Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 147 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Блок А.А. Двенадцать. Рисунки Ю. Анненкова.

Пб., Алконост, 1918. 88 с. c ил. Тираж 300 нумерованных экземпляров. В издательской обложке. 32x25 см. Показывая распадающийся старый мир, стихию революции, Анненков использует принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения. Редкость!

 

 

 

 

 

Издание поэмы "Двенадцать" с иллюстрациями.

(Воспоминания С. Алянского)

Первые издательские успехи "Алконоста" вскружили мне голову; я решил, что настало время после небольших книжечек приняться за издание более сложных книг. Первой такой книгой мне хотелось выпустить поэму Блока "Двенадцать" с иллюстрациями. Чем больше я вчитывался в текст поэмы, тем сложнее казалась мне задача иллюстрирования ее. Только жанровые сцены в поэме могли бы быть благодарным материалом для иллюстрирования, но ведь сцены эти сами служат иллюстрациями в поэме, а вот как передать поэтический и музыкальный строй "Двенадцати"? Как быть с Христом – образом отвлеченным, туманным, непонятным?   ... В тот вечер в доме на Офицерской улице – как-то само собою вышло – я рассказал о своем намерении издать поэму "Двенадцать" с иллюстрациями, рассказал и о своих сомнениях .

– А какого художника, думаете, вы привлечь к этой работе?

Узнав о том, что я думал о художнике Анненкове, Блок спросил:

– Это тот Анненков, ваш гимназический товарищ, который сделал марку "Алконоста"? – И, помолчав немного, добавил:

– Вы думаете, он подходит для этой работы?


Я откровенно признался, что других художников не знаю. Однако, чтобы успокоить Блока, я предложил сделать на пробу несколько эскизов и в зависимости от качества этих эскизов будем решать, поручить ли иллюстрации Анненкову или искать другого художника. Блок улыбнулся. Мне показалось, что он подумал: "Странный человек это Алянский – знает одного-единственного художника, и этого знает только потому, что учился с ним в гимназии, и только на этом основании он готов поручить ему иллюстрации к "Двенадцати".

– Ну что ж, попробуем, – сказал Александр Александрович.


... Первые эскизы Анненкова меня озадачили. Передо мною лежали непонятные кубические значки. Художник по моему лицу понял, то его эскизы разочаровали меня, и, когда я прямо об этом ему сказал и добавил, что не могу их показать Блоку, он попросил дать ему еще время, чтобы подумать и еще поработать. Примерно к середине августа новые эскизы были доведены до такого состояния, что я решился показать их Блоку. Не скрою, я очень волновался, направляясь с эскизами к поэту: я почему-то думал, что он предубежден против Анненкова, не верит в него и обязательно забракует его работу. Вопреки моему предчувствию, Александр Александрович с интересом рассматривал рисунки. Сразу ему понравились два рисунка: "убитая Катька" и "пес" ( к словам поэмы: "только нищий пес голодный ковыляет позади...").

– Это очень хорошо! – воскликнул Александр Александрович.


Алянский, Самуил Миронович (1891–1974) – российский издатель и редактор. Основатель и руководитель издательства «Алконост» (1918–1923), которое выпускало произведения символистов. Задумав выпустить иллюстрированное издание «Двенадцати», Алянский предложил поручить его подготовку художнику Юрию Анненкову: он был уверен, что такой мастер, как Анненков, сможет создать рисунки, соответствующие замыслу поэта. Однако Блок, который обычно сам тщательно готовил свои произведения к печати, продумывая и формат, и детали оформления, и шрифт, и расположение стихотворного текста на странице, с осторожностью отнёсся к этому предложению. Тем не менее, он, как всегда, включился в издательский процесс и настоял на большом формате издания. И уже 12 августа 1918 года Блок писал Анненкову:

«Рисунков к “Двенадцати” я страшно боялся, и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли — мне невыразимо близки и дороги, а общее — более чем приемлемо, — т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная, мне было бы страшно жалко уменьшать рисунки. Нельзя ли, по-Вашему, напротив, увеличить некоторые и издать всю книгу в размерах "убийства Катьки", которое может быть увеличено еще хоть до размеров плаката и все-таки не потеряет от того».


«Двенадцать» вышли в свет в конце ноября и сразу были названы критикой «исключительным... событием русской графики и поэзии», а иллюстрации Анненкова — конгениальными блоковской поэме. Отпечатанная в 15-й государственной типографии на плотной кремовой бумаге, книга была заключена в обложку такого же цвета, только изготовленную из ещё более плотной и шероховатой браги. Кроме рисунка на обложке, Анненкову принадлежат рисунки на титульном листе, в точности повторяющем обложку, но одноцветном, 13 цельнополосных иллюстраций и 9 небольших рисунков, использованных в качестве заставок (4) и концовок (5). Все они исполнены тушью и воспроизведены цинкографией. Рисованные шрифты для обложки и титула создал известный художник-карикатурист Николай Эрнестович Радлов (1889-1942). На авантитуле и на четвёртой сторонке обложки помещена издательская марка «Алконоста». На книгу была объявлена предварительная подписка. В объявлении издатели пообещали выпустить 300 нумерованных экземпляров, в том числе 50 раскрашенных художником от руки. На вышедших в свет экземплярах последняя цифра была заменена на 25. Но на самом деле Анненков раскрасил не более 12 экземпляров, о чём он сообщает в своей книге «Портреты», причем в некоторых экземплярах раскрашено только 2 иллюстрации.  В том же году издательство выпустило ещё одно издание «Двенадцати»; напечатанное на бумаге худшего качества и гораздо большим тиражом, оно уже не было библиофильским.


«Иллюстрируя Блока, — писал А.А. Сидоров, — Анненков в значительной мере иллюстрировал себя. Это понятно каждому... сравнившему текст с рисунками, это, прежде всего, было понятно самому Блоку, который писал художнику: “Думаю, если бы мы, столь разные и разных поколений, говорили с Вами сейчас, — мы многое сумели бы друг другу сказать полусловами”».

Так мастерство художника и прекрасно понятая им поэма сотворили маленькое чудо: до сих пор для любого знатока книги поэма Александра Блока «Двенадцать», её образы ассоциируются прежде всего с рисунками Юрия Анненкова. "Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к «Двенадцати» А.А. Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы." т.е. рисунок передает видение самого Блока.



Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?