Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1057 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец. 1565.

1. Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 8 авг. 7073 – 29 сент. 7074 [1565]. 174 л. 8°, всего 13 строк. Шрифт: 84 мм. Печать двумя красками в два прогона. Известен только 1 экз. Бельгия, Брюссель, Королевская библиотека Альберта I. В 1967 году там же в Брюсселе было издано факсимильное издание.Первое издание второй книги Ивана Федорова! Величайшая редкость!

2. Часовник. Москва. Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 2 сент.  – 29 окт. 7074 [1565]. 172 л. 8°, всего 13 строк. Шрифт: 84 мм. Печать двумя красками в два прогона. Второе издание второй книги Ивана Федорова! Известно только 5 экз. Великобритания, Кембридж; Санкт-Петербург, РНБ; СПбГУ; Лондон, Б-ка Ламбетского Дворца и Дания, Копенгаген, Королевская библиотека.  Каратаев, 1878, с. 133-134, № 62, Каратаев, 1883, с. 156-157, № 70.


Второй московской книгой Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца стало издание «Часовника», который  в то время был не только церковно-богослужебной книгой, но и учебником. Небольшая по формату и скромная по сравнению с «Апостолом» книжица. По «Часовнику» московские люди учились читать. В детских руках книги долго не живут. Поэтому в этой книге была особая нужда, и спрос на Часовники был большой.  Подготовка к печатанию «Часовника» заняла больше года. Нужно было дополнительно отлить литеры, заготовить доски для новых заставок, закупить бумагу, краски. Зато само печатание было выполнено в короткий срок: 7 августа 1565 года оно было начато, а 29 сентября того же года, т. е. менее чем через два месяца, книга была отпечатана. И так быстро Иван Федоров издал книгу лишь вдвоем, вручную. Не успели закончить печатание «Часовника», как выяснилось, что намеченный его тираж недостаточен. Ввиду этого, по приказу царя, 2 сентября 1565 года параллельно с первым изданием стали печатать второе издание «Часовника», которое и закончили 29 октября 1565 года.

Ученые предполагают, что второе издание делалось по заказу купцов и промышленников Строгановых, которые владели обширными землями на севере страны. У них была большая библиотека. Сохранилась её опись, составленная в 1578 году. Здесь учтено 48 Часовников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Так что, если и всплывет второе издание этой книжицы, то скорее всего это произойдет на севере России. Кстати, последний «Часовник» был найден совсем недавно в заброшенной северной деревне. Цена на скромную вторую книжицу Ивана Федорова сейчас может достигать совсем нескромную цифру с 5-ю или 6-ю нулями в валюте. Строгановы часто дарили книги церквам и монастырям. От первого издания «Часовника» сохранился лишь один экземпляр. Он находится за границей, в Брюсселе в Королевской библиотеке Альберта I. От второго издания уцелело больше: 5 экземпляров! Экземпляр второго издания состоит из двадцати двух тетрадей. В них 344 страницы. Сигнатура тетрадей проставлена кирилловскими буквами (1—22); в каждой тетради по 8 листов, исключая последнюю, в которой 4 листа. Пометы проставлены внизу листов с правой стороны. Высота набора страницы — 13 строк. Заглавия, инициалы и местами строчные буквы напечатаны киноварью.

Перед началом каждой статьи — небольшие узорные заставки. В экземпляре РНБ было восемь заставок, из них сохранилось семь (с шести гравировальных досок). В отличие от заставок «Апостола» 1564 года, три заставки «Часовника» сделаны черным по белому, а не наоборот. Отличие остальных заставок в том, что они представляют собой плетеные украшения из различных линий, а не сплетение растений и плодов. Шрифт Часовника тот же, что и в Апостоле 1564 г. Содержание Часовника: «Начало вечерни», «Начало третиаго часа», «Начало утрени», «Начало павечерницы яко же певаема бывает в великий пост», «Канон пресвятой богородицы, творение кир. Феофана», «Тропари воскресны и богородичны и ипакои осмимъ гласовомъ», «Тропари богородичны и кондаки дневные». На листах 170—172, как и к «Апостолу», помещено послесловие Ивана Федорова, начинающееся словами: «Всемогущаго невидимаго бога силою, дЪйством же и хотЪнием, милость словом его в дусе излияся во вся роды человеча...». В нем Иван Федоров говорит о пользе печатного дела, сообщает о том, кто и в какие сроки напечатал эту книгу. В книге Сергея Лифаря «Дягилев и с Дягилевым» (Париж, 1939) указывается, что в библиотеке Дягилева в Париже находился экземпляр Часовника 1565 г. По отзыву проф. А. А. Сидорова, описание Лифаря не дает возможности судить о том, первое это или второе издание Часовника.  Экземпляр Публичной библиотеки (1.5.29) имеет тисненый кожаный переплет, на корешке наклейка с надписью: «Из древлехранилища Погодина». Лист 1 дописан от руки, лист 17 утрачен и написан полууставом XVII в. Вкладных записей нет. Его смело можно называть книжицей.

Некоторые ученые (П. Строев, В. Сопиков, И. Сахаров) предполагали, что Иван Федоров, кроме «Апостола» и «Часовника», напечатал в московской государственной типографии «Евангелие», а также несколько книг светского содержания. Но это предположение не подтверждается фактическими данными. Вскоре после выхода Часовника в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву и уехали в Великое княжество Литовское. Их третья книга Евангелие Учительное выйдет уже за рубежом Московии в Заблудове в 1569 году. Напечатано «Иваном Федоровичем Москвитином и Петром Тимофеевичем Мстиславцем накладом литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича»… Но это уже совсем другая история.


P.S. Мстиславец Петр Тимофеевич - белорусский типограф, первопечатник, соратник русского печатника Ивана Федорова. В 1564 году вместе с ними напечатал в Москве первую русскую печатную книгу "Апостол", а в 1565 году - "Часовник". После вынужденного отъезда из Москвы ими была организована новая типография в литовском городе Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где в 1568-1569 годы было напечатано "Учительное евангелие". В 1569 году Мстиславец уехал в Вильно и основал там типографию на средства купцов Мамоничей. В 1574-1575 годы им здесь было напечатано "Четвероевангелие". В 1576 году закончил печатание "Псалтыри". В том же году порвал отношения с Мамоничами, перебрался на Волынь, в имение князей Острожских. Петр Тимофеев Мстиславец (? — не раньше 1579), первопечатник, вероятный автор послесловий к нескольким печатным изданиям. Прозвище «Мстиславец» указывает на происхождение Петра Мстиславца из белорусского города Мстиславля (на территории Великого княжества Литовского). В 1564—65 вместе с И. Федоровым издатель первых точно датированных книг московской печати — Апостола-тетр (1564) и двух Часословов (1565); «Сказания» (1630—40).  Предположительно в 1569 Петр Мстиславец расстается с Иваном Федоровым, перебирается в Вильну. На средства купцов — православных Мамоничей он оборудовал типографию (1574) и напечатал в Вильно по крайней мере 3 книги. Возможно, упоминается в «листе» кн. А. М. Курбского к Кузьме Мамоничу («пан Петр»). В 1576—77 между хозяевами типографии и «друкарем» происходит разрыв. Последний раз имя Петра Мстиславца фигурирует в одном из документов, который относится к его бесконечной тяжбе с Мамоничами (1579). Виленские книги Петра Мстиславца: Евангелие (1575), Псалтырь (1576), Часовник (между 1574 и 1576). Евангелие и Псалтырь снабжены послесловиями, с литературной точки зрения не изученными, но обнаруживающими знакомство Петра Мстиславца с «Диалектикою» Иоанна Дамаскина, сочинениями Артемия Троицкого. Роль Петра Мстиславца в написании послесловий к книгам, напечатанным им совместно с Иваном Федоровым, неизвестна.



Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?