Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1061 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Душинька. [б.м., б.г.].

Гравированный заглавный лист с виньетом — музы венчают венком статую с 3 головами, 62 нумерованные гравюры, рисованные и исполненные контуром графом Ф.П. Толстым в 1829 году, и 2 страницы текста на русском и французском языках. В узнаваемом по «мраморной» раскраске блестящем лакированном коричневом п/к переплете с тиснением золотом на корешке петербургской мастерской Захара Матвеевича Тарасова. Оригинальные под «мрамор» форзацы. Золотая головка. In-Folio. Экземпляр из библиотеки богатого петербургского купца и знаменитого коллекционера Николая Козьмича Синягина (1874-1912).

 


 

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №100, «Редкие книги». Искусство, археология, архитектура, художественные издания, rossica, книги о Петербурге и Москве и т. д. Livres Rares, Спб., 1910, №70 (стоит год издания 1850).
2. Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860. Спб., 1914, №737.
3. В.А. Верещагин. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870). Библиографический опыт. Спб., 1898, №863.
4. Н.Б. Русские книжные редкости. Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03, №312 (Ч. II).
5. Бурцев А.Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг. Том II, Спб., 1901, №358.
6. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №8. Русские иллюстрированные издания XVII-XIX столетий. Москва, 1926. №339.
7. Записки графа Ф.П. Толстого. Москва, 2001
8. Мроз Е.К., Ф.П. Толстой. 1783-1873, М. — Л., 1946.
9. Кузнецова Э.В. Федор Петрович Толстой, 1783-1873. Москва, 1977.


Великолепные рисунки, о достоинствах которых достаточно говорит имя автора. Граф Ф.П. Толстой трудился над этим произведением в течение 20 лет (1820-1840). Издание при своем появлении имело большой успех. «Мы бы хотели,— пишет «Художественная газета» того времени,— всегда говорить, мечтать и созерцать это изящное произведение». Не менее восторженно отзывался о «Душеньке» и В. Григорович в издававшемся им в то время «Журнале изящных искусств». Интересен также отзыв о рисунках Толстого художественного критика Ричарда Муттера, который в своей статье о русской живописи ставит их по грации, прелести и аристократическому изяществу на первое место после рисунков Прюдона. «Толстой,— говорит Муттер,— не заботился об академических формулах, не подражал, но чувствовал сам по гречески; его композиции свежи и нежны, в них нет ничего натянутого и условного». Пленительная сказка, история Амура и Психеи — одно из самых поэтичных созданий греческой мифологии. Эта античная легенда, не раз встречавшаяся в литературе (у Апулея, Лафонтена), была положена в основу поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька». Талантливый поэт допушкинской эпохи, Ипполит Федорович Богданович (1743-1803) был одним из создателей русской предромантической поэзии. Его поэма, написанная игриво, с мягкой иронией, наполненная множеством жанровых моментов и мотивов русских народных сказок, была чем-то новым в русской поэзии конца XVIII века. У Богдановича учились многие молодые поэты. Его «Душеньку», изданную дважды (1778 г. и 1783 г.), читали еще и в первые десятилетия XIX века. Батюшков в 1816 году писал: «Стихотворная повесть Богдановича — первый и прелестный цветок легкой поэзии на языке нашем, ознаменованный истинным и великим талантом». Позже, когда явился миру Пушкин, поэма Богдановича, конечно, утратила свою новизну. Но «Душенька» обрела вторую жизнь в иллюстрациях Ф.П. Толстого. Это отмечал и один из его современников в своем шутливом экспромте:

Наш Богданович милую поэму написал,

Но Пушкина стихи ее убили;

К ней граф Толстой рисунки начертал,

И «Душеньку» рисунки воскресили.


В художественном мире XIX века граф Федор Петрович Толстой (1783-1873) был личностью значительной и яркой. С детства готовившийся к военной карьере, Федор Толстой окончил Морской корпус и служил во флоте. Тяга к искусству и незаурядные способности привели его в классы Академии художеств. Здесь он пользовался советами О. А. Кипренского, учился у скульптора И.П. Прокофьева. В 1804 году Ф. Толстой оставил службу, чтобы посвятить себя искусству. Он стал известным медальером, подняв это забытое искусство на большую высоту. Толстой прославил патриотический подвиг русского народа своей знаменитой серией медальонов в память Отечественной войны 1812 года. Творческие интересы художника были разнообразны. Одновременно он занимался скульптурой, живописью, гравюрой, работал акварелью, был тонким рисовальщиком, мастером очеркового, линейного рисунка. Человек передовых взглядов, обладавший широким кругозором и высокой культурой, Ф. Толстой всегда был в центре общественной и художественной жизни. В 1826 году он привлекался к суду по делу декабристов, за участие в тайном обществе; долгие годы был он вице-президентом Академии художеств, по его ходатайству в 1858 году был возвращен из ссылки Тарас Шевченко, а на склоне лет он стал свидетелем выхода из Академии будущих передвижников. На протяжении многих десятилетий в доме Толстого собирались «лучшие умы» XIX века: известные художники, писатели, поэты, музыканты, артисты. Здесь бывали Пушкин, Жуковский, К. Брюллов, Вяземский, Верстовский, Гоголь, декабристы — братья Муравьевы, Бестужев, Рылеев. Позже — А. Иванов, Федотов, Шевченко, Тургенев, Майков. Почти весь девятнадцатый век прошел перед глазами Ф. Толстого, но его творчество принадлежит первой половине века. Своим мировосприятием, художественными взглядами и вкусами он обязан эпохе, которая его воспитала. Поэтому в рисунках Ф. Толстого, особенно в его «Душеньке», тонко переплетаются черты классицизма, романтизма и реальной правды. Увлечение античностью было характерно для его времени, искавшего в Древней Греции идеал гармонической красоты и совершенства. Лист за листом, с мягкой улыбкой художник воссоздает в своих тонких рисунках античную сказку о горестях и радостях прекрасной Душеньки, о печальном наказании за ее пагубное любопытство, о зависти и злобе, коварстве и клевете, существующих в мире, об изменчивости и непостоянстве внешней красоты и о вечном торжестве красоты душевной. Рисунки к «Душеньке» — лучшее из графических произведений Федора Толстого.

Их трудно назвать иллюстрациями. Они настолько целостны и независимы от текста, что представляются самостоятельным графическим циклом. Мир, воссозданный Ф. Толстым, конечно, не был, да и не мог быть подлинным античным миром. Это была античность, сочиненная художником начала XIX века, знавшего древнюю эпоху по ее эллинистическим образцам, обладавшим большой эрудицией, изысканным вкусом и творческим воображением. Мир «Душеньки» еще хранит классическую ясность и идеальную красоту античности, но в этом мире уже много интимного, лирического, окрашенного романтическим чувством, в нем появляются элементы жанра, непривычные бытовые ситуации, взятые из самой реальности. Вся серия, состоящая из 62 листов и фронтисписа, была исполнена пером (в 1820—1833 гг.), а позже награвирована самим автором. Твердой рукой медальера, приученной к четкой выразительности линии силуэта, Толстой создает рисунки, в которых совершенно отсутствует штриховка, образующая светотень. Одними контурами и легким сплетением линий внутри них передана и объемность предметов, и глубина пространства, и ритм движения. Обыкновенное перо становится изысканным и виртуозным в руках мастера. Толщина линии, меняющаяся в зависимости от нажима пера, имеет около пяти градаций, от самой широкой, определяющей передний план, до почти волосяной, едва видимой, уводящей в глубину. Линии, геометрически четкие и прямые, вдруг превращаются в гибкие и плавные, струящиеся и ниспадающие. Образуя определенный ритмический рисунок, эти линии создают на белом листе бумаги тонкое графическое кружево. Искусством Ф. Толстого-рисовальщика пленялись его современники. В одном из писем Пушкин, говоря об издании своих стихов, писал: «Виньетку бы не худо... Что, если б волшебная кисть Ф. Толстого... кроме Уткина ничей резец не достоин его карандаша». Мастерство Ф. Толстого очаровывает легкостью и грацией его рисовального языка, богатством и музыкальностью его линейных ритмов, гармоническим совершенством композиции. Рисунки к «Душеньке» вошли в историю искусства, как одно из лучших созданий русской очерковой графики.

Некоторые выдержки из биографических словарей:

1. Толстой, Фёдор Петрович (10 (21) февраля 1783, Санкт-Петербург, Российская империя — 13 (25) апреля 1873, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма. Фёдор Толстой родился в семье П.А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в полоцком Иезуитском училище, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника. В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П. Прокофьева. В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор. После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета). В восстании декабристов не участвовал. В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

2. Толстой, Федор Петрович (1783–1873), русский художник, мастер скульптуры, графики и живописи русского романтизма. Родился в Петербурге 10 (21) февраля 1783 в семье графа П.А. Толстого, крупного сановника, в те годы начальника Кригскомиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Окончив Морской корпус со званием мичмана (1802), в том же году поступил в Академию художеств в качестве «вольноприходящего». В 1804 окончательно оставил военную карьеру, тем самым нарушив традицию и став (случай для той поры весьма редкий) аристократом-художником. Учился у скульптора И.П. Прокофьева, пользовался также советами О.А. Кипренского. Жил в Петербурге. Входил (с 1815) в несколько масонских лож. Примыкал к движению декабристов, был членом Союза благоденствия и председателем его Коренного совета, однако отошел от движения до восстания (1824), поэтому следственное дело о нем было прекращено. В 1826 написал для Николая I трактаты О нравственном состоянии войск российских и О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства, предложив в них целый ряд законодательных, социальных и налоговых реформ. Выдвинулся как мастер рельефов из воска, портретных или на темы античности (композиции по Одиссее Гомера, воск, 1810, Третьяковская галерея). В 1809–1828 работал в Монетном департаменте в качестве медальера. Прославился изящными медальонами в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813–1814 с различными их эпизодами в виде отдельных групп воинов в античных одеждах. На основе восковых моделей (всего — 21 штука; 1814–1836, Русский музей) и медных форм изготовлялись декоративные барельефы из гипса. Позднее создал аналогичного рода медальоны на темы русско-персидской (1826–1828) и русско-турецкой (1828–1829) войн. Успешно работал также в круглой (Морфей, терракота, 1822, Русский музей; мрамор, 1852, Третьяковская галерея) и монументальной скульптуре (рельефы дверей храма Христа Спасителя в Москве, 1846–1851; погибли при уничтожении храма в 1931, остались лишь подготовительные рисунки и несколько гальванопластических моделей; в воссозданном здании установлены вольные копии). Классицистические формы обычно принимали у Толстого вид романтической мечты: возвышенно-политической, философской либо лирически-интимной. Тонкий лиризм свойствен его «очерковым» (без теней и штриховки) перовым рисункам к поэме И.Ф. Богдановича Душенька (на тему мифа о Психее; 1820–1833; все 67 композиций были повторены им в резцовых гравюрах). Проникновенно-поэтичны автопортреты художника с семьей — горельефный (воск, 1812, Третьяковская галерея) и живописно-интерьерный (Семейный портрет, 1830, Русский музей). Написал целый ряд иллюзионистических натюрмортов (Букет цветов, бабочка и птичка, гуашь, 1820, Третьяковская галерея; и др.) и немало живых жанровых сценок (гуашь и акварель). Активно обращался к самым различным сферам творчества: вырезал силуэты, изобретал новые красочные и клеевые составы, сочинил балеты Эолова флейта (1838) и Эхо (1842), в рисунках наметив их сценографию, однако ни один из них так и не был поставлен. С 1825 преподавал в Академии художеств, был ее вице-президентом (1828–1859) и товарищем президента (1859–1868). В поздние годы потерял зрение. Умер Толстой в Петербурге 13 (25) апреля 1873. Оставил автобиографические Записки, частично опубликованные в «Русской старине» (т. 7, 1873).

3. Толстой, Федор Петрович (1783, Спб. - 1873, там же), граф, медальер, рисовальщик и живописец, тайный советник (1846). Окончил Морской кадетский корпус (1802), служил на флоте, с 1804 года в отставке. С 1802 года, как вольноприходящий, учился в АХ у И.П. Прокофьева. С 1806 служил при Эрмитаже. В 1810-25 медальер Монетного двора. С 1825 преподавал в АХ; проф. (с 1842), почетный член (с 1809), вице-президент (1828-59), тов. (зам.) президент (1859-68) АХ. Наибольшую известность получил как автор восковых барельефов: «Душенька» (1808-09, ГЭ), сцены из «Одиссеи» Гомера (1810-15, ГТГ) и медальонов: серии в память воен. событий 1812-15 (1814-26, ГРМ), рус.-перс. войны 1826-28 и рус.-тур. войны 1828-29 (1826-39, ГРМ). Иллюстрации пером к поэме «Душенька» И. Ф. Богдановича (1820-33, ГТГ, изд. в 1850) оказали заметное влияние на развитие русской книжной графики. Создавал миниатюрные рисунки, иллюзионистские натюрморты («Букет цветов, бабочка и птичка», 1820, ГТГ), вырезал силуэты с изображением сцен нар. и армейской жизни, подняв этот жанр на высокий проф. уровень. Сочинил балеты «Эолова флейта» (1838) и «Эхо» (1842), в рисунках наметив их сценографию. Особая манера Т., характерная для всех видов его творчества, сочетала формальные принципы классицизма с романтич. восприятием действительности. Масон. Участник движения декабристов. Состоял чл. «Союза спасения» и Коренной управы «Союза благоденствия» (1818-21), отошел от движения в 1821 и по высочайшему повелению к следствию привлечен не был. Поч. ч. ВОЛРС (1818, пред. с 1820) и ВОЛСНХ (1817). Один из основателей и пред. (1819-20) Об-ва учреждения уч-щ по методе взаимного обучения. Автор мемуаров. В 1850-х гг. жил на 3-й линии В. О., 2 (в здании АХ). Похоронен в Некрополе 18 века.

Семья: В Государственном Русском музее хранится семейный портрет Ф.П. Толстого, датируемый 1830 годом Холст, масло. 89х117 см. В «Записках» Ф. Толстого дано следующее описание его картины «Семейный портрет»:

«На первом плане у стены, на которой висит картина Вернера старшего, стоит диван, перед ним прочный стол, покрытый зелённым сукном. На этом диване и около стола расположена мною семейная группа — жена моя (в красном платье), две малолетние дочери и я сам, занимающийся лепкой статуи молодого человека ...». Жена с 1810 Анна Фёдоровна Дудина (1792-1835); дочь Елизавета (1811-1836), дочь Мария (3 октября 1817 Петербург - 22 июля 1898 Петербург) — писательница, жена беллетриста П.П. Каменского.

Вторая жена, Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург - 1.11.1889, Петербург). (Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко), дочь Екатерина (24.11.1843, Петербург - 20.01.1913, Москва). Художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич 1832-1898, дочь Ольга (1849 Петербург - 25.10.1869 Одесса), жена статского советника А.А. Дмитриева.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?