Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 214 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Библиографический кабинет Rarus's Gallery. Топ 15 крупнейших официальных русских продаж антикварных книг и рукописей за 2008 год:

Price Realized: $1млн. 805 тыс. 276, что ниже нижнего эстимейта. Здесь обязательно надо упомянуть об одном интересном лоте на аукционе MacDougall's. 28 ноября 2008 года. Russian Art. Лондон. Лот 6. Сомов, Константин (1897-1971). Великолепная книжная графика из 122 оригинальных рисунков к так называемой "Большой маркизе" СПБ, 1918. Рисунки датируются различными годами за период 1908-1919. Поднять цену не смогла даже предаукционная выставка в Москве в конце октября. Тем не менее, данная цена достойна уважения.

Price Realized: $184,300

Здесь обязательно надо упомянуть ещё об одном интересном лоте на аукционе Сотбис. 24 ноября 2008 года. Russian Art evening. Лондон. Лот № 47. Уход: £121.250. Эль Лисицкий. Так называемая "папка фигурок"или "литографированных фигуринов" (Figurinenmappe): цветная автолитографическая серия "Пластическое оформление электромеханического спектакля "Победа над Солнцем". Ганновер, 1923. Lissitzky El. Die plastische Gestaltung der elektro-mechanischen schau "SIEG ÜBER DIE SONNE", Hannover, Rob. Leunis and Chapman GMBH, 1923.Тираж всего 75 нумерованных копий. Экземпляр № 75. Все 10 листов (wove paper) 55х47 см. подписаны карандашом самим Эль Лисицким. "Победа над Солнцем" (1913) — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа. В 1920–1921 годах Лазарь Лисицкий вернулся к данной теме и разработал проект постановки оперы "Победа над солнцем", как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена.

Price Realized: $122,576


Нельзя также не отметить продажу фотографии Александра Родченко. Портрет Маяковского. 1924. Желатино-серебряная печать. 59.7x49.5 см. Аукцион Phillips. 17 мая 2008. COLLECTION OF CORBEAU ET RENARD. Лондон. Лот № 45. Эстимейт: £70,000 - 90,000. Уход: £62,900.

Провенанс: Музей Современного Искусства, Оксфорд. В 1924 году Александр Родченко сделал студийную серию из 6 фотопортретов В.В. Маяковского, экспериментируя с новым фотоаппаратом.

Из этой же серии:


1. Price Realized: $120,050

Возглавляют данный рейтинг Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. Отделения 1-6. Москва, тип. Августа Семена, 1849-1853. Сделав на аукционе всего £61250 при очень высоком курсе к доллару на тот момент, равном 1.97, "Древности" неожиданно оказались на первом месте. Сотбис. 08 июля 2008 года. Continental and Russian Books and Manuscripts. Сессия 1. Лондон. Лот № 84.Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. 1849. 229 с. [Альбом иллюстраций.] Рисован академиком Ф. Солнцевым. 112л. иллюстраций. Отд. 2: Древний чин царский, царская утварь и одежды. 1851. III, XIV, 119с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 3: Броня, оружие, кареты и конская сбруя. 1853. XXIII, 151 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 4: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. 1851. II, 88 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 5: Древняя столовая и домашняя утварь. 1853. IV, XX, 108 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 6: Памятники древнего русского зодчества. 1853. 110, II с. [Альбом иллюстраций.] 39 л. иллюстраций. Всего 508 нумерованных хромолитографий. Названия на русском и французском языках. 511 x 362 мм. У истоков этого удивительного издания стоял президент Академии художеств, ди­ректор Публичной библиотеки А.Н. Оленин. В 1841 году, готовя проект свода гравирован­ных изображений памятников культуры и бы­та Древней Руси, Алексей Николаевич писал: "Цель сего сочинения состоит в том, чтоб старинные наши русские нравы, обычаи, об­ряды, одежды духовные, военные, светские, простонародные, а также жилища и здания, степень познания и просвещения, промыш­ленности, искусства, ремесла и разные пред­меты в общежитии сделались известными -посредством ваяния или рисования - во всей их точности и с сохранением их характера или вида". Для реализации этого замысла Оленин пред­ложил кандидатуру своего давнего воспитан­ника по Академии художеств, бывшего крепо­стного, в 32 года ставшего академиком жи­вописи, - Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892). Оленин поручил Солнцеву зарисовку «рязанских древностей» — золотых и серебряных ук­рашений, случайно обнаруженных в 1822 году двумя крестьянами близ Старой Рязани. Полу­ченный результат превзошёл все ожидания, и в 1830 году рекомендованного Олениным Солнцева по высочайшему повелению напра­вили в специальную экспедицию по древним русским городам и монастырям "для срисовы­вания старинных наших обычаев, одеяния, ору­жия, церковной и царской утвари, скарба, кон­ской сбруи и прочих предметов, принадлежа­щих истории". Оружейная палата и соборы Московского Кремля, Владимир, Юрьев-Польский, новго­родский Софийский собор, Ярославль, Тор­жок, Псков, Печоры, Киев, Рязань, Суздаль, Новый Иерусалим — таков далеко не полный перечень мест, где работал художник. "Только благодаря ему сохранились многие важные исторические предметы если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях". Эта оценка деятельности Солнцева была дана ещё в конце XIX века. Как известно, 17 апреля 1843 года Оленин умирает. Однако уже через год, 27 апреля 1844 года, по распоряжению Николая I был создан спе­циальный комитет для издания "Древностей Российского государства". Его председате­лем стал археолог, историк и меценат, глава Московского общества истории и древностей российских граф С.Г. Строганов. В комитет во­шли также историк И.М. Снегирёв, писатель, драматург, директор московских театров и Ору­жейного палаты М.Н. Загоскин, литератор А.Ф. Вельтман, с 1842 года занимавший пост по­мощника директора Оружейной палаты. Строгановский Комитет взял на себя подготовку научного и справочного аппарата. Солнцев готовил глав­ное - рисунки для воспроизведения. Импера­тор Николай I, покровительствовавший проекту, выде­лил 100 тысяч рублей золотом. Первый том "Древностей" увидел свет в 1849 году. Последний - шестой - в 1853-м. На каж­дый том рисунков приходился дополнитель­ный том с пояснениями. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".

2. Price Realized: $112,512

На втором месте - Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России. Санкт-Петербург, 1883. 65 с. Цв. лит. титул. 26 хромолитографий на отдельных вклейках и рисунки в тексте, которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. На русском языке. В издательском переплете с богатым тиснением каратным золотом на верхней крышке. Тройной золотой обрез. Форзацы из белого матового муара. 65х49 см. Иллюстрации выполнили лучшие художники своего времени: И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов. Тираж 200 экземпляров. Аукцион Кристис. 27 ноября 2008 года. Valuable Printed Books and Manuscripts. Нью-Йорк. Лот № 24. Супер престижный церемониальный альбом-шедевр из золотого фонда истории российской полиграфии, подробно повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

3. Price Realized: $94,035

На третьем призовом месте уже второй раз в нашем рейтинге - Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России. Санкт-Петербург, 1883. 65 с. Цв. лит. титул. 26 хромолитографий на отдельных вклейках и рисунки в тексте, которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. На русском языке. В издательском переплете с богатым тиснением каратным золотом на верхней крышке. Тройной золотой обрез. Форзацы из белого матового муара. 65х49 см. Иллюстрации выполнили лучшие художники своего времени: И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов. Тираж 200 экземпляров. Аукцион Кристис. 25 ноября 2008 года. Importants Livres Anciens, Livres d'Artistes et Manuscrits. Париж. Лот № 3. Супер престижный церемониальный альбом-шедевр из золотого фонда истории российской полиграфии, подробно повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

4. Price Realized: $91,875

На четвертом почетном месте - Кутепов Н.И. Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси. Исторический очерк Николая Кутепова. Иллюстрации профессора В.М. Васнецова и академика Н.С. Самокиша при участии К.В. Лебедева, И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.И. Сурикова, А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, Э.Э. Лансере, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.С. Степанова и В.А. Серова. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора. Т.I-IV. Спб., Издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. С 92 илл. вне текста и 478 илл. в тексте. В 4-х великолепных издательских переплетах с тиснением красками, золотом и серебром на крышках и корешках по особым рисункам. Тройной золотой обрез. Оригинальные форзацы с полихромной печатью. Сотбис. 26 ноября 2008 года. Continental and Russian Books and Manuscripts, including science and medicine. Лондон. Лот № 110. Одно из самых известных российских "помпезных" изданий с высочайшим уровнем типографского искусства! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".

5. Price Realized: $85,000

На пятом месте - Лисицкий, Лазарь & Бродерзон, Мойша. “Пражская легенда”, или более официальное, но малоизвестное среди "книжников" название Sikhes Khulin (Мирская беседа). Москва, “Наше искусство”, Shamir, апрель 1917. Свиток с раскрашенными от руки литографиями, подписанный в 1918 году и Лисицким (художник) и Бродерзоном (автор). Клише и печать - Ю.Вельман. Сотбис. 15 апреля 2008 года. Russian Art. 1-я сессия. Нью-Йорк. Лот № 128. Весной 1917 года московское издательство «Шамир» выпустило в свет необычную книгу — «Пражская легенда», сборник стихов М.Бродерзона (1890-1956). Позднее книга стала легендарной и вошла в золотой фонд еврейского художественного ренессанса XX века, т.к. украсил ее рисунками в национальном стиле сам Лисицкий! Написаны эти стихи были на идише — во многом искусственном языке, который снобы презрительно именовали жаргоном, но на котором говорило немалое в ту пору еврейское население России, Польши, Румынии. М.Бродерзон был молод и находился под сильным воздействием футуристов. Впоследствии он будет работать в драматургии и публицистике, а в годы войны напишет поэму «Евреи», которую назвали обвинительным актом против гитлеризма. Тираж «Пражской легенды» был невелик — всего 110 экземпляров. Воспроизведенный литографским способом текст был не набран, а написан от руки мастером-каллиграфом. 20 экземпляров Лазарь Лисицкий раскрасил от руки. Сохранилось их и того меньше (но как говорят острословы по миру гуляет не меньше 25 сомнительных). Их выполнили в виде свитка, склеенного из отдельных листов, который, наподобие Торы (так евреи называют Пятикнижие Моисея — начальную часть Библии), был заключен в дубовый ковчег-футляр (очень похожий на гробик) с парчовыми шнурами. Страницы свитка - это отдельные, самоценные произведения - Лазарь Лисицкий украсил раскрашенными цветной тушью рисунками и узорными орнаментальными рамками в национальном еврейском стиле. Восхитительное разноцветье радовало глаз. Один из экземпляров этого редчайшего издания хранится в Музее книги Российской государственной библиотеки. Со вторым можно ознакомиться в Государственной Третьяковской галерее. В экземпляре представленном на Сотбис ковчег-футляр отсутствовал. Чрезвычайная редкость!

6. Price Realized: $82,418

На шестом месте Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. Санктпетербург. В типографии Александра Смирдина. 1833. (На обороте: «Издание книгопродавца Смирдина»). 8°. (19,3х11,7 см., обрез.) Шмуцтитул + заглавный лист + 2 н.н. + 287 стр. Сотбис. 08 июля 2008 года. Continental and Russian Books and Manuscripts. Сессия 1. Лондон. Лот № 96. Цензурное разрешение: «С дозволения правительства». [Дата не указана]. В книге «Дела 111-го отделения» документов об этом издании нет. Дата выхода в свет — около 23 марта 1833 года — определяется на основании извещения в «Северной пчеле» от того же числа, №66, где указано о продаже полного «Евгения Онегина» в книжном магазине А. Смирдина по 12 рублей. В «Московских ведомостях» — такое же извещение в №24 от 25 марта 1833 года. В современных обложках. Лисьи пятна. Небольшие загрязнения. Первое полное издание!

 

7. Price Realized: $79,000

На седьмом месте т.н. фотобук - Индустрия социализма. Тяжелая промышленность к VII всесоюзному съезду Советов. Москва, СТРОИМ (газета «За индустриализацию») и ИЗОГИЗ, 1935. 7 отдельных книг в папке и 2 отдельных листа. Автор художественного построения альбома — Эль Лисицкий. Аукцион Кристис. 10 апреля 2008 года. Fine photobooks from  an important private collection. Нью-Йорк. Лот № 43.

Вып. 1: Новое лицо СССР. 18 листов фотоиллюстраций, из них 2 листа кальки с тиснением, 2 листа меньшего формата 235х270 мм., один раскладывающийся лист 560х195 мм., 41 стр. текста меньшего формата — отчетный доклад наркома тяжелой промышленности тов. С. Орджоникидзе. В издательской цветной конструктивистской обложке, отпечатанной в четыре краски, с барельефом;
Вып. 2: Большевики разбудили естественные богатства страны. — 88 листов фотоиллюстраций, вклейка с текстом 230х115 мм., 4 вставки на кальке 235х350 мм., 5 вклеек — диаграммы на кальке 240х170 мм., 4 вклейки — разворота 460х340 мм., складная вклейка 125х405 мм., складная вклейка 850х125 мм., вклейка(фотографии) 235х305 мм., складная вклейка 825х115 мм., складная вклейка 750х110 мм., складная вклейка 540х115 мм., складная вклейка 990х85 мм., складная вклейка 880х130 мм., складная вклейка 710х115 мм., вклейка (две репродукции, соединенные вверху), применен цветной целлулоид с тиснением. Интересен профиль Сталина, составленный из буквенных пробелов. Сами буквы напечатаны объемно. В выпуск вмонтирована серия литографий С. Староносова — портреты героев труда. Также воспроизведены, в том числе в цвете, работы В. Сварога, К. Богаевского, П. Котова, Ф. Лехта и др. В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом;
Вып. 3: Машиностроение — ключ реконструкции. 26 листов фотоиллюстраций, вставка с текстом 115х345 мм., 2 вклейки разворота 450х340 мм., диаграмма на кальке 235х175 мм., 14 вставок, продолжающих иллюстации 345х120 мм., вклейка с фотографией 235х230 мм., складная вклейка — разворот 680х100 мм. В издательской конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом;
Вып. 4: Вперед и выше! 24 листа фотоиллюстраций, из которых 1 лист раскладывающийся и меньшего формата 420х225 мм. В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом;
Вып. 5: Мужика — на трактор, СССР — на автомобиль! 24 листа фотоиллюстраций, среди которых 3 раскладывающихся листа 450х350 мм., 1 раскладывающийся лист меньшего формата 700х120 мм. и 4 листа меньшего формата 240х230 мм. В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом;

Вып. 6: ...Это живые люди, это мы с вами... 43 листа фотоиллюстраций и вклейка с текстом 235х215 мм, из которых 5 листов с вырубкой-прорезью под лица вождей, лист с вырубкой и с наклеенной натуральной тканью, вклейка —раскладушка с фотоиллюстрациями 700х120 мм., последним идет сложенный в четверо лист 440х560 мм. В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом.
Вып. 7: Тяжелая индустрия СССР. Список предприятий НКТП, нанесенных на 2 карты Европейской и Азиатской частей СССР форматом 900х610 мм.. 39 стр. текста и 2 цветные складные карты. К нашему экземпляру приложена третья складная цветная карта: «Политико-административное деление Союза ССР» размером 590х490 мм. В издательской цветной папке, отпечатанной в две краски.

Все выпуски заключены в издательскую папку с пластиковыми клапанами и тиснением на крышке и корешке. Автор художественного построения и дизайна альбома — Эль Лисицкий. Ответственный редактор альбома Б.М. Таль. Художественная редакция И.П. Абрамского. Литературная часть А.М. Литвак. Фотомонтажи, рисунки барельефов и диаграммы — В.Ф. Штраних. Использованы фотографии М. Альперта, Г. Петрусова, М. Прехнера, А. Шайхета и др. Помпезное подарочное издание большого формата, не предназначенное для продажи и отпечатанное в ограниченном количестве экземпляров. Сложная полиграфическая конструкция фотоальбома сталинского времени: большое количество разворотов, гармошек, вырубок в листах в форме окружности и силуэтов, приклеек и фотомонтажей, соединение разных материалов и форматов, подтверждают, что эта книга, бесспорно, относится к жанру конструктивизма, в самых ярких его проявлениях — пропаганде. Формат: 33,4х25,6 см. Самая знаменитая «парадная» фото-бук из сталинского периода российской истории, когда Великий Тиран создавал историю из событий, которые не происходили, он документировал то, чего не было, закреплял в сознании людей несуществующее. Он создавал текст, а потом иллюстрировал его вымышленными цифрами, фальшивой статистикой, постановочной отретушированной фотографией, оставляя потомкам якобы вещественные доказательства побед и достижений предвоенного времени, когда вся страна напоминала сплошной ГУЛАГ. Своего рода «фабрика грез» по-советски!

8. Price Realized: $76,800

На восьмом месте Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте. М., тип. А. Левенсон, 1884. 96 стр., 12°. Цена 60 копеек. Без издательских печатных обложек. В ц/к переплете эпохи. 19х13 см. Очень хорошая сохранность. Американское отделение аукциона Bloomsbury.   21 мая 2008. Unique collection Masterworks of 20th Century Russian Literature and Illustration. Нью-Йорк.  Лот № 40. Первая книга знаменитого писателя! На титуле автограф автора писательнице М.В. Киселёвой: "Марии Владимировне Киселёвой в знак глубокого уважения от автора А. Чехова 4 12/VI". Сказки вышли в начале лета 1884 года и гордый Антоша в течение трёх месяцев более 100 экз. раздарил друзьям и близким, и в особенности коллегам-журналистам. Шесть рассказов, вошедших в эту книгу, объединены темой – театр: его фасад и кулисы, будни и праздники. В московской типографии А.А. Левенсон в начале июня 1884 года отпечатано 1200 экземпляров. Затраты на издание составили 200 рублей ассигнациями, которые автору предоставил в качестве кредита с уплатой долга в течение 4 месяцев сам издатель А. Левенсон. О «Сказках Мельпомены» Чехов писал Лейкину: «Издание стоит 200 рублей. Пропадут эти деньги – плевать… На пропивку и амуры просаживали больше, отчего же не просадить на литературное удовольствие?» Как известно, книжка разошлась в полгода. Редка! (См. Смирнов-Сокольский, т.1, №1225: «В настоящее время сохранилось в очень немногих экземплярах»). На аукционе книга была продана за $64000. С "байеровской" премией получается чуть дороже.


9. Price Realized: $75,648

На девятом месте Histoire et Monuments des Emaux Byzantins. История и памятники византийской эмали. Собрание А.В. Звенигородского. Сочинение Кондакова Никодима Павловича (1844-1925), профессора С.-Петербургского университета и старшего хранителя Императорского Эрмитажа. Frankfurt: A. Osterrieth, 1892. VIII, 394 стр. с иллюстрациями, 28 л. цветных иллюстраций — хромолитографии, 4 л. шмуцтитулов, 1 л. — портрет собирателя. Экземпляр № 45 из 200, отпечатанных на французском языке. (+ 200-на русском, + 200- на немецком). Аукцион Кристис. 27 ноября 2008 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 55. В издательском цельнокожаном переплёте белой шагрени с тиснением червонным золотом. Суперобложка — цветная шелковая парча с золотом. Закладка — широкая лента, вытканная из разноцветного шелка, золотых и серебряных нитей, с вышитым на ней текстом — изречением древнегреческого поэта. Печатные узорные многоцветные форзацы — византийский орнамент с золототисненными бордюрами. Тройной золотой обрез вручную орнаментирован красной и зелёной красками. Издательские литографированные обложки, оформленные архитектором И.П. Ропетом, — хромолитографии на серебряном фоне (печать алюминием). На передней помещено посвящение Императору Александру III. Формат: 37,3x28,8 см. Толщина блока 5,4 см. В издательском футляре.  На фронтисписе портрет А.В. Звенигородского — прилагался только к экземплярам, которые были розданы близким знакомым собирателя; издатель в предисловии говорит, что «ни один экземпляр книги не будет находиться в продаже!» — издание это обошлось в 130000 рублей, клише рисунков были уничтожены! Средства эти принадлежали Александру Викторовичу Звенигородскому. Издание является выдающимся памятником русского типографского искусства конца XIX века. Хорошие и комплектные зкземпляры на русском языке чрезвычайная редкость! Имя Александра Викторовича Звенигородского (1837-1903), петербургского богача и мецената, помощника статс-секретаря Государственной канцелярии, хорошо известно книговедам и библиофилам, а также ученым-византиноведам. Его грандиозный издательский проект монографии «Византийские эмали», прозванные в библиофильской среде «книгой в княжеском уборе», — одно из самых дорогих изданий в истории русского книгопечатания. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".

10. Price Realized: $66,432

На десятом месте уже второй раз в нашем рейтинге Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. Санктпетербург. В типографии Александра Смирдина. 1833. (На обороте: «Издание книгопродавца Смирдина»). 8°. (19,3х11,7 см., обрез.) Шмуцтитул + заглавный лист + 2 н.н. + 287 стр. Аукцион Кристис. 27 ноября 2008 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 83. Цензурное разрешение: «С дозволения правительства». [Дата не указана]. В книге «Дела 111-го отделения» документов об этом издании нет. Дата выхода в свет — около 23 марта 1833 года — определяется на основании извещения в «Северной пчеле» от того же числа, №66, где указано о продаже полного «Евгения Онегина» в книжном магазине А. Смирдина по 12 рублей. В «Московских ведомостях» — такое же извещение в №24 от 25 марта 1833 года. В п/к зеленом марокеновом переплете эпохи с богатым тиснением золотом на корешке. Большие водно-гнилистые разводы по всей книге. Первое полное издание!

 

 

11. Price Realized: $63,602

На одиннадцатом месте Крученых А., Алягров Р. (Роман Якобсон). Заумная книга. Цветные линогравюры О. Розановой. Москва, тип. И. Работнова, 1915-1916. 36 с. 21 илл. Тираж 140 экземпляров. 21,5х18,5 см. Сделав на аукционе всего £32450 при очень высоком курсе к доллару на тот момент, равном 1.97, "Заумная книга" неожиданно оказалась на одиннадцатом месте в нашем хит-параде. Сотбис. 08 июля 2008 года. Continental and Russian Books and Manuscripts. Сессия 1. Лондон. Лот № 70. Все тексты стихотворений напечатаны наборными штампами красным цветом. Обложка набрана типографским способом; внизу-наклейка из бумаги розового цвета в форме сердца (на некоторых экземплярах пришита пуговица). Ставшая недавно известной переписка художницы свидетельствует, что работу над серией линогравюр, изображающих игрально-карточных героев, Розанова начала летом 1914 г. Тогда же или чуть раньше она начала работу над живописными вариациями этой темы. Уже в следующем году живописная серия из и полотен была показана на выставке "картин левых течений" в салоне Н. Добычиной. Летом 1915 г- Андрей Шемшурин — литературовед и издатель, друг Крученых — предложил финансовую поддержку для издания этой серии, и в августе, вместе с заумными стихами Крученых и Р. Якобсона (выступившего под псевдонимом Алягров), она вышла из печати. Книга была опубликована с неправильной датой: на обложке указан 1916 г. Якобсон вспоминал позднее: "Крученых поставил шестнадцатый год, чтобы это была "гнига" будущего. А вышла она раньше, во всяком случае в работу все было сдано в четырнадцатом году, и писал я это до войны!".  Два стихотворения Р. Якобсона напечатаны типографским способом на отдельном листе, который кажется "присоединенным" к книге. Для обложки Розанова использовала простой, но очень выразительный прием наклейки. Вырезанное из красной бумаги сердце было пришито к книге обычной белой пуговицей (первоначальный вариант обложки хранится в Музее Маяковского, инв. № 11406). В технике коллажа была исполнена и страница № 3. Характер бумаги и тоновое решение оттисков отличаются в разных экземплярах. По свидетельству художницы линогравюры для книги печатались "на бумагах тетрадной, оберточной, слоновой и др." тиражом 150 экз. каждая. Крученых на задней обложке экз. из Музея Маяковского сделал пометку — "Тираж 100 экз" [Будетлянский клич!]. В "Книжной летописи" указан тираж 140 экз.

12. Price Realized: $63,375

На двенадцатом месте второй раз в нашем рейтинге - Кутепов Н.И. Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси. Исторический очерк Николая Кутепова. Иллюстрации профессора В.М. Васнецова и академика Н.С. Самокиша при участии К.В. Лебедева, И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.И. Сурикова, А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, Э.Э. Лансере, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.С. Степанова и В.А. Серова. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора. Т.I-IV. Спб., Издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. С 92 илл. вне текста и 478 илл. в тексте. В 4-х великолепных издательских переплетах с тиснением красками, золотом и серебром на крышках и корешках по особым рисункам. Тройной золотой обрез. Оригинальные форзацы с полихромной печатью. Аукцион Bruun Rasmussen. 02 декабря 2008 года. Books and manuscripts. Копенгаген. Лот № 4057. Одно из самых известных российских "помпезных" изданий с высочайшим уровнем типографского искусства! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".

13. Price Realized: $63,075

На тринадцатом месте Коронационный сборник с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора. Издан Министерством Императорского двора. Составлен под редакцией В.С. Кривенко. Иллюстрирован Н. Самокишем, Е. Самокиш-Судковской и С. Васильковским. С приложением воспроизведений с оригиналов А. Бенуа, В. Васнецова, К. Лебедева, В. Маковского, И. Репина, А. Рябушкина и В. Серова. В 2-х томах. С.-Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1899. Т.1. 416 с., 6л. таблиц. Т.2. 336 с. Толщина каждого блока - 4,8 см. В двух издательских марокеновых цвета бургундского вина переплетах (pictorial inlaid burgundy morocco gilt, spine with similar decoration and lettering). На верхних крышках посеребрённые медальоны. Тройной золотой обрез. Рисунки переплётов, форзацы, титулы, шмуцтитулы, буквицы, заставки, концовки - работы Н. С. Самокиша. 43,8x31,4 см. Сотбис. 26 ноября 2008 года. Сессия 1. Continental and Russian Books and Manuscripts, including science and medicine. Лондон. Лот № 108.Часть тиража вышла в обложках, часть - в более простых переплётах, выполненных по тому же рисунку. Аукционная цена составила £42050. Баварский посланник граф Карл Мой назвал ко­ронацию Николая II, состоявшуюся в 1896 году, «ошеломляющим зрелищем мощи и величия России». Под стать великолепию самой церемонии и роскошный двухтомный «Коронационный сборник», выпущенный Министерством императорского двора под редакцией В.С. Кривенко. Именно этому изданию, запечатлевшему венчание на царство последнего российского императора, суждено было подвести черту под многовековой традицией церковного ос­вящения власти. Описание чествования Николая II составляет второй том сборника. В первый же вошли мате­риалы по истории коронационного обряда, за­имствованного русскими государями у Византии и впитавшего европейские, прежде всего фран­цузские, придворные обычаи. Новый царь, всту­пая на престол, вносил какие-то изменения в сценарий коронования и устраиваемых по сему случаю праздников: приёмов, обедов, торжест­венных шествий, балов, фейерверков. Отправ­ной точкой коронационной летописи принято считать венчание на царство Ивана Грозного (1547), «чин» которого был разработан митро­политом Макарием по образцу поздневизантийских ритуалов XIV века. Малотиражное знаковое подарочное издание. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

14. Price Realized: $60,902

На предпоследнем четырнадцатом месте Экстер, Александра (1882-1949). Театральные декорации. Decors de Theatre. Original maquette for Maquettes de theatre, Paris, 1930. Титул и 5 листов текста.  Бумага, гуашь, пастель. 15 театральных пушуарных рисунков. Формат: 51.5х33.5 см. Передняя обложка  задекорирована каллиграфными изысками Guido Colluci. Аукцион Кристис. 27 ноября 2008 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон Лот № 111. Как видно из рисунка, слово Decors зачеркнуто и сверху надписано:Maquettes!

Тираж 150 экземпляров. Гуаши, представленные в данной экспозиции, выполнены в технике трафарета. В подобной технике работали Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Анри Матисс. Парижские издательства делали художникам заказы на альбомы с сериями рисунков, объединенных одной тематикой. Они печатались небольшими тиражами, листы подписывались самими художниками. Проекты декораций из альбома Экстер не являются эскизами к определенным постановкам. Эти композиции были созданы по мотивам предшествующих театральных работ. В ряде случаев они демонстрируют авторское видение возможного оформления сцен того или иного спектакля. Её по праву называют «амазонкой» русского авангарда. Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Система ее творческих взглядов складывалась в среде молодых художников-авангардистов, в числе которых были Александр Богомазов, Давид Бурлюк и их старший товарищ Николай Кульбин. Поселившись с 1912 в Петербурге, Экстер стала активной участницей художественной жизни города: вступила в "Союз молодежи", в 1915 году демонстрировала свои работы на Первой футуристической выставке Трамвай В. Неоднократно бывая в Париже, она общалась с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже, Г. Аполлинером, была знакома с итальянскими футуристами А.Софиччи и Ф.Т. Маринетти. Обладая ярким талантом декоратора, Экстер много работала как художник театра, создавала сценическое оформление и костюмы актеров к спектаклям А.Я. Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. В Париже Экстер преподавала в Академии современного искусства Фернана Леже и в собственных студиях. Ею созданы сценические костюмы для балетных спектаклей с участием Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер. Начиная с 1916 года, художница много работает в театре, который позволяет ей осуществить свои нереализованные способности конструктора. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм. В 1924 году Александре Экстер удалось выехать в творческую командировку в Италию, где она приняла решение на родину не возвращаться. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. В бурные 20-е и 30-е годы минувшего века русские парижане привнесли в мир кубизма восточную красочность, мелодичную и радостную, почерпнутую из керамики и лубка, ковров и вышиванок, писанок и икон. В Париже Ася Экстер преподавала в школе Фернана Леже, работала на киностудиях Франции и Германии. В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Кстати, довольно успешной была работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене "парижской моды" есть вклад и нашей бывшей соотечественницы. Любопытно, что, уезжая из Киева, а потом из Москвы, Ася не забывала забрать дорогие для нее предметы быта, произведения друзей, рисунки и вышивки народных художников, которыми она увлекалась. Ее старая горничная Аннушка, прожившая у Экстеров всю жизнь, умудрилась вывезти во Францию горшочки и мисочки, в которых подавала еврейские и украинские блюда, пользовавшиеся у парижских знакомых Аси большим успехом. В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги художница делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах. Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Из ее писем ясно, что она буквально голодала перед смертью, но в то же время неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики, чтобы послать все это за океан — в Нью-Йорк. У Экстер не было преемников, и все ее наследие попало в Америку. В Нью-Йорке жил ее давний, еще киевский знакомый - художник Симон Лиссим, с ним Экстер дружила в Париже. Перед оккупацией Франции он, видя, что в Европе для евреев наступают страшные времена, уехал в Штаты. Это был русский еврей, сын киевского банкира. Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. Он постоянно обращался к американским музеям с просьбами о показе работ Экстер, он им дарил их, потому что не было другого выхода. Тогда их вообще никто не покупал.

15. Price Realized: $60,000

На последнем пятнадцатом месте Золотое руно. Еженедельный иллюстрированный журнал литературы и искусства. Москва, январь 1906-ноябрь/декабрь 1909. 34 номера в 8-ми разноформатных  переплетах эпохи. Полный комплект. Американское отделение аукциона Bloomsbury. 29 октября 2008. Нью-Йорк. Лот № 154. Издатель - дилетантски занимавшийся искусством богач Николай Павлович Рябушинский (1876-1951). Журнал возник после “смерти” “Мира Искусства”. Редакция журнала располагалась сначала на Новинском бульваре, затем на Садовой-Кудринской, а в 1909 г. — в Петровском парке в собственной вилле Рябушинского «Черный лебедь». Формат журнала составлял 30,5 см x 34 см (1906-1907 гг. издания) и 30,5 см x 24 см (1908-1909). Количество страниц менялось от 70 до 185. Редакции было важно осуществить выход на европейский рынок, поэтому подписка принималась за пределами России: в Париже, Берлине, Лейпциге, Лондоне, Вене, Риме, Мадриде, Копенгагене, Константинополе, Нью-Йорке. Стоимость журнала менялась — от 1 руб. 70 коп. до 5 руб. 10 коп. — в зависимости от количества страниц и условий выпуска. Первые два года журнал был изданием широкоформатным и тяжеловесным. В последующие — 1908 и 1909 гг. — роскоши в оформлении «Золотого руна» стало меньше, уменьшился и формат издания. В журнале содержалось огромное количество иллюстративного материала: цветные снимки с портретов, пейзажей, виньетки и разного рода украшения обложек, страниц, выполненные крупнейшими отечественными и зарубежными художниками. Редакция много внимания уделяла представлению текстового материала, также заботясь о размещении портретов своих авторов; по заказу «Золотого руна» писались портреты А. Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова, К. Бальмонта и других поэтов и прозаиков, в той или иной степени связанных с русским символизмом. В первом номере, вышедшем в 1906 г., был опубликован манифест редакционной коллегии (написанный, по-видимому, С. А. Соколовым), эстетическая и общественная программа журнала:

Искусство — вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть — нельзя.

Искусство — едино, ибо единый его источник — душа.

Искусство — символично, ибо носит в себе символ, — отражение Вечного во временном.

Искусство — свободно, ибо создается свободным творческим порывом.

Широта заявленных принципов, опиравшихся на большие деньги Рябушинского (доходы журнала по итогам 1906 г. составили 12 тысяч рублей, а расходы — около 84 тысяч), позволила на первых порах привлечь в «Золотое руно» почти всех крупнейших символистов: в 1906 г. в журнале печатались Ю. Балтрушайтис, К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, З. Гиппиус, В. Иванов, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, а также — многие менее известные, от М. Кузмина до начинающих С. Городецкого и В. Ходасевича. В журнале также сотрудничали Л. Андреев, И. Бунин, Б. Зайцев. Наибольшую критику со стороны даже дружественных изданий вызывала излишняя роскошь (в том числе даже параллельные переводы на французский язык, для чего из Франции был специально приглашен поэт Эсмер-Вальдор) «Золотого руна», переходившая в безвкусицу. Журнал быстро приобрел популярность. Но при видимом успехе издания и шумной славе «Золотое руно» неоднократно сталкивалось с проблемами выпуска. Известно, что трудности издания журнала были вызваны не только производственными, социально-экономическими проблемами, но и настроениями в самой редакции, особенностями поведения издателя Н. Рябушинского. В середине 1906 г. отказался участвовать в редакционной работе фактический руководитель журнала С. Соколов, поссорившийся с Рябушинским, и его место занял друживший с Брюсовым А. Курсинский. В это время Брюсов и другие сотрудники «Весов» активно сотрудничают с «Золотым руном». Но весной 1907 г. вследствие конфликта с Рябушинским Курсинский ушел из редакции и на некоторое время журнал остался без руководителя, поскольку сам Рябушинский его функции выполнять явно не мог. Лишь после того, как место секретаря занял Г.Э. Тастевен, «Золотое руно» определило свои литературные принципы. Вследствие сперва отхода, а затем вообще выхода из числа сотрудников ведущих авторов «Весов», «Золотое руно» стало ориентироваться на «петербуржцев», симпатизировавших мистическому анархизму. С середины 1907 г. роль ведущих теоретиков журнала переходит к В. Иванову, Г. Чулкову, отчасти С. Городецкому и Тастевену, критические обозрения регулярно печатает А. Блок, в литературном отделе ведущие позиции занимают (помимо названных) Кузмин, Сологуб, Волошин, С. Ауслендер. Противостояние «Весов» и «Золотого руна» достигает такой степени, что Брюсов начинает прямо требовать от своих приверженцев отказа от участия в «Золотом руне». И при этом, если полемика «Весов» была более подчинена задачами сиюминутным, то ряд статей «Золотого руна» (прежде всего «Россия и интеллигенция» Блока, «Ты еси», «Две стихии в современном символизме», «О русской идее» и «Древний ужас» В. Иванова), стимулом к созданию которых стала борьба двух изданий, относятся к числу наиболее принципиальных для всего символизма. Таким образом, если в литературной борьбе победителем чаще оказывались «Весы», более строгие и убедительные в спорах, то для теории символизма статьи, публиковавшиеся в «Золотом руне», были несомненно значительнее. К неординарным начинаниям «Золотого руна» относятся художественные выставки «Голубая роза» (1907) и «Салон Золотое руно» (1908), организация конкурса литературных и художественных произведений на тему «Дьявол». Об этом конкурсе, проводимом редакцией журнала «Золотое руно», было объявлено в № 5 за 1906 г. Произведения участников конкурса публиковались в литературном и художественном отделах журнала. В № 1 (1907 г.) был представлен Отчет жюри о проведении конкурса — «художественной, поэтической и религиозно-философской концепции» — на тему «Дьявол». Примечательно, что в жюри как по Литературному отделу (А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Курсинский), так и по Художественному отделу (М. Добужинский, П. Кузнецов, В. Милиоти, В. Серов) входил сам Н. Рябушинский. Первой премией были отмечены рассказы М. Кузмина «Из писем девицы Клары Вальмон к Розалии Тютель Майер» и А. Ремизова «Чертик». Вторая премия вручена П. Потемкину и А. Кондратьеву за стихи. В 1909 г. издание фактически прекратилось, последние номера «Золотого руна» допечатывались в 1910 г. Основной причиной закрытия журнала стало ухудшившееся финансовое положение Рябушинского, который в сентябре 1908 года предпринял неудачную попытку самоубийства по личным мотивам, а после трудного выздоровления практически потерял интерес к своему журналу, при этом также давала себя знать и исчерпанность основных не слишком богатых журнальных идей. Комплект журнала был продан за $50000. С "байеровской" премией будет чуть дороже.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?