Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 282 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Картинная галерея Императорского Эрмитажа. Собрание картин воспроизведенных по фотографиям А. Брауна художественною автотипией Товарищества М.О. Вольф, с орнаментами и инициалами по образцам XVI и XVII веков. С объяснительным текстом П.В. Деларова.

СПб.-М., 1902. VI, 182, II с.: ил.  В цельноколенкоровом издательском переплете с золотым и блинтовым тиснением по обеим крышкам и корешку; тройной золотой обрез. 36х27,5 см. Редка в хорошем виде, особенно, в переплете цвета слоновой кости.

 

 

 

 

 

 

Деларов, Павел Викторович - один из крупнейших российских антикваров и коллекционеров рубежа XIX-XX в.в., собиравших европейскую и русскую живопись. В альбоме освещена история формирования живописной коллекции Эрмитажа. Представлены обзоры итальянской, испанской, голландской (фламандской) и других национальных школ живописи XV-XVIII в.в. Наиболее детально рассмотрено итальянское и голландское искусство. Картины воспроизведены по фотографиям А. Брауна художественной автотипией Т-ва М.О. Вольфа, портреты художников - частью по оригиналам знаменитого собрания Уффици во Флоренции, частью по гравюрам XVI и XVII столетий. Орнаменты и инициалы - по образцам XVI-го века.

В "Полном каталоге т-ва М.О. Вольф. 1853-1905", Спб. - Москва, 1905, смотрим обозначенную цену на это издание в переплете ... 6 рублей! Хорошая цена!

Вольф, Маврикий Осипович (польское имя — Болеслав Маурыцы) (1825, Варшава — 1883, С.-Петербург) — российско-польский издатель, книгопродавец, типограф (годы деятельности издательства: 1853-1917) — происходил из семьи врача. Приехав в 1848 году в Петербург, поступил в магазин иностранных книг Я.А. Исакова приказчиком, затем стал управляющим фирмой (на службе у Исакова оставался до 1853 года), параллельно приступил к изданию книг на польском языке. В 1853 году открыл собственный магазин «Универсальная книжная торговля», одновременно начав издание книг на русском языке. В 1856 году приобрел типографию, а в 1878 — известную словолитню Ж. Ревильона. Начав свою издательскую деятельность с выпуска «Общедоступной механики» Писаревского, Вольф издает серию детских книг, книг по естественным наукам, исторические монографии, «Толковый словарь» Даля (1880), выдающиеся издания подарочного типа: «Божественная комедия» Данте (1874) с иллюстрациями Г. Доре, сборник стихотворений «Родные отголоски» (1880), объемистое, роскошно иллюстрированное издание «Живописная Россия» (1881) и многие другие (Библия, «Фауст», «Картинные галереи Европы», «Атлас всемирной истории»). За двадцать пять лет, с 1853 по 1878 год, Вольф выпустил 3 250 наименований книг. Расцвет деятельности Вольфа приходится главным образом на семидесятые-восьмидесятые годы XIX века.

В серии «Картинные галереи Европы» были напечатаны следующие издания:

1. Картинные галереи Европы. Собрание замечательных произведений живописи различных школ Европы. Тт. 1-3. Под ред. А.Н. Андреева. СПб.: Издание М.О. Вольфа, 1862-1864. С политипажами в тексте и гравюрами на стали на отдельных листах. 144 гравюры на стали, 72 гравюры на дереве. Заглавные листы, шмуцтитулы и иллюстрации выполнены в технике гравюры на стали: A.H. Payne, J. Gray, Brinkmann, W. French, Appold, Fleischmann и др.

2. Картинные галереи Европы. Собрание замечательнейших произведений живописи, ваяния и зодчества, находящихся в Италии. В гравюрах на стали и дереве с объяснительным текстом под редакцией А.Н. Андреева. Издание книгопродавца-типографа Маврикия Осиповича Вольфа. Спб., типография М.О. Вольфа, 1878. 2 т.т. С 48 гравюрами на стали и 24 большими рисунками на дереве в каждом томе. Гравировали A.H. Payne, & Ferd. Schmidt.

3. Картинные галереи Европы. Собрание знаменитых картин музеев Санкт-Петербурга, Лондона, Вены, Рима, Венеции, Флоренции, Дрездена, Берлина, Амстердама, Парижа, Мюнхена и др. 100 цветных копий-facsimile. Текст профессора А. Филиппи. Спб., 1904

В дополнение к данной серии были еще выпущены:

4. Картинная галерея Императорского Эрмитажа. Собрание картин воспроизведенных по фотографиям А. Брауна художественною автотипией Товарищества М.О. Вольф, с орнаментами и инициалами по образцам XVI и XVII веков. С объяснительным текстом П.В. Деларова. Спб., 1903

5. Картинная галерея герцога Лейхтенбергского. Собрание 44 замечательных картин, литографированных с оригиналов, находящихся в картинной галлерее Его Императорского Высочества Герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Folio. Спб., 1868.

Деларов, Павел Викторович (1853 - 1913) - павловчанин, выпускник Императорского Училища Правоведения, член Совета министра путей сообщения, один из крупнейших собирателей в России, знаток итальянской и нидерландской живописи, член Общества поощрения художеств,  отец выпускника и преподавателя Царскосельской Императорской Николаевской гимназии. Павел Викторович Деларов  служил юрисконсультом министерства путей сообщения, служил вместе с В. Анненским-Кривичем — сыном И.Ф. Анненского, а все свободное время отдавал собиранию картин.


И. Репин «Семейный портрет Деларовых» (1906).

Павел Викторович со второй супругой

Еленой Романовной и дочерью Ниной

Имя его часто мелькало на страницах дореволюционной прессы. Современники отмечали его огромные познания в области художественной культуры, оригинальный и обширный ум, эрудицию, обаяние. Пользовался репутацией знатока искусств на Западе, владел шестью языками. Его коллекция насчитывала около двух тысяч картин преимущественно западных мастеров. В её состав входило несколько картин Рембрандта, Рейсдаля, Йорданса. Умел безошибочно отличать подлинник от копии. Его лекции о нидерландской живописи привлекали обширную аудиторию. Директор, Берлинского музея не раз присылал ему картины на экспертизу. Однажды Деларов приобрел картину у кассираОбщества поощрения художеств И. В. Васильева. Эту картину и еще шесть миниатюр Васильев купил у нексего Ковалькова, зятя графа Адлерберга, министра двора при Александре II. Картина была голландской школы, требовала большой реставрации. За всю покупку Васильев заплатил 1600 рублей. Промыв картину, Васильев пришел в восхищение и показал ее Деларову. Продавая, как многие деляги-антиквары, каждую шпагу за шпагу Суворова, а каждую картину голландской школы за Рембрандта, Васильев заявил Деларову, что это настоящий Рембрандт, и продал ему картину за б тысяч рублей. Через несколько дней Деларов пришел к Васильеву и заявил, что картина не Рембрандта, а либо копия, либо второстепенный голландец и тысяч не стоит. Поэтому он решил картину вернуть и требует возврата денег. Васильеву было жалко расставаться с 6 тысячами, и он обратился за юридическим советом к сенатору Мякинину, тоже коллекционеру картин. У Мякинина была прекрасная галерея, про которую он с гордостью говорил, что хотя ни одного Рембрандта или Рафаэля у него нет, что его галерее картины второстепенных художников, но зато все подлинные. Мякинин пояснил Васильеву, что он может не брать картину, если не желает, потому что если это Рембрандт, то ему цена не 6 тысяч, а 100 и если Деларов даже и обратится в суд, то ему откажут. Несколько лет спустя Деларов послал эту картину на экспертизу в Берлин к известному искусствоведу Вильгельму Боде. Ее признали подлинным Рембрандтом. Когда приезжал в Петербург американец Морган, Деларов продал ему эту картину за 140 тысяч рублей.

Александр Бенуа – “Воспоминания”:

…… во время одного моего посещения Эрмитажа на меня сильное впечатление произвел господин, который, стоя в “Галерее истории живописи”1, перед мольбертами с новыми приобретениями музея, громко и с необыкновенной авторитетностью подвергал их немилосердной критике. Самая наружность этого господина обращала на себя особенное внимание. Это был невысокого роста, коренастого сложения человек с густой рыжей бородой и рыжим же клочком волос среди высокого лба, что придавало ему сходство с античным сатиром. При этом, острые, очень злые голубовато-зеленые глаза и яркий румянец на щеках. Поразило меня и то, как он был одет. Увидеть человека среди дня во фраке было уже чем-то необычайным; вид этот наводил на предположение, что это какой-либо присяжный поверенный, забредший в Музей в перерыве между двумя тяжбами; за лакея же его, во всяком случае, никак нельзя принять. Под мышкой у рыжего господина топырился огромный, туго набитый портфель. Вел он себя вызывающе дерзко. Все в целом было настолько странно, что я тотчас же тогда поднялся в кабинет хранителя музея, к А. И. Сомову, которому я описал наружность поразившего меня человека. И не успел я закончить свой рассказ, как А. И. Сомов, а за ним и его помощник А. А. Неустроев в один голос воскликнули: “Да это Деларов!” За этим последовала весьма нелестная” характеристика. Оказалось, что этот Деларов никакого отношения к жизни Эрмитажа не имеет, что он вовсе не какой-либо важный сановник или родовитый вельможа, а служит он в Министерстве путей сообщения, где занимает пост юрисконсульта (вот откуда сходство с адвокатом) и как таковой славится своим бессовестным стяжательством. Он — обладатель большого собрания картин, а к администрации Эрмитажа издавна питает лютую ненависть. Проходят четыре года. Я вернулся из Парижа и снова “окунулся” в петербургскую жизнь. И вот, к большому моему удовольствию, я встречаю своего эрмитажного сатира на сей раз в семейной обстановке — у своей кузины Е. С. Зарудной-Кавос на одном из ее журфиксов, на которых можно было видеть всяких знаменитостей художественного и литературного мира. Деларов с неистовым жаром с кем-то спорил, сыпал цитатами на всяких языках, иногда разражался дико-язвительным смехом. Во всяком случае, он еще более меня тогда заинтересовал, и я был в восторге, когда я тут же был им приглашен с женой отобедать у него на даче в Павловске. Деларовы жили в Павловске на Главной улице (ныне улица Луначарского, начинающаяся как раз у Пяти углов). Коллекция Деларова, как известно, также была рассредоточена между его петербургской квартирой и павловской дачей, на которой неоднократно бывал Александр Николаевич Бенуа. А у самого Петра Петровича вполне мог гостить Игорь Эммануилович Грабарь, ставший ключевой фигурой художественной жизни будущей советской России. В ближайшее же воскресенье мы туда и отправились. И тут все было довольно неожиданным. Дом, в котором круглый год жили Деларовы, не был вовсе каким-либо каменным особняком, а то была самая обыкновенная двухэтажная деревянная дача. Госпожа Деларова оказалась той самой мадемуазель Аршеневской, которая произвела на меня известное впечатление своим болезненным и грустно-томным видом на приеме после бракосочетания моего брата Михаила; с тех пор она превратилась в очень полную и вовсе не томную матрону, успевшую уже родить своему супругу нескольких детей (были у него взрослые дети и от первого брака). В первом браке Павел Викторович был женат на Вере Петровне, урождённой княжне Курьятович-Курцевич (умерла до 1896 года). Поразила меня и коллекция Деларова, о которой я столько слышал. По количеству картин это был настоящий музей, но, боже мой, в каком неприглядном порядке все это было размещено! И какая это была мешанина школ, эпох и достоинств. Заполнены были не только стены гостиной, кабинета и столовой, но и спален. Картины висели и над детскими кроватками, в коридорах и даже в отхожем месте! Условия света были всюду крайне невыгодные, и часть картин пришлось рассматривать при свете свечки, так как они находились в самых темных углах или в чуланах, а электричество отсутствовало."

Литературная деятельность Деларова сводится, сравнительно, к немногому. Отметим его статью к юбилею К. Брюллова (Искусство и художественная промышленность) и книгу об Императорском Эрмитаже (изд. Вольфа). Выступал в качестве лектора в Институте истории искусств гр. В. П. Зубова, и его занимательные и блестящие беседы о нидерландской живописи привлекали полную аудиторию Института:

1. Деларов П. В. О Карле Брюллове и его значении в истории живописи. Программа сообщения на юбилейном торжестве в академии Художеств 12 декабря 1899 года. СПб., 1899. — 7 с.; То же // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 15

2. "Картинная галерея Императорского Эрмитажа". ред. П., В. Деларов. 1902, СПБ. Издательство: Т-ва М. О. Вольф

Вышли также 2 каталога выставок коллекций Деларова (оба в 1914 г.):

1. «Выставка картин и рисунков русских художников из собрания П. В. Деларова»

2. «Выставка акварели, рисунка и этюда русской и иностранной школ коллекции П. В. Деларова».

Деларов опубликовал также  пять книг по юриспруденции, в том числе:

1. «Очерки по энциклопедии права» (Т. 1. СПб., 1878. — 548 с.)

2. "Очерк истории личности в древнеримском гражданском праве: Ист.-юрид. опыт П. Деларова" — СПб: Н.Г. Мартынов, 1895. — 156 с.

Умер Павел Викторович в 1913 году, похоронен на Павловском кладбище. После его смерти было распродано его картинное собрание — в конце 1913 года на аукционе у Жоржа Пти в Париже появилось гигантское собрание западноевропейской живописи Деларова. Картины Монтаньи, Буальи, Фрагонара, Стена, Рембрандта, Буше, неоднократно выставлявшиеся в Лондоне, Берлине, Гааге и ни разу – в России, были увезены навсегда. Одно время внук Деларова, проживавший в Ленинграде, Андрей Дмитриевич Деларов, заинтересовался, сохранился ли в Архангельске портрет его деда. При встрече с Андреем Дмитриевичем работники Архангельского музея узнали о нелёгкой судьбе его родственников:

Супруга — Деларова Елена Романовна (урожд. Аршеневская) (р. 1865 -1942). слыла талантливой художницей, особенно удавались ей натюрморты, хотя и не имела профессионального образования.  Проживала: Ленинград, пр. К. Либкнехта 77-2. Приговорена: ОС НКВД СССР 4 марта 1935 г., обв.: СОЭ. Приговор: Выслать на 5 лет, и дочь Деларова Нина Павловна В 1937 году была сослана в Алма-Ату, где умерла в 1942 году.

Сын — Деларов Юрий (Георгий) Павлович (1882 — 1939 ?)

Сын — Деларов Борис Павлович (1887?-1925)

Сын — Деларов Сергей Павлович (1896 — 1965, Франция)

Корнет ЛГ Кирасирского ЕИВ полка. В Северо-Западной армии, с 1919 в 7-м пехотном Уральском полку. Эмигрировал. Умер в 28 июля 1965 года во Франции.

Жена Ольга Федоровна (баронесса Засс, 1909 — 1975, Франция).

Сын — Деларов Владимир Сергеевич (22 августа 1929, Париж). Инженер-химик, переводчик, общественный деятель. Окончил Сорбонну с правом преподавать историю, затем окончил Высшую химическую школу (1952). В 1953–1987 работал в исследовательском центре Roussel-Uclaf. Занимался спектральным анализом. Писал статьи в научной периодической печати, занимался переводами. Награжден орденом «За заслуги». С 1943 сотрудничал в Национальной организации витязей (НОВ). Работал в Школе инструкторов НОВ в Бьевре (под Парижем), читал лекции. Член Центральной ревизионной комиссии НОВ (1963). Состоял казначеем (1985–1995), затем председателем (с 1995) правления организации. Член приходского совета храма Христа Спасителя в Аньере (под Парижем) (с 1973), в 1984–1999 исполнял обязанности казначея прихода и заведующего домом. Член Общества «Эрмитаж» скита Всех святых в земле Российской просиявших при русском военном клад. в Мурмелон-ле-Гран (деп. Марн), в 1989–1994 генеральный секретарь Общества. Член Союза русских дворян, член Гвардейского объединения, член Ассоциации бывших воспитанников Высшей химической школы и др. Окончил курс истории при Парижском университете после ухода на пенсию (1992).

Сын — Деларов Дмитрий Павлович (1898-1942). Офицер царской армии, в 1935 был сослан на строительство Беломорско-Балтийского канала, а во время Отечественной войны пропал без вести.

Дочь — Деларова Нина Павловна (р. 1901, Павловск -?) Училась в гимназии, в 1918 — окончила трудовую школу. Артистка-певица, работала в Театре им. Станиславского в Москве. Вышла замуж за Михаила Александровича Плакида, инженера-строителя. В 1930-х — солистка концертного бюро при Ленинградском Управлении театрами, выступала в Ленинградском Доме Красной армии и в Центре Политпросвещения. Приговорена: ОС НКВД СССР 4 марта 1935 г., обв.: СОЭ. Приговор: Выслать на 5 лет, с мужем, свекровью Плакидой Софьей Михайловной  в Актюбинск на 5 лет. Мечтала о профессиональной певческой сцене, но увы, не получилось. По возвращению из ссылки проживала вместе с матерью,  затем в одиночестве в Ленинграде. Избегала встречаться со своими родственниками и умерла около 1960 года. (со слов внука Деларова А.Д.)

Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?