга сия святого Иова... працею и выкладом избраннаго мужа в лекарскых науках доктора Франциска Скоринина сына с Полоцка, у старом месте Празском, лета... тысещного пятсотого и седмагонадесет месеца септеврия, дня десятого». Издание известно в двух вариантах, оба из которых представлены в Российской государственной библиотеке. В варианте 1 на обороте титульного листа напечатано: «Предисловие въ книге Иов»». Иллюстрация, изображающая Иова и черта, помещена на титульном листе и повторена на л. 4. В варианте 2 первый лист и его оборот оставлены пустыми. Титул занимает второй лист, оборот которого пустой. Предисловие отсутствует. Иллюстрация только на л. 4. В РНБ 3 экз., БАН,  РГБ 4 экз., ГИМ 2 экз., ГБ Белоруссии, МУИ, ЦГАДА. Первая из 22-х книг Библии, напечатанная белорусским первопечатником!

Подробнее...

 

Библия Руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению. Книга Исход, [circa 1519].

Bible in Slavonic. The book «Exodus». Prague, edition by Dr. Skorina from Polotsk, [circa 1519].

More...



Библия Руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению. Книга Исход. Прага, издание доктора Франциска Скорины из Полоцка, около 1519. 76 л.л. Тит. л., 1а, заглавие: «Книги вторыи Моисеевы, зовемые Исход, зуполне выложены на руский язык доктором Франъциском Скориною с Полоцъка, богу в троици единому и пречистой матери его ко чти и людем посполитым к науце.». Выходные сведения в конце книги, л. 76а: «Докопаны суть вторыи книги Моисеевы рекомыи от евреи Геллесмот, по греческыи Ексодос, по латине Екситус, а по-русски Исход, працею и пилностию доктора Франциска Скорины с Полоцка во славном великом месте Празском.». Формат: 4°, набор 161x106, строк — 22, 10 строк — 75. Кустод и сигнатур нет, печать в одну краску. Пагинация лицевая, по листам, в верхнем правом углу:   1 — 76=76 лл. Состав: тит. л., 1а; 1) 1б — 4б, «Предословие доктора Франъциска Скорины с Полоцька во книги Исход Моисеевы»; 2) 5а — 76а, текст книги; 3) 76а, послесловие с выходными сведениями. Орнамент: Крупные инициалы в рамках с разнообразным декоративно-иллюстрационным фоном, 43 оттиска с 25 досок. Заставки: 5а, прямоугольной формы с сигнетом Скорины в центре и изображениями фавнов по бокам, боковые щиты почти не заштрихованы, 53x106.  Гравюры: 1) тит. л., 1 а, «Дщера фараонова знашла отроча Моисея у воде», 104х104; 2) 45б, «Взор кивота или скрини завета господъня», 104x105; 3) 46б, «Взор стола, на нем же бе хлеб посвященный», 104x105; 4) 47б, «Взор светильника златого с ветвием его», 105x104; 5) 50б, «То ест образ требника, на нем же приношаше ест Арон жертвы господу богу, он же стоиваше во притворе храмове, и на той крате еже висить посреди его паляху жертвы, огнь же всегда горяше з ысподу на огнищи его», 105x106; 6) 52б, «Взор риз жреческих еже быша на Ароне», 105x105. Всего: 6 оттисков с 6 досок. В ц/к переплете 1545 года.  Палеотип, величайшая редкость!

Подробнее...

 

Служебник. (Liturgiarion). [Горажде при церкви св. Георгия или Венеция], печатники Феодор и Гюрг Любавичи, на cредства Божидара Горажданина, I. VII. 1519 (7027).

4°, [1] — [104] = 104 лл. Строк 19. Шрифт: 10 строк = 74 мм. Фолиации нет. Кирилловская сигнатура внизу, посередине, по тетрадям, которых 13. Гравированных заставок: 4 с 3-х досок. Инициалы (высотой 35 мм): 4 одной доской. Надстрочные надписания, заглавные и местами строчные буквы печатаны киноварью. На первой странице, над текстом, находится фигурная киноварная заставка, резанная на дереве, с изображениями в середине её: свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Та же заставка, и с теми же изображениями, отпечатана черной краской на листе 38-м. На обороте листа шестого, вверху, помещена узловатая, фигурная киноварная заставка, в середине которой изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, сидящая на престоле; и одна черная заставка находится на обороте листа 56-го. Двухкрасочная печать. Название на обороте последнего листа: "Книгы, глаголеми Литургиа". В РНБ - 3 экземпляра. Чрезвычайная редкость! Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный  в первой половине XVI века!

Подробнее...

 

Служебник (Liturgiarion). Венеция: типография Божидара Вуковича, типограф черногорский иеромонах Пахомий, 7 июля 1519.

4°. [1]—[240] л. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на первом и последнем листе каждой тетради, коих 30, по 8 листов в каждой. Строк 19. Шрифт: 10 строк = 79 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 6 оттисков с 4 досок. Инициалы: 221 оттиск с 31 доски. Двухкрасочная печать. Инициалы: 197 оттисков с 51 доски. Двухкрасочная печать. В центре первой заставки «Служебника» помещен гербовый щит с крестом и аббревиатурой имени Божидара Вуковича «Бож». Пять же заставок в меньшем размере и тоже черные, помещены вверху главных статей. "Турецкое владычество привело к «умалению» и «расхищению» церковных книг", - пишет Вукович в "Послесловии". Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный в Венеции в первой половине XVI века!

 


Подробнее...

 

Псалтырь с восследованием. (Сице починаемъ Псалтирь. Psaltirium ecclesioslavicum cum officiis diversis). Венеция: типография Божидара Вуковича, типограф Пахомий, 12 октября 1520.

4°. [1]—[352] = 352 л. Фолиации нет. Сигнатура кирилловскими цифрами на первом и последнем листе каждой тетради, коих 44 по 8 листов. Строк 19. Шрифт: 10 строк = 79 мм и 42 мм. Иллюстраций нет. Заставки и виньетки: 6 оттисков с 6 досок. Инициалы: 197 оттисков с 51 доски. Двухкрасочная печать. В РГБ - 3 экземпляра. Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный в Венеции в первой половине XVI века! Чрезвычайная редкость!

 

 


Подробнее...

 

Псалтирь с Часословцем [Psalterium ecclesiosslavicum]. [Горажде], печатник Феодор Любавич, на cредства Божидара Горажданина, 1521 (7029).

4°, ок. 352 лл. нн. Шрифт: 10 строк = 74 мм. (состояние 1-е), строк 19-20. Шрифт: 10 строк = 70 мм. (состояние 2-е), строк 22. Фолиации нет. Кирилловская сигнатура внизу посереди страниц на первом и восьмом листах тетрадей, кроме последней неполной. Гравированных заставок 4 с 4-х досок. Инициалы (высотой 50,45, 40, 38, 35, 30 мм) 37 с 8-ми досок. Мелкие украшения – руки две одной доской. Заглавные надписания и местами строчные буквы, а также и точки в Псалтыри, печатаны киноварью. В начале Псалтыри находится фигурная узловатая черная заставка, занимающая более полстраницы. Вверху Избранных Псалмов фигурная заставка занимает третью часть страницы, а перед Часословцем  фигурная же заставка оканчивается вверху крестом с буквами: IC ХС НИ КА по сторонам его. У Последования заставка фигурная, узловатая, в середине которой изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, сидящая на престоле; эта же заставка употреблена и в Служебнике 1519 года. Псалтырь оканчивается в 18-й тетради на листе 1-м; на обороте начинаются Псалмы Избранные. В РНБ - 1 экземпляр, неполный. Чрезвычайная редкость! Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный  в первой половине XVI века!

Подробнее...

 

Малая подорожная книжица. Вильна, изд. Франциска Скорины, [ок. 1522].

Общий титульный лист ко всей книге не известен. Датирована по экземпляру с пасхалией - своеобразным календарём, рассчитанным с 1523 по 1543 годы (экз. Копенгагенской королевской библиотеки). Выпускать календарь для лет , которые уже прошли, не имело никакого смысла. Это был своего рода календарь, в котором указаны даты  так называемых "переходящих" праздников, которые в разные годы приходятся на разные дни. Вычеслены также даты , в которые произойдут затмения солнца и луны. Средняя высота экземпляров - 14 см. Это конволют, который включает в себя 21 издание: Псалтырь, Часословец,  Шестоднев, Пасхалии,  Канон гробу Господня, Акафист гробу Господня, Канон архангелу Михаилу, Акафист архангелу Михаилу, Канон Иоанну Предтече, Акафист Иоанну Предтече, Канон чудотворцу Николе, Акафист чудотворцу Николе, Канон апостолам Петру и Павлу, Акафист апостолам Петру и Павлу, Канон Богородице, Акафист Богородице, Канон пресладкому имени Иисуса, Акафист пресладкому имени Иисуса, Канон кресту Господню, Акафист кресту Господню, Последование церковного собрания и общее послесловие. Некоторые торжественные песнопения - акафисты и каноны Скорина сочинил сам. Мы можем считать Скорину первым поэтом Белоруссии, произведения которого были изданы при его жизни. Утвердившееся в литературе название «Малая подорожная книжица» (точнее — «книжка») основано на предисловии Франциска Скорины: «Писаныи речи в сей Малой подорожной книжце по ряду кратце положены суть.» Формат: 8°, набор 102х65, строк —20, 10 строк — 53. Кустод и сигнатур нет, печать в две краски. Пагинация лицевая, по листам, многократная, в верхнем или нижнем правом углу: 1—Знн., 1—140, 1_28, 1—4 нн., 1—28, 1—12, 1—8, 1—12, 1—8, 1—12, 1—8, 1—12, 1—8, 1—16, 1—8, 1—12, 1—8, 1—16, 1—8, 1—12, 1—8, 1—36, 1—4, 1—4нн., 1—20 =435 лл. в полном экземпляре. Орнамент: в полном экземпляре Малой подорожной книжки должно быть 487 инициалов со 104 досок, 251 заставка с 28 досок. Гравюры: 1) 9 паг., 1 а, «Святый Иоан Предътечи крещаеть во Иордани господа нашего Исуса Христа», 80x72; 2) 10 паг., 1 а, «Благовестуеть Гавриил пречистой девици богородици Марии», 87 x 64; 3) 18 паг., 1а, без подписи (богородица с младенцем), 64x41; 4) 19 паг., 1 а, «Господь наш Исус Христос во храме навчаеть законовчителей иудейских», 81х72. Титульные листы Псалтири, Шестодневца, Соборника оформлены в виде бордюрных рамок (из 4 досок), внутри которых отпечатано заглавие. Оригинально оформлена рамка тит. листа Акафистов на всю неделю (4 паг., 1 а), особенно левая вертикальная ксилография с изображением коронованной богородицы с младенцем (некоторые исследователи рассматривают эту гравюру как пятую иллюстрацию Малой подорожной книжки). Полных экземпляров Малой подорожной книжки не сохранилось. Наиболее полные экземпляры имеются в следующих библиотеках: РНБ 1.5.8, 1.5.86; РГБ № 2044, 2045; ГИМ Меньш. 1430, Чертк. 479; Королевская библиотека, Копенгаген. Свое миниатюрное издание Франциск Скорина предназначал, в первую очередь, для купцов и ремесленников - людей, часто находившихся в дороге. Издание изящно, орнамент его красив, мелкий шрифт четок, по рисунку своему напоминает шрифт пражской "Библии". Заставки используются не только как элемент декоративного убранства, но и для лучшей организации текста ("для лепшего разделения чтущим положены суть"). Палеотип, первенец печати на белорусской земле!

Подробнее...

 

Молитвенник или Требник. (Euhologion). Горажде, при церкви св. великомученика Георгия, печатник Феодор Любавич при помощи диакона Родоя, на cредства Божидара Горажданина, 21. X. 1523, возможно, 1531 (7032).

4°, ок. 296 лл. нн. Шрифт: 10 строк = 70 мм., строк 22. Фолиации нет. Для пометы тетрадей, коих 37, из 8-ми листов каждая, употреблена только на 1-м и 8-м листах кирилловская сигнатура, например, г҃, г҃, а прочие в середине 6 листов оставлены без неё. Буквы такие же, что и в предыдущих двух изданиях. В печати местами употреблена киноварь. В 37 тетради на листах 6-7 находится оглавление книги, а на 8-м листе находится краткое издательское Послесловие, где указано, что Молитвенник напечатан при церкви  св. великомученика Георгия иеромонахом Феодором при помощи диакона Родоя, в лето от сотворения Мира 7032 и от рождества Христова 1531. 21. X . Лето 7032 с византийского летоисчисления  переводится 1523, а с александрийского 1531 г. Какой системой пользовался иеромонах Феодор осталось и останется вечной загадкой. Издание печатано тем же шрифтом с теми же ломбардами большей частью простого рисунка, что и «Псалтырь с Часословцем», выпущенная в Горажде в 1521 или 1529 гг. На бумаге обеих книг водяной знак «кардинальская шляпа», что свидетельствует о близости изданий. Полного экземпляра никто не видел … В РНБ - 1 экземпляр и тот неполный, в фрагментах. Чрезвычайная редкость! Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный  в первой половине XVI века!

Подробнее...

 

Апостол. Франциск Скорина. Вильна, март 1525.

Апостол (починаеться книга Деяния и Посълания апостольская зовемая Апостолъ, з Божию помочью справълена доктором Франъциском Скориною с Полоцька. Acta Apostolorum). Вильно, типография Франциска Скорины в доме наистаршего Бурмистра и почтиваго мужа Якуба Бабича, март 1525. 8° (16 см.), 352 лл. Фолиация кирилловскими цифрами в 3 счета (с ошибками) на лицевой стороне листа в верхнем правом углу. Сигнатуры нет. Строк: 19. Шрифт: 52-53 мм. Иллюстраций нет. Заставки и виньетки: 288 оттисков с 26 досок. Инициалы помещены в рамках на фоне с фигурами: 429 оттисков с 85 досок. Двукрасочная печать.  Как сказано в послесловии, книга «выложена и вытиснена» «во славном месте виленском… працею и великою пилностию доктора Франциска Скорины с Полоцка». В конце приложен Сборник или месяцеслов. Летопись об издании книги помещена после послания апостола Павла к Евреям (на обороте л. 187). В книге большое количество изящных заставок, помещенных перед каждым из разделов. Титульный лист и часть текста напечатаны киноварью. Малый формат «Апостола» (16 см.) свидетельствует о том, что издание предназначено для домашнего чтения. Последняя известная нам книга белорусского просветителя. Палеотип, первое издание Апостола на церковнославянском языке!

Подробнее...

 

 

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?