Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 474 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Лермонтов М.Ю. Демон. Иллюстрации А. Эберлинга.

СПб., Изд. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг. Книжные магазины М.О. Вольф. М.- СПб. 1910. 4 н. с., 64 с., 22 н. с., 4 листа тоновых фототипий на отдельных листах, проложенных калькой, 5 листов цветных автотипий на отдельных листах, проложенных калькой, 1 лист цветного фронтисписа - портрет М.Ю. Лермонтова (с акварельного автопортрета 1837 года). На 22-х н. с. в конце книги - факсимиле рукописи М. Ю. Лермонтова. Текст настоящей книги воспроизведен с издания “Демона”, напечатанного в Карлсруэ в 1857 году в придворной типографии В. Гаспера. Настоящее издание отпечатано на высокачественной бумаге верже. Текст набран серо-синим цветом. Каждая страница в цветной орнаментальной рамке. Составные цветные форзацы. В издательском художественном переплете. 24х25 см. Настоящее издание представляет собой один из лучших образцов полиграфического искусства и отличается художественным исполнением. Для него тщательно продумывались формат, шрифты и качество бумаги. Часть экземпляров из тиража были нумерованными.

Книга Михаила Юрьевича Лермонтова, до сих пор может служить образцом полиграфического и художественного исполнения. Особое внимание было уделено декоративному оформлению издания, тщательно продумывались формат, шрифты, качество бумаги, переплёта, характер титульного листа и т. д. Знаменитая фирма выпустила роскошные нумерованные экземпляры на бумаге «Верже» с золотым обрезом, прокладками (папье-плюр) из тончайшей рисовой бумаги между иллюстрациями.


В книге присутствует факсимиле рукописи поэмы, которая хранилась в Лермонтовском музее в Санкт-Петербурге, а ныне экспонируется в музее Пушкинского дома. Текст тождествен изданию  «Демона», отпечатанного в г. Карлсруэ в 1857 г. в придворной типографии В. Гаспера. Портрет Лермонтова -  репродукция с его собственноручного акварельного портрета, подаренного им Варваре Александровне Бахметевой, урождённой Лопухиной. Текст поэмы воспроизведен с издания «Демона» 1857 г., отпечатанного в Карлсруэ в придворной типографии В. Гаспера. Книга иллюстрирована Альфредом Рудольфовичем Эберлингом (1871-1950) – русским художником, иллюстратором, профессором Академии художеств. На последних страницах издания опубликовано факсимиле рукописи М.Ю. Лермонтова из Лермонтовского музея в Санкт-Петербурге (в настоящее время хранится музее Пушкинского дома).


Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. Библейские, в том числе ветхозаветные, образы характерны для творчества М.Ю. Лермонтова - его лирики, прозы и поэм. Они присущи его художественному стилю. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты. Поэма «Демон», законченная в 1838 году и основанная на библейском мифе о падшем ангеле, является одним из наиболее ярких примеров этого. Падший ангел, усомнившийся в вере, восстал против Бога и тем самым обрек себя на изгнание. Но Бог не просто отверг Демона, он опустошил его душу и, сделав орудием зла, обрек веками скитаться по миру.


" ...Мятежный Демон, наделенный непреклонной волей и сильными страстями, стал символическим выражением неодолимого стремления человека к свободе. Тема Демонa -   символическая форма... тема.. которая ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё ...одиночество!"


М.Ю. Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, как уже говорилось, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический философский, социальный смысл. По энергии и языковой выразительности, по силе протеста и отрицания, поэма Лермонтова не имеет ничего подобного в литературе! Демон Лермонтова - это его мука, предельный концентрат ее, все противоречия и странности его души, злой гений "безочарованья существа его поэзии"  -  так отметили ее особенность Жуковский  с  Гоголем.


Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой…


Демон — гордый враг небес, «царь познанья и свободы». Это воплощение мятежного восстания против всего, что сковывает разум. Он отвергает мир,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.


"Голике Р. и Вильборг А." – акционерное художественно-книгоиздательское товарищество, специализирующееся на изданий дорогих и подарочных высоко художественный изданий!  Основано в Петербурге в 1903 г. Романом Романовичем Голике и Артиром Ивановичем Вильборгом, объединившими свои типографию и фотоцинкографию, создавшими одно из лучших полиграфических предприятий России. К подготовке книг издателями привлекались самые известные русские художники как - А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, Е.Е. Лансере, Г.И. Нарбут, Л.О. Пастернак и др. Всего было выпущено около 50 изданий, среди которых подлинные шедевры книжного мирового искусства: "Хаджи-Мурат" Л.Н. Толстого в оформлении и с иллюстрациями Е.Е. Лансере, "Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны"  А.Н. Бенуа, "Пиковая дама" А.С. Пушкина с иллюстрациями А.Н. Бенуа, "Евгений Онегин" А.С. Пушкина с иллюстрациями Е. Самокиш-Судковской, "Демон" М.Ю.Лермонтова с иллюстрациями А.Р.Эберлинга и др.. В 1918 г. издательство было национализировано.  Все издания выпущенные Голике и Вильборгом, считаються по праву редкими и многие издания имеют историческую и коллекционную ценность. В этом же году выходит и «кушнеревский Демон»:

Демонъ. Поэма М. Ю. Лермонтова. Съ рисунками: М. А. Врубеля, А. М. Васнецова, В. Д. Полѣнова, Л. О. Пастернака и В. А. Сѣрова. Изданіе т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°.


Эберлинг, Альфред Рудольфович (3 января 1872, г. Згеж Лодзинского уезда Петроковской губернии Российской империи — 18 января 1951, Ленинград) — советский живописец, график и педагог, член Ленинградского Союза художников. Эберлинг Альфред Рудольфович родился 3 января 1872 года в городе Згеже Лодзинского уезда Петроковской губернии (территория современной Польши). В 1898 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге по мастерской И. Е. Репина с присвоением звания художника I степени за картину «Весна». В 1899 выехал с группой художников в Константинополь для выполнения правительственного задания по росписи православного храма. В 1900—1917 посетил многие европейские страны, где знакомился с художественными музеями. Помимо русского, владел немецким, польским, французским и итальянским языками.


Портрет Ирины Максимович

В 1896 году ещё студентом Эберлинг выполнил картину «Старая и „Новая“ живопись» (аллегория на распространившееся тогда искусство декадентов). В том же году картина была показана на Академической выставке в Императорской Академии художеств в Петербурге и международной выставке в Берлине. Позднее художник принёс картину в дар Пензенскому художественному училищу. Помимо Академических выставок, Эберлинг участвовал в выставках общества Куинджи и Общества акварелистов, а также в зарубежных выставках в период пребывания за границей. В 1902 году во Флоренции написал свою самую большую картину «Сон художника», показанную на выставках во Флоренции, Варшаве, Петербурге и Москве. В 1904 году картина экспонировалась в США в городах Сент-Луисе и Нью-Йорке, где и была приобретена для музея Сан-Франциско. Наряду с ней в США было приобретено ещё несколько картин Эберлинга: «Константинополь. Кладбище», «В горах Тосканы», «Венеция», «Под белым знаменем».


Подпишитесь на военный заем. 1916.

В 1904 году началась многолетняя педагогическая деятельность Эберлинга. В 1904—1917 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В эти годы художником было написано около 100 портретов, главным образом представителей театрального мира. В 1910 году иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон». Работая над «Демоном», художник с теплотой и нежностью рисует Тамару, передаёт тончайшие оттенки её чувств. После революции в 1918 году участвовал в создании на базе Рисовальной школы художественно-педагогического техникума, в котором преподавал до 1933 года. В 1925—1930 годах руководил изостудией АХР в Ленинграде. В 1934 году по приглашению И. Бродского занял место профессора по живописи, рисунку и композиции в ЛИЖСА, где проработал до 1937 года. Параллельно до 1940 года преподавал в изостудии Ленинградского Дворца пионеров и изостудии Дома учёных. В 1920—1930 годы по заказу Госзнака исполнил портреты К. Маркса, В. Ленина, И. Сталина, В. Молотова, Л. Кагановича, М. Калинина для воспроизведения массовым тиражом. В 1924 году выиграл конкурс, объявленный Госзнаком на лучший портрет В. И. Ленина, после чего исполнил рисунок для денежных знаков, который был воспроизведён на купюрах образца 1937 года. В послевоенные годы рисунок Эберлинга использовался в качестве водяного знака на советских купюрах выпуска 1947 и 1957 годов. Среди произведений, созданных Эберлингом в станковой живописи в 1918—1940 годы, картины «Первые вести Октября» (1918), «Портрет С. Орджоникидзе», «Портрет стахановки Смирновой», «Портрет М. Горького» (все 1937), «Портрет балерины Семёновой» (1940), «В. И. Ленин в 1895 году»[3], «Портрет Ушинского», «Портрет В. И. Ленина» (все 1946), «Портрет И. Сталина», «Портрет академика Н. Г. Хлопина» (обе 1947), «Портрет академика С. П. Давиденкова» (1951) и другие. Эберлинг Альфред Рудольфович скончался 18 января 1951 года в Ленинграде на восьмидесятом году жизни. Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других странах.

Эберлинг Альфред Рудольфович (по официальным документам Вильгельм-Альфред Генрихович) — русский советский художник, живописец-портретист и пейзажист, иллюстратор, фотограф, график и педагог, член Ленинградского Союза художников.


Альфред Рудольфович Эберлинг

Альфред Эберлинг родился 3 января 1872 года в городе Згеже Лодзинского уезда Петроковской губернии (территория современной Польши). Основную часть жизни прожил в Петербурге-Ленинграде. В 1886–1889 годах учился в Варшавском рисовальном классе. В 1889 году поступил и в 1898 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге по мастерской И.Е. Репина, историческая живопись, с присвоением звания художника I степени за картины «Турецкое кладбище» и «Весна». Учился вместе с Рерихом, Малевичем, Сомовым, Кустодиевым и Петровым-Водкиным. В 1899 году выехал с группой художников в Константинополь для выполнения правительственного задания по росписи православного храма в Сан-Стефано. В 1891 году награжден малой серебряной медалью за этюд с натуры. С 1900 по 1913 год ежегодно на несколько летних месяцев выезжал за границу, подолгу жил в Италии, главным образом во Флоренции, бывал в Риме, Ассизи, Венеции, в Париже, Вене и других художественных центрах Западной Европы. Изучал там старых мастеров и интенсивно занимался живописью: писал картины, преимущественно аллегорического и жанрового содержания, пейзажи, портреты. Был ценимым в светских кругах как портретист салонного толка и даже, по рекомендации И.Е. Репина, придворный живописец. В 1900 году продолжил образование в Мюнхене у Франца Ленбаха. Помимо русского, владел немецким, польским, французским и итальянским языками. На рубеже веков Эберлинг часто выставлялся на весенних выставках в залах Академии. Уже тогда его произведения привлекали внимание прессы.  В 1909 году журнал «Наша Родина» писал о нем: «Альфред Эберлинг. Четко и красиво, поэтично и холодно звенит это сочетание слов... Не придет в голову, что так зовут акцизного чиновника или владельца табачной лавочки. Это имя поэта, и он действительно поэт, поэт красок. Его краски — стихи в живописи, легкие, прозрачные, прекрасно холодные. У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова…».


Портрет светлейшего князя Ивана Николаевича Салтыкова.


Портрет саратовского губернатора Михаила Николаевича Галкина-Врасского.

1906 год.

Известность Эберлинг приобрел еще в дореволюционные годы, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II в 1917 году. Помимо официальных портретов, создавал также в эти годы портреты знаменитых балерин — Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, с которой его связывала близкая дружба и переписка. «Весь вкус, всю прелесть своего колорита Эберлинг отдает женским портретам», — писали газеты о его работе, — «портреты известнейших наших балерин выходят у него очаровательными». Некоторые из этих портретов находятся в коллекции Театрального музея им. Бахрушина в Москве.


Портрет Тамары Карсавиной. 1908 год.


Портрет Анны Семеновны Ротванд.

В 1896 году ещё студентом Эберлинг выполнил картину «Старая и «Новая» живопись» (аллегория на распространившееся тогда искусство декадентов). В том же году картина была показана на Академической выставке в Императорской Академии художеств в Петербурге и международной выставке в Берлине. Позднее художник принёс картину в дар Пензенскому художественному училищу. Помимо Академических выставок Эберлинг участвовал в выставках «Общества имени А.И. Куинджи», которое он учредил в 1900 году, и Общества акварелистов, а также в зарубежных выставках в период пребывания за границей. В 1902 году во Флоренции написал свою самую большую картину «Сон художника», показанную на выставках во Флоренции, Варшаве, Петербурге и Москве. В 1904 году картина экспонировалась в США в городах Сент-Луисе и Нью-Йорке, где и была приобретена для музея Сан-Франциско. Наряду с ней в США было приобретено ещё несколько картин Эберлинга: «Константинополь. Кладбище», «В горах Тосканы», «Венеция», «Под белым знаменем».


В горах Тосканы. 1912 год.

Государственный художественный музей

Алтайского края.

В 1904 году началась многолетняя педагогическая деятельность Эберлинга. Когда в 1906 году директором Императорского Общества поощрения художеств стал Николай Константинович Рерих, то среди других педагогов он пригласил и Альфреда Эберлинга. В 1904—1917 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В эти годы художником было написано около 100 портретов, главным образом представителей театрального мира. В 1910 году иллюстрировал поэму М.Ю. Лермонтова «Демон».

Плакат. Подпишись на военный 5% заем – проложите путь к победе.

Петроград. 1916 год.

После революции, в 1918 году вместе с художниками Белым и Бобровским участвовал в создании на базе Рисовальной школы художественно-педагогического техникума, в котором преподавал до 1933 года. В 1924 провел в Ленинграде персональную выставку. С 1924 по 1929 год входил в «Объединение художников имени И.Е. Репина». В 1925—1930 годах руководил изостудией АХР в Ленинграде. В 1934 году по приглашению Исаака Бродского занял место профессора Академии художеств по живописи, рисунку и композиции в ЛИЖСА, где проработал до 1937 года. Параллельно до 1940 года преподавал в изостудии Ленинградского Дворца пионеров и изостудии Дома учёных. Сотрудничество с Гознаком открыло Эберлингу новую фазу карьеры официального портретиста — на этот раз в кругах советских руководящих лиц. В 1920—1930 годы по заказу Гознака исполнил портреты К. Маркса, В. Ленина, И. Сталина, В. Молотова, Л. Кагановича, М. Калинина для воспроизведения массовым тиражом. В 1923 году получил первую премию на конкурсе «Великая русская революция» за картину «На рассвете». В 1924 году, буквально через месяц после смерти Владимира Ильича, выдающиеся художники того времени — Анненков, Кустодиев, Малютин, Кордовский, Лансере, Петров-Водкин и другие — получили письма одинакового содержания: Гознак нуждается в портрете Ленина, «который, одновременно являясь художественным, мог служить для целей последующего воспроизведения с него классической гравюры на металле для изделий Гознака». По условиям конкурса, портрет предстояло исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом». Первую премию комиссия присудила Альфреду Эберлингу. 20 октября 1924 года он подписал договор: «Настоящим я, нижеподписавшийся, художник Альфред Рудольфович Эберлинг, беру на себя обязательства исполнить для Управления фабрик Заготовления Государственных Знаков портрет В.И. Ульянова-Ленина, согласно словесным указаниям тов. Енукидзе, размером не меньше натуральной величины, способом, который признаю наиболее целесообразным, за сумму 500 рублей золотом». Половина суммы выдавалась авансом. Кроме того, Эберлингу полагалась первая премия в 1000 рублей. Однако и условия были довольно жесткие — через три месяца, к 1 февраля 1925 года, портрет предстояло сдать. Все права на дальнейшее использование портрета переходили к Гознаку. Прежде, чем появился окончательный вариант портрета В.И. Ленина, Эберлингу пришлось немало поломать голову над тем, как должен быть изображен Ленин на дензнаках: в кепке или без нее, в профиль или анфас и т.д. В конце концов, Эберлинг нарисовал вождя в своем галстуке, завязанным узлом, которым он сам привык завязывать эту деталь одежды. Портрет Ленина работы Эберлинга стал классикой советской денежной и почтовой миниатюры. Он воспроизводится на стандартных почтовых марках, изданных в 1928, 1929 и 1937 годах массовым тиражом: «В овале портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа».


Стандартная марка, 1927 год.

Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа, художник Л. Якимченко.

Номинал 18 копеек. Цвет оливковый.


Стандартная марка, 1928 год.

Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа, художник Л. Якимченко.

Номинал 14 копеек. Цвет темно-зеленый.


Стандартная марка, 1928 год.

Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа, художник Л. Якимченко.

Номинал 18 копеек. Цвет темно-синий.


Стандартная марка, 1929 год.

Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа.

Номинал 14 копеек. Цвет темно-синий.


Стандартная марка, 1937 год.

Портрет В.И. Ленина работы А. Эберлинга по фотографии П. Оцупа.

Номинал 40 копеек. Цвет темно-синий.

Портрет В.И. Ленина, выполненный для денежных знаков, был впервые помещён на купюрах образца 1937 года, выпущенных в честь 20-й годовщины Октябрьской социалистической революции. В послевоенные годы рисунок Эберлинга использовался в качестве водяного знака на советских купюрах выпуска 1947 и 1957 годов.


Билет Государственного Банка Союза ССР 10 червонцев 1937 г.

Художник И.И. Дубасов. Портрет В.И. Ленина выполнил А.Р. Эберлинг,

гравировал художник А.Г. Блюм.


Билет Государственного банка СССР 100 рублей 1957 г.

Художник Иван Иванович Дубасов,

портрет В.И. Ленина гравировал художник С.И. Аферов,

по фотографии (16 октября 1918 г.) Петра Адольфовича Оцупа.

Водяной знак: художник Альфред Рудольфович Эберлинг.

В 1929 и 1930 годах в обращение поступили две серии художественных маркированных почтовых карточек с репродукциями картин, хранившихся в Центральном музее Революции СССР в Москве. В обеих сериях были изданы почтовые карточки с репродукцией картины А.Р. Эберлинга «Владимир Ильич Ленин».


Двойная маркированная почтовая карточка, 1929 год.

Ленин В.И. Музей Революции Союза ССР. Москва.

Среди произведений, созданных Эберлингом в станковой живописи в 1918—1940 годы, картины «Первые вести Октября» (1918), «Портрет С. Орджоникидзе», «Портрет стахановки Смирновой», «Портрет М. Горького» (все 1937), «Портрет балерины Семёновой» (1940), «В.И. Ленин в 1895 году», «Портрет Ушинского», «Портрет В.И. Ленина» (все 1946), «Портрет И. Сталина», «Портрет академика Н.Г. Хлопина» (обе 1947), «Портрет академика С.П. Давиденкова» (1951) и другие.


Эскиз к картине Альфреда Эберлинга

«Ленин идет в Публичную библиотеку». 1929 год.

Репродукция портрета Владимира Ильича Ленина

работы художника Альфреда Эберлинга, акварель, 1936 год.

С началом войны он был эвакуирован из осажденного немецкими войсками Ленинграда вместе с рядом других деятелей искусства в глубокий тыл. В эвакуации жил в селе Сараса Алтайского района Алтайского края, где в 1943 году он пишет картины «Алтайская весна» и «Алтайский пейзаж» или «Пейзаж с подсолнухами». Там обратил внимание на способного к живописи местного подростка Володю Сокола и дал ему первые уроки профессионального мастерства. По совету Эберлинга после войны В.П. Сокол приехал в Ленинград, поступил в ЛВХПУ им. Мухиной, и впоследствии стал известным сибирским художником, Заслуженным художником РСФСР. В фондах Государственного художественного музея Алтайского края хранится композиция художника «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», исполненная в характерном для того времени стиле революционного символизма.


Натюрморт. 1948 г.

Из эвакуации Эберлинг возвратился обратно в Ленинград, где и провел остаток своих дней. В его творческом наследии интересны также фотографии, сделанные еще на заре века. Среди учеников Эберлинга можно отметить известных советских художников В.Ф. Загонека и Б.С. Угарова. Эберлинг Альфред Рудольфович скончался 18 января 1951 года в Ленинграде на восьмидесятом году жизни и был похоронен на Шуваловском кладбище. Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других странах. В 1952 в Ленинграде прошла посмертная выставка произведений художника.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?