Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 112 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Библиографический кабинет Rarus's Gallery. Топ 10 крупнейших официальных русских продаж антикварных книг и рукописей за 2009 год:

1. Price Realized: $161,824

Возглавляет данный рейтинг Чайковский, Петр Ильич (1840-1893). Аукцион Кристис. 03 июня 2009 года. Valuable Printed Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 41. Музыкальная рукопись чернилами на 20-ти  строчной музыкальной бумаге: "Allegro Molto" [ Танец шутов и скоморохов" из оперы "Орлеанская дева", акт II].  Партитура для оркестра. 12 страниц, продолговатые фолио (270 х 353 мм). В конце рукопись датирована: Флоренция. 27 ноября - 9 декабря 1878 года. Рукопись рабочая: что-то отрезано, что-то отсутствует. Вероятное происхождение рукописи из семьи Рубинштейн-Антон, Николай и Аарон. Пережив в 1877 году тяжелый душевный кризис , Чайковский отказался от педагогической работы в Московской консерватории. И в этом же году произошла перемена в материальной обстановке Петра Ильича, благодаря Н. Ф. фон Мекк, предложившей ему ежегодную субсидию в 6 тыс. рублей. Это дало Чайковскому возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности; а когда он хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. В течении нескольких лет он жил преимущественно за границей. Главным образом в Италии и Швейцарии. Сочинения Чайковского, эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников, как Бюлов, все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепианный концерт, "Буря", серенада и вальс для скрипки), на всемирной выставке в 1878 г. В том же году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста. Следующая опера: "Орлеанская дева" (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Первый раз она была дана в Петербурге в 1881 году. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной.

Price Realized: £161,438. Здесь обязательно надо упомянуть об одном интересном лоте на аукционе MacDougall's. 08 июня 2009 года. Russian Art. Лондон. Лот № 406. Пожедаев, Георгий Анатольевич (1897-1971). Великолепная книжная графика из 67 оригинальных подписанных карандашных рисунков к "Братьям Карамазовым" Ф.М. Достоевского. Размер наибольшего рисунка 22х50 см., наименьшего - 21.5х27.5 см. К рисункам прилагался и титульный лист с посвящением художника дочери Ольге. За последние  несколько лет эти рисунки неоднократно выставлялись в том числе и в России. Привозил их в Москву бывший владелец швейцарец Кристоф Болманн. Пожедаев больше известен, как театральный художник. В 1911 состоял в Кадетском корпусе в Одессе. В 1913 поступил в МУЖВЗ, где учился у Я. Ф. Ционглинского. С 1918 работал как сценограф. Создал эскизы декораций и костюмов к балету Н. Н. Черепнина «Красные маки», который готовил к постановке в Большом театре в Москве К. Я. Голейзовский (не осуществлена). Вместе с Голейзовским работал над сценарием балета «Гамелен, или Революция победит» (не осуществлена). В 1919 принял участие во Второй Государственной выставке картин в Москве. Около 1920 эмигрировал, поселился в Берлине. В 1920-е много работал для театральных трупп Берлина, Бухареста, Вены, Праги. В 1921 выполнил оформление для постановки «Гамлета» У. Шекспира в Вене. В 1922 был художником в Русском романтическом театре Р. Романова в Берлине, устроил там персональную выставку театральных эскизов и портретов. Работал также в кабаре Саши Южного «Синяя птица», где создал декорации и костюмы к номерам «Печальная принцесса», «Пиковая дама» и многим другим. Оформил спектакли «Князь Игорь», «Сирано де Бержерак», «Электра», «Макбет», «Турандот». В 1924 прошла персональная выставка театральных работ Пожедаева в салоне «Нейе Галери» в Вене. В середине 1920-х переехал в Париж, работал для театра-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», где среди прочего оформил постановки «Крокодил и Клеопатра», «Большой Гиньоль» и другие. Занимался станковой и книжной графикой. Создал портреты Т. Бернара, П. Колена, Ж. Бакер. Иллюстрировал издания произведений Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова. В 1953 был удостоен Ордена Почетного легиона. Персональные выставки произведений Пожедаева прошли в Париже в галерее Л. Реймана (1946) и галерее «Маргарит» (1956). Работы художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в коллекции театрально-декорационного искусства Н. Д. Лобанова-Ростовского. Вкючать эту интересную "пожедаевскую" книжную графику в наш рейтинг вряд ли стоит: это ближе все-таки к изобразительному искусству, но упомянуть об этом событии просто необходимо.

2. Price Realized: $98,500

На втором месте т. н. Коронация Елизаветы Петровны. Аукцион Кристис. 12 июня 2009 года. Splendid ceremonies the Paul and Marianne Gourary collection of illustrated fete books.  New York, Rockefeller Plaza. Лот № 280. Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования Ея Августейшего Императорского Величества Елисавет Петровны, Самодержицы Всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года. Санкт-Петербург, печатана при Императорской Академии наук, 1744. [2], 168 стр., 1 л. гравированный фронтиспис (портрет Елизаветы Петровны, гравированный черной манерой Иоганном Штенглиным по оригиналу Луи Каравака), гравированный титульный лист, где использован изящный декоративный шрифт «русское рококо», 49 л. гравированных иллюстраций и планов (гравюры резцом Г.А. Качалова, И.А. Соколова, Х.-А. Вортмана) и 3 виньетками в тексте, выполненными художником И.А. Соколовым. Все рисунки сделаны рисовальщиком И.Э. Гриммелем на сюжеты коронационного обряда, изображением императорских нарядов и регалий и непременным портретным изображением Императрицы. В красном сафьяновом издательском переплёте (из первых 50-ти экземпляров для раздачи знатным особам — см. у Битовта) середины XVIII века с тисненным золотом вензелем Императрицы Елизаветы Петровны на передней крышке, российским имперским гербом — на задней, и имперской атрибутикой на корешке (как то герб, корона, держава и скипетр), которая на каждом из 50-ти экземплярах была в разных сочетаниях. Экземпляр отпечатан на дорогой Александрийской бумаге. Оригинальные с декоративными ветвями-узорами, ручной раскраски «marble» форзацы. Тройной золотой обрез. Формат: 41x27 см. Общий тираж с допечатками 1550 экземпляров. Коронационный альбом Елизаветы Петровны является высоким образцом художественного оформления русской книги XVIII века, а также шедевром отечественного гравировального и типографского искусства. Данный альбом представляет собой редкий книжный памятник национального значения и по праву считается одним из самых роскошных за всю историю отечественного книгопечатания. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

3. Price Realized: $97,926

На третьем призовом месте т.н. Коронация Александра II. Уход: £58,850. Аукцион Кристис. 03 июня 2009 года. Valuable Printed Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 91. Description du Sacre et du Couronnement de leurs Majestés Impériales l'Empereur Alexandre II et l'Impératrice Marie Alexandrovna. Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России. Спб.-Paris (Lemercier), 1856. С 52 рисунками в тексте и вне текста, при этом 19 full-page хромолитографий и 33 рисунка в тексте, исполненными на дереве и стали, и представляющими отдельные моменты происходящих коронационных торжеств и пейзажи, на фоне которых это происходило, а также великолепными гравированными композициями, открывающими текст каждой части. Одна из литографий представляет панорамный круговой вид Москвы, снятый с колокольни Ивана Великого (общая длина 170 см). Оригинальные рисунки для этого издания были сделаны под наблюдением и общим руководством вице-президента Императорской Академии Художеств князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893). Выполнены рисунки известными русскими и иностранными художниками того времени: Зичи М.А. (1829-1906), Тиммом В.Ф. (1820-1895), Сверчковым Н.Е. (1817-1898), Ноэль, Бойе, Гельдро, Монигетти и др. Все рисунки в тексте отпечатаны на китайской шелковистой бумаге и наклеены. В издательском ц/к переплёте эпохи с тиснением золотом на крышках и корешке. Издание напечатано в количестве 200 экземпляров, по 100 экз. на русском и французском языках, специально для этого отлитыми крупными шрифтами, которые больше не использовались; и было роздано высшим сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в церемонии. Монументальное издание — одно из почти самых тяжелых когда-либо изданных в России: почти 30 кг чистого веса, да и размеры не подкачали: 94х70 см. Титульный лист отпечатан крупной славянской вязью киноварью, золотом и серебром. Подписи под цветными хромолитографиями сделаны на русском и французском языках, что говорит о том, что они были абсолютно одинаковыми для всего тиража вне зависимости от языка. Одно из самых роскошных русских изданий, представляющее громадный интерес в историческом и художественном отношениях! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

4. Price Realized: $79,457

На четвертом почетном месте - 44 советских пропагандистских плаката 1927-31 годов. Форматы различные. От 36х40 см до 147х104 см. Плакаты бичуют религию, алкоголизм, проституцию и фашизм. Среди авторов художники Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Дени (Виктор Денисов), Д. Моор (Орлов) и Густав Клуцис. Немецкий аукцион Hauff and Auvermann. Берлин. Май 2009 года. К сожалению, нет ссылки на лот- архив продаж отсутствует - есть только ссылка на сам Аукционный Дом.

5. Price Realized: $72,454

На пятом месте - Гоголь Н.В. Мертвые души. Gogol N. Les Ames mortes. Paris, Stratis Teriade, 1948. 96 гравюр в смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты Марка Шагала (1887-1985). 11 гравированных виньеток-заставок в начале каждой главы, 11 гравированных индекс-виньеток. Несброшюрованные листы в оригинальных обложках, суперобложках и спецфутляре. Общий тираж книги составил 368 экземпляров. Из них 33 экземпляра , нумерованных латинскими цифрами, были предназначены не для продажи (hors commerce copie). Далее, 50 экземпляров были с дополнительной сюитой и напечатаны на японской перламутровой бумаге (Japon Nacre paper). Остальные 285 экземпляров на Arches paper. 38х28 см. Данный экземпляр № 15 из вышеупомянутых 50-ти, был переплетен в конце 60-х годов прошлого века французскими мастерами и иллюстраторами Жерменой де Костер и Элен Дюма (редкий вариант "женского" следа в библиофилии). Он происходил из коллекции известного бельгийского библиофила. Аукцион The Romantic Agony. Июнь 2009 года. Брюссель. Бельгия. К сожалению, на сайте данного аукциона архив продаж отсутствует. Шагал начал работу над “Мертвыми душами” еще в середине 20-х годов XX века. Это был первый большой опыт работы в книжной иллюстрации прославленного мэтра.  В 1923 г. к Шагалу через писателя Блеза Сандрара обращается с необычным предложением парижский меценат, арт-дилер и коллекционер Амбруаз Воллар. Человек с большим именем в мире искусства и бизнеса, открывший миру Сезанна, поддержавший в своё время Гогена и Пикассо, Воллар также занимался книгоиздательством. Ему казалась перспективной мысль вместо профессиональных графиков задействовать для иллюстраций великих живописцев. Заказчик просит Шагала поработать над «Генералом Дуракиным» графини де Сегюр, французской писательницы русского происхождения, (урождённой Ростопчиной). Сама затея Шагала увлекает, но он чувствует в себе силы и желание заняться совсем другой книгой – великим произведением русской классической литературы. Воллар, всегда предпочитавший предоставить художнику свободу выбора, с радостью соглашается. И вот в последующие два года свою жизнь на французском языке обретает поэма в прозе под названием «Les Aventures de Tchitchikov ou les ames mortes» («Приключения Чичикова, или Мёртвые души»). В это время Шагал в смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты создаёт 96 гравюр с изображением гоголевских персонажей. Позднее в качестве заставок к отдельным главам к ним будут добавлены ещё 11. Шагал работает над рисунками примерно в той же последовательности, в какой развивается действие книги. Изображения гротескны, автор не ставит на первое место задачу узнавания персонажей, даже лицо Чичикова в разных сценах меняется. В центре внимания художника, скорее, сам губернский город NN, в картинах жизни которого под его рукой можно узнать черты его родного провинциального Витебска. Весь тираж был набран в 1927 г. парижским печатником Луи Фором. Но книга в то время осталась неизданной, что Шагала очень расстраивало. Он отправляет офорты в московскую Третьяковку, подписав: «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине эту серию из 96 гравюр, сделанных мною в 1923–25 гг. к «Мертвым душам» Гоголя для издателя Ambroise Vollard в Париже». В июле 1939 г. Амбруаз Воллар трагически погибает в автокатастрофе, а вскоре начинается Вторая Мировая война. Только в 1948 г. благодаря другому знаменитому издателю, Эжену Терьяду, приобретшему иллюстрации после смерти Воллара, двухтомник, наконец, выходит в свет. Тираж небольшой – всего 368 экземпляров – и предназначен, в основном, для музеев, библиотек и коллекционеров. Зато каждый напечатан на бумаге ручной выделки, собственноручно подписан и пронумерован живописцем, защищён от подделки водяным знаком «Ames Mortes». В том же году на XXIV Венецианском биеннале иллюстрации Шагала к «Мёртвым душам» получают Гран-при. Сегодня полный цикл из 96 офортов есть только в трёх музеях России и бывшего СССР. Первый – уже упомянутая Третьяковская галерея, второй – Эрмитаж, тоже получивший гравюры в дар от самого Шагала, но почти полвека спустя, в 1981 г. А в 1999 г. внучки художника, Белла и Мерет Мейер, передали ещё один набор Музею Марка Шагала в Витебске.

6. Price Realized: $ 69,564

На шестом месте - Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867-1942). Большая коллекция из 17-ти записных книжек и общих тетрадей в 8° и 16° долю листа, содержащих огромный рабочий материал более 2000 страниц за 1894-1925 г.г. Сотбис. 10 июня 2009 года. Continental and Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 89. Знаменитый русский поэт-символист и декадент. Властитель дум целого поколения. Попытка построить космогоническую картину мира, в центре которой находится верховное божество - Солнце. Один из его сборников стихотворений так и называется "Будем как Солнце" (М., 1903). Как бы уподобляя себя первобытному человеку, Бальмонт слагает гимны стихийным силам, звездам, Луне и т.д. Главная из жизненных стихий для Бальмонта - Огонь. Космогония Бальмонта определяет и новый облик его героя: состояние "тонкой души" по Бальмонту - это горение, пожар чувств и любовный экстаз. В своих стихах и поэмах поэт славит неординарность, сексуальное желание, сладострастие, "безумства ненасытной души", позицию крайнего индивидуализма.

7. Price Realized: $68,500

На седьмом месте - подборка из 13 произведений, имеющих отношение к коронации Анны Иоанновны. Аукцион Кристис. 12 июня 2009 года. Splendid ceremonies the Paul and Marianne Gourary collection of illustrated fete books. New York, Rockefeller Plaza. Лот № 279. И среди них и сама коронация Анны "Описание коронации Ея Величества Императрицы и Самодержицы Всероссийской Анны Иоанновны...", правда, на немецком языке: Umständliche Beschreibung der Hohen Salbung und Crönung der ... Frauen, Anna Joanowna Kayserin und Selbstherrscherin von gantz Russland wie solche den 28. April 1730 in Moscau vollzogen worden. St. Peterburg: printed at the Academie der Wissenschaften, 1731. (355 x 230 mm). Титул печатан в две краски: черной и красной. 16 engraved plates (5 double-page, 3 folding) и 2 engraved vignettes в тексте. К «Описанию коронации» приложен в виде фронтисписа портрет Императрицы, гравированный Х.А. Вортманом (С.A. Wortman) по оригиналу Луи Каравакка (Louis Caravaque), она изображена стоящей в богатом шитом платье с короной на голове; по обеим сторонам лица сбегают два длинных локона, на плечи накинута украшенная гербами мантия, шлейф которой лежит на полу. На груди орден св. апостола Андрея Первозванного; в правой руке скипетр, левая, несколько простертая, покоится на державе, лежащей на столе, на богатоубранной подушке. Позади видна часть трона, пред которым Императрица стоит на возвышении; гений, изображенный вверху и служащий украшением тронной ниши, поддерживает занавес. На заднем плане гравюры видна часть стены ротонды и потолка поддерживаемого колоннами. Под портретом подписи: Анна Императрица и Самодержица Всероссийская. Anna russorum imperatrix. Ниже: с левой стороны: par Caravaque peintre de S.M.J.; с правой стороны: C.A. Wortmann Acad. Sc. Sculptor, Petropoli 1731. Из других книг наибольший интерес представляет описание иллюминации на русском и немецком языках: Kurtze Beschreibung der Illumination welche den 28 April 1732 als an dem... Krönungs-Tage der... Anna Joannowna bey einem Feuer-Wercke in St. Petersburg ist vorgestellt worden. St. Petersburg: printed at the Academie der Wissenschaften, n.d. Несомненно, 2 больших редчайших гравированных на меди листа: Эмблемы триумфальных ворот к щастливому Ея Имп. Величеству Анны Иоанновны в Санкт-Петербург пришествию генваря дня 1732 года, случившемуся на Троицкой площади построенных и другой- на перспективной дороге построенных. И далее большая гравюра по теме: "Erklärung Der Illumination Vor Ihro Kayserl. Majestäts Pallast." St. Petersburg: printed at the Academie der Wissenschaften, n.d. Large broadside. Printed in German. И еще 8 гравированных листов, имеющих отношение к Анне Иоанновне. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

8. Price Realized: $62,052

На восьмом месте - Кутепов Н.И. Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси. Исторический очерк Николая Кутепова. Иллюстрации профессора В.М. Васнецова и академика Н.С. Самокиша при участии К.В. Лебедева, И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.И. Сурикова, А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, Э.Э. Лансере, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.С. Степанова и В.А. Серова. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора. Т.I-IV. Спб., Издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. С 92 илл. вне текста и 478 илл. в тексте. В 4-х великолепных издательских переплетах с тиснением красками, золотом и серебром на крышках и корешках по особым рисункам. Тройной золотой обрез. Оригинальные форзацы с полихромной печатью. Сотбис. 08 декабря 2009 года. 2-я сессия.  Music, Continental and Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 252. Одно из самых известных российских "помпезных" изданий с высочайшим уровнем типографского искусства! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".

9. Price Realized: $57,531

На предпоследнем девятом месте - Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России. Санкт-Петербург, 1883. 65 с. Цв. лит. титул. 26 хромолитографий на отдельных вклейках и рисунки в тексте, которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. На русском языке. В издательском переплете с богатым тиснением каратным золотом на верхней крышке. Тройной золотой обрез. Форзацы из белого матового муара. 65х49 см. Иллюстрации выполнили лучшие художники своего времени: И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов. Тираж 200 экземпляров. Немецкий аукцион Kiefer - Buch - und Kunstauktionen № 69. Лот № 1246. Супер престижный церемониальный альбом-шедевр из золотого фонда истории российской полиграфии, подробно повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

10. Price Realized: $54,540

На последнем десятом месте суперпрестижные - Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего князю Сергею Михайловичу Голицыну. Сотбис. 10 июня 2009 года. Continental and Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 101. Imprime par Auguste Bry, grande medaille d’or (Premia Digno) de S.M. L’Empereur de toutes les Russies. [Женева], [circa 1849]. Художник Johann Nepomuk Rauch. Гравировали: Andre Durand, J. Jacottet и др. Так называемый 2-й тираж, допечатка. Первый был издан в Париже в 1841 году. Литографированный титул, дополнительный литографированный титул-фронтиспис, 23 литографии. Издательские литографированные обложки с собственноручной дарственной надписью князя С.М. Голицына (1774-1859) своему племяннику генерал-майору М.А. Ермолову (1794-1870) сохранены. ("à mon cher et bien aimé neveu Michel de Yermoloff", inscription on wrapper dated 7 October 1849). In Folio: 55.5 x 40.7см. Старинное название села Влахернского (Кузьминок) - Мельница. Первоначально здесь находилась небольшая деревенька в несколько домов с водяной мельницей, от которой и пошло ее название. По преданию, одного из местных мельников звали Кузьма, и по его имени деревня получила новое имя- Кузьминки, старое у местных крестьян считалось несерьезным. В начале XVIII века усадьба принадлежала А.Г. Строганову.

Здесь часто бывал ПетрI, специально для которого здесь был выстроен небольшой деревянный дом. «И тогож 1722 году Государь в декабре в последних числах не вьезжая в Москву, изволил пребывать в подмосковной Строгановых, что слывет Мельница»,- говорится в одном из документов тех лет. Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) умер 21 ноября 1715 года. Слишком значительный для Петра I человек, слишком большой государственный деятель, чтобы его уход прошел незаметно. Деньги Строганова, безвозмездно и продуманно отдававшиеся в нужную минуту Петру, позволили подготовить и выиграть не одно сражение со шведами, лежали в основании Петербурга и создании флота в Воронеже. «Именитый человек» не ошибался в расчетах. Подаренные суммы оборачивались льготами, привилегиями, монополиями, землями, среди которых в 1702 году было и принадлежавшее ранее Симонову монастырю село Влахернское, или Мельница, будущие Кузьминки. Доход фантастически перекрывал расход, а Петр был готов на новые поощрения, не желая упускать кредита. Строгановы владели Кузьминками до 1757 года. В этом году А.А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына. С этого времени и до 1917 года Кузьминки оставались во владении Голицыных. В 1812 году Влахернское было разграблено французами. Капитальная перестройка усадьбы осуществлена  представителем нового поколения архитекторов-классицистов Д.И. Жильярди (1785-1845) в 1820-1845 годах. В планировке усадьбы удачно сочетались два начала: осевое и живописное. Все постройки усадьбы: господский дом с широко развернувшимися на парадном дворе флигелями и объединенными с ним колоннадой, Египетский павильон, оранжерея, пропилеи, пристань – отличаются высоким уровнем художественного совершенства. И особо выделяется на берегу пруда ансамбль Конного двора, ставший шедевром русского усадебного творчества. В статье, посвященной Кузьминкам, известный искусствовед Сергей Маковский писал в журнале «Старые годы» за январь 1910 года: "Между подмосковными нет, кажется, более популярного имения, чем «Кузьминки» князя Сергея Михайловича Голицына (за исключением, конечно, таких поместий, как Архангельское, Кусково, Останкино)… Действительно, по местоположению, по архитектуре дома и затеям громадного парка это один из самых впечатляющих памятников московского барства.

Но, Боже, какое запустение! От былого великолепия остался только остов, молчаливый и надменный… Со всех сторон уже ворвалась в зачарованное царство бесцеремонная и пошлая «современность», и, правда, с чувством какой-то неизгладимой потери смотришь на белую колоннаду дома, отраженную в полувысохшем пруду, на вековые липы, поломанные ветром, на заросшие травою цветники и беседки с прогнившими скамьями… Эти грустные впечатления не прекращаются во все время осмотра «Кузьминок». Какая роскошь была здесь прежде, сколько поколений прожило здесь беспечно, празднично, заботясь о нарядности родового «Версаля», об украшении парка, о приеме коронованных гостей, о фейерверках и маскарадах в дни семейных торжеств! В «службах» суетились бесчисленные девки и казачки; ровные газоны чередовались с яркими цветниками, подстриженные кусты тянулись шпалерами по бокам дорожек, усыпанных песком, и по ним гуляли, немного жеманясь, «мусатовские» девушки в кринолинах и завитых шиньонах… Но засыпались листьями и заросли одуванчиком аллеи, полуразрушены беседки, и кругом – дачи, тридцать две доходных дачи, населенных «чеховскими интеллигентами», и на террасе огромного белого дома с голицынским гербом в треугольнике фронтона как-то смешно видеть современного нам «обывателя». Естественно, книга есть и в 105 каталоге Н.В. Соловьева и в Our desiderata П.П. Шибанова, а это показатель качества книги. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русская усадьба".


Price Realized: $51,260

Нельзя также не отметить следующую весьма перспективную и редкую папку пошуаров: Ларионов. «Путешествие в Турцию».

Larionow. Voyage en Turquie. 32 gouaches. 1907-1909. Reproduites au pochoir au format et sur papier des originaux. Paris. L’Etoile Boitante. 1928. Ларионов. «Путешествие в Турцию». Альбом пошуаров. Париж, Этуаль-Буатан, 1928. 32 пошуара. Бумага, трафарет, шелкография, гуашь. Печать гуашью, в формате оригиналов на кремово-матовой бумаге.  В картонажной папке с печатной наклейкой на передней крышке. Формат: 41,5х29,5 см. Пошуары: 32,8 x 25,3 см. Тираж 30 экз. Полные комплектные экземпляры являются величайшей редкостью!  Экземпляр профессора Н.Л. Окунева, Прага продавался на Сотбис 10.06.2009, lot № 399. Аукцион назывался: «Russian Paintings Day Sale». При оценке 30,000 — 50,000 GBP, лот был продан за 31,250 GBP. Это в переводе на доллары всего около $51 260. Конечно, очень слабый результат для такой уникальной комплектной позиции и его можно списать на разгар мирового экономического кризиса … Сам цикл выполнен в 1907-09 годах, а отпечатан был ровно через 20 лет. В России есть экземпляр в ГРМ. Михаил Федорович Ларионов родился в Тирасполе, который сыграл огромную роль в его творческой жизни...". Уехав в 1893 году из Тирасполя, Ларионов не оставил свой родной город, и по мере того, как возникала возможность, приезжал и подолгу (особенно в летние дни) жил и творил в своем родном Тирасполе и не только в доме бабушки или дедушки, но и на улицах и бульваре. Тому подтверждение его многочисленные картины и даже целые серии работ. Но прогуляемся по годам его тираспольского вдохновения и не забудем, что и в далеком блестящем Париже Ларионов с тоской смотрел (по его собственным воспоминаниям) на старые работы из Тирасполя. Теперь обратимся к условно названным национальным полотнам художника. Тирасполь был и остается по сегодняшний день многонациональным городом. В настоящее время нет такого расселения — сугубо национального, как было при Ларионове. Город, как и все другие города в ХХ веке, смешался и утратил свои ярко выраженные национальные черты. Хотя и сегодня еще остался "цыганский" район города. Ларионов оставил нам документальные свидетельства "национального паспорта" Тирасполя начала ХХ столетия. В 1908 году он пишет свою ставшую известной картину "Цыганка". Молодая цыганка (говорили даже, что он писал ее лицо с Натальи Гончаровой) с голой грудью идет то ли по улице, то ли по большому двору и за ней шагает голый цыганенок. Яркие сочные южные краски, как будто прожаренная солнцем до желтого раскаленного песка земля. И на заднем плане опять появляется свинья. Что этим хотел сказать художник — остается загадкой. Ларионов потом создаст цикл работ, который назовет "Путешествием в Турцию". Сам художник никогда не был в Турции. Путешествие, абсолютно, воображаемое. Уж не воспоминания ли детства станут той самой питательной средой для этого "фантастического путешествия"? Следы турецкого пребывания, впрочем, были не только в Бендерах. В самом Тирасполе турки работали во многих пекарнях и лавках. С 1907 года Ларионов начнет серьезно работать в другой манере — русского примитивизма — и когда в Москве он будет вместе с другим известным художником Кандинским бегать по базарам в поисках мужицких лубков и радоваться, найдя что-нибудь с изображением "Царя Салтана" или "Бовы Королевича". Евгений Ковтун неоднократно подчеркивал: "Особенно привлекали художника живописные городские вывески, которые в изобилии украшали многочисленные лавочки провинциального Тирасполя...". Интересно, что уже с 10 лет Миша начал собирать гравюры старых мастеров, особенно после того, как в 12 лет переехал в Москву и стал завсегдатаем московского рынка Сухаревской башни. По гравюрам будущий художник изучал наглядно историю искусств. С этих же лет он начал рисовать с натуры и по памяти, и до 1913 года написал более 20 тысяч рисунков и около трех тысяч холстов маслом. Серия "Путешествие в Турцию" была практически написана по памяти. Величайшая редкость! Подробнее о папке пошуаров Михаила Ларионова  "Путешествие в Турцию" можно почитать у нас на сайте в разделе: "The russian avant-garde editions".

Price Realized: $50,092

Нельзя не отметить лот с первым российским атласом (хотя он и не входит в наш рейтинг): Делиль, Жозеф Николай (1688-1768). Атлас российской, состоящий из девятнадцати специальных карт, представляющих Всероссийскую империю с пограничными землями, сочиненный по правилам географическим и новейшим обсервациям, с приложенною при том Генеральною картою великия сия империи, старанием и трудами Императорской академии наук. СПб. Издание Академии Наук, 1745. 20 гравированных [на меди] карт. На латинском и немецком языках. Первый атлас, целиком посвященный России. [Delisle J. N.] Atlas Russicus. St.Petersburg, Akademie der Wissenschaften, 1745. Mit 1 gefalt. u. 19 doppelblattgr. grenzkol. Kupfer-Ktn. sowie 1 gest. Legende im Text. Der erste Spezialatlas des russischen Reiches. Аукцион Hauswedell & Nolte в Гамбурге. 19 и 20 мая 2009 года. К сожалению, архивы отсутствуют на сайте. Издание Атласа стало результатом 20-летнего труда множества картографов, выполнявших инструментальную съемку российских земель по указу Петра I. В 1730-е было издано несколько атласов И.К. Кирилова, которые не считались официальными, поскольку содержали карты не всех территорий страны. Ряд карт Кириллова послужил основой для атласа 1745 года. 2 сентября 1745 г. Жозеф Делиль,который заведовал долгое время географическим департаментом Российской Академии Наук, на заседании ака­демии представил атлас — «Delilius Atlantem mapparum geographicarum Imperii Rossici produxit» («Атлас географических карт Рос­сийской империи, созданный Делилем»). Атлас появился в виде двух отдельных изданий с русскими и латинскими подписями на картах (географические названия — только на русском), четырьмя титульными листами и указателем с пояснительным текстом на рус­ском, латинском, немецком и французском языках. Для составле­ния карт к западу от Тобольска использовались восемь треугольни­ков. Вершины многих из них были определены де ла Кройером. Кроме того, расстояние от Петербурга до Москвы измерил геоде­зист лейтенант Сафанов в декабре 1744 г. — оно оказалось равным 734 верстам. В герцогствах Эстония и Литва расстояния были вы­числены Любберасом и Фарварсоном. Для составления карт Мезе­ни и Пустозерска использовались материалы голландских и англий­ских моряков, которые, должно быть, к тому времени сильно устарели. Карта Уфимской провинции составлялась по данным ас­трономических наблюдений, проведенных «англичанином не скуд­ного опыта» (Элтоном). На первых тринадцати картах атласа изображена ев­ропейская часть России. Двенадцать из них были составлены рань­ше; их дополнила карта Урала, главным образом его западного склона. Все 13 карт имеют масштаб 1:1 527 000. Большинство карт перекрывают друг друга. Небольшой разрыв остался только между нижним течением р. Урала и водоразделом между Камой и Печорой. Шесть карт Сибири, № 14—19, также перекрывают друг друга и охватывают всю территорию Сибири. Все они имеют масштаб 1:3 360 000. Утверждается, что они были созданы на основе данных специальных астрономических наблюдений и путешествий по морю и по суше, предпринятых специально для составления карт. Общая карта на двух листах, имеющая масштаб 1:8 400 000, изображает всю территорию России (от о-ва Эзель до северо-восточной оконечно­сти Азии). Протяженность ее по этой карте составляет 166°, на са­мом же деле — 167° (у Кирилова протяженность страны равна 174°). К атласу прилагалось объяснение условных знаков и физико-геогра­фических терминов. Атлас был послан в различные губернии и провинции России и за рубеж и везде получил высокую оценку. Естественно, академия получила и такие письма, где указывались недостатки карт. Но и сами составители атласа отмечали неполноту материала и особен­но подчеркивали тот факт, что из-за недостатка времени они не смогли полностью использовать сведения, собранные во время на­учных экспедиций академии в Сибирь. Атлас Российский был официально признан первым атласом Российской империи, так как впервые давал широким слоям общества представление о государстве в целом и каждой его губернии. Он представлял собой логически связанное собрание карт с единообразным стилем оформления.

Price Realized: $ 38,964

Рехберг -и- Ретенлевен, Карл, граф (1775-1847). Корнеев, Емельян Михайлович (1780-1839). “Les peuples de la Russie ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'Empire de Russie, accompagnee de figures colones” (“Народы России, или Описание нравов, обычаев и костюмов различных национальностей Российской империи”). Paris, D.Colas, 1812-1813. 2 т.т. 96 раскрашенных от руки акватинт, офортов и меццо-тинт. Текст на французском языке с посвящением Императору Александру I; тексты на гравюрах - на двух языках: русском и французском, при этом нумерация отсутствует. Каждый том издавался в 8-ми выпусках по 6 гравюр. Над гравированием этих рисунков работали Адам, Гроз, Менц и другие иностранные граверы, а из русских Мельников, Осипов и Скотников, последний исполнил 20 листов; сам Корнеев награвировал девять листов. В двух красных марокеновых переплетах эпохи с богатым тиснением золотом на крышках и корешках. Формат: 48,5х39 см.  Уход: £25,200. Аукцион Bonhams. 24 марта 2009 года. Printed Books, Manuscripts, Music & Photographs. Лондон. Лот № 77.Помог графу Карлу Рехбергу с написанием текста литератор и историк Жорж-Бернар Деппинг. Как известно, Корнеев был прикомандирован к генералу Спренгпортену, который по повелению императора Александра I совершил обширное путешествие по России в 1802-1805 г.г. Корнеев нарисовал за это время большое количество рисунков, которые привлекли внимание баварского посланника при русском дворе графа Карла Рехберга, страстного собирателя акварелей и рисунков на русские темы. Рехберг предложил Корнееву издать альбомы гравюр по его рисункам. Это было как раз то, о чем мечтал художник: показать широкому зрителю свои работы- виды отдаленных уголков России, облик народов ее населяющих. И Корнеев уехал с Рехбергом за границу. Там он напряженно трудился над созданием двухтомного альбома “Les peuples de la Russie”, состоящего из 96 гравюр. “Все рисунки, составляющие этот труд, были самым превосходным образом выполнены заслуженным мастером г-м Корнеевым в течение его трехлетнего пребывания в Мюнхене”- сообщал издатель альбома. Мюнхен, столица Баварского королевства, был родным городом Карла Рехберга. Здесь же жил и его знаменитый брат Алоизий фон Рехберг известный дипломат, министр иностранных дел, участник Венского конгресса и Карлсбадской конференции. Здесь, в Мюнхене, Е. Корнеев делал рисунки по своим путевым эскизам, а затем наблюдал за созданием гравировальных досок. Печатался альбом в Париже в 1812-13 г.г. уже без присмотра автора. Два роскошных тома не исчерпывали запаса рисунков, а также замыслов издателя и художника. Однако в Европе грянули наполеоновские войны. Корнеев вернулся домой, а Граф Рехберг стал главным интендантом баварской армии на долгие годы. В те годы интерес к Российской империи, ее жизни, нравам и обычаям был очень велик. Сюда устремились не только политики и купцы, но и художники, запечатлевшие костюмы, быт, уличные сценки. Правда, в основном это касалось Москвы, Петербурга и небольшого ряда провинциальных городов. Да и сами рисунки чаще всего были сделаны с иронией, запечатлевали курьезы, представляя по сложившемуся шаблону русских дикарями. Емельян Михайлович Корнеев получил образование в Петербургской академии художеств, прославился как русский художник-путешественник, гравер и рисовальщик, впоследствии стал профессором исторической живописи, в 1807 году получил звание академика за картину "Похищение Деяниры Центавром". В 1803—1805 гг. ездил за границу. Еще в бытность учеником Академии исполнил для строившейся тогда в Царском Селе церкви образ Воскресения, за который ему было выдано 150 руб. В 1807 – 1810 годах участвовал в росписи Казанского собора. Граф Карл Рехберг был страстным собирателем акварелей и рисунков на русские темы. Он задумал многотомное иллюстрированное издание о России и купил для этого все рисунки Корнеева. Для альбома они отобрали только те, что носили этнографический характер и демонстрировали разные народности – русских, украинцев, татар, киргизов, ногайцев, армян, грузин, чувашей, финнов… Вот, например, что было написано в альбоме о русских: “Обычно русские бывают росту скорее среднего, нежели высокого, телосложения хорошего и крепкого. Волосы у них черные, иногда светлые… Живость, подвижность, веселость, упорство в любом предпринимаемом деле, безразличие к препятствиям и опасностям, а также некая врожденная учтивость составляют национальный русский характер. Гостеприимный, общительный, добрый по природе, русский, однако, впадает в ярость под воздействием страстей. Порядочность и умеренность в целом присущи этому народу, вплоть до низших классов. Русские хорошие солдаты, трудолюбивые работники, предприимчивые, но хитрые и ищущие своей выгоды торговцы. При этом наделены они и всеми способностями и склонностями, делающими людей пригодными к науке и искусству. И можно сказать, что русские вполне в этом преуспевают, если их не останавливает на сем пути некоторое непостоянство и самодовольство”. “Для чеченцев, - отмечается в альбоме, - покориться победителю – это позор, которого они пытаются избежать всеми возможными способами и даже самоубийством, если не остается ничего другого. Управлять ими при помощи силы почти невозможно, и их князья правят ими исключительно при помощи кротости и убеждения. Когда мальчик вырастает настолько, что способен носить оружие, отец вручает ему его и отпускает сына из-под своей опеки. Оказавшись свободным, молодой человек не должен больше спрашивать своих родителей о чем бы то ни было, он сам должен заботиться о своем существовании”.

Price Realized: $30,994

Нельзя также не отметить следующую весьма перспективную и редкую папку пошуаров: Экстер, Александра Александровна (1882-1949). Decor de Theatre. Театральные декорации. Preface d'Alexandre Tairoff. Adapte en francais par F. Turpin. Париж, edition des Quatre Chemins, 1930. Папка состоит из: title with correction, list of plates, 3 leaves of text printed recto only, colophon  + 15 цветных пушуаров T. Goutcharoff after Alexandra Exter, выполненных гуашью. L. 247 x 340 mm. (and smaller), S. 332 x 503 mm. (each).    Уход: £18,750. Аукцион Кристис. 17 сентября 2009 года. Old Master, Modern & Contemporary Prints. Лондон. Лот № 44. Тираж 150 экземпляров. Гуаши, представленные в данной экспозиции, выполнены в технике трафарета. В подобной технике работали Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Анри Матисс. Парижские издательства делали художникам заказы на альбомы с сериями рисунков, объединенных одной тематикой. Они печатались небольшими тиражами, листы подписывались самими художниками. Проекты декораций из альбома Экстер не являются эскизами к определенным постановкам. Эти композиции были созданы по мотивам предшествующих театральных работ. В ряде случаев они демонстрируют авторское видение возможного оформления сцен того или иного спектакля. Её по праву называют «амазонкой» русского авангарда. Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Система ее творческих взглядов складывалась в среде молодых художников-авангардистов, в числе которых были Александр Богомазов, Давид Бурлюк и их старший товарищ Николай Кульбин. Поселившись с 1912 в Петербурге, Экстер стала активной участницей художественной жизни города: вступила в "Союз молодежи", в 1915 году демонстрировала свои работы на Первой футуристической выставке Трамвай В. Неоднократно бывая в Париже, она общалась с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже, Г. Аполлинером, была знакома с итальянскими футуристами А.Софиччи и Ф.Т. Маринетти. Обладая ярким талантом декоратора, Экстер много работала как художник театра, создавала сценическое оформление и костюмы актеров к спектаклям А.Я. Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. В Париже Экстер преподавала в Академии современного искусства Фернана Леже и в собственных студиях. Ею созданы сценические костюмы для балетных спектаклей с участием Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер. Начиная с 1916 года, художница много работает в театре, который позволяет ей осуществить свои нереализованные способности конструктора. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм. В 1924 году Александре Экстер удалось выехать в творческую командировку в Италию, где она приняла решение на родину не возвращаться. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. В бурные 20-е и 30-е годы минувшего века русские парижане привнесли в мир кубизма восточную красочность, мелодичную и радостную, почерпнутую из керамики и лубка, ковров и вышиванок, писанок и икон. В Париже Ася Экстер преподавала в школе Фернана Леже, работала на киностудиях Франции и Германии. В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Кстати, довольно успешной была работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене "парижской моды" есть вклад и нашей бывшей соотечественницы. Любопытно, что, уезжая из Киева, а потом из Москвы, Ася не забывала забрать дорогие для нее предметы быта, произведения друзей, рисунки и вышивки народных художников, которыми она увлекалась. Ее старая горничная Аннушка, прожившая у Экстеров всю жизнь, умудрилась вывезти во Францию горшочки и мисочки, в которых подавала еврейские и украинские блюда, пользовавшиеся у парижских знакомых Аси большим успехом. В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги художница делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах. Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Из ее писем ясно, что она буквально голодала перед смертью, но в то же время неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики, чтобы послать все это за океан — в Нью-Йорк. У Экстер не было преемников, и все ее наследие попало в Америку. В Нью-Йорке жил ее давний, еще киевский знакомый - художник Симон Лиссим, с ним Экстер дружила в Париже. Перед оккупацией Франции он, видя, что в Европе для евреев наступают страшные времена, уехал в Штаты. Это был русский еврей, сын киевского банкира. Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. Он постоянно обращался к американским музеям с просьбами о показе работ Экстер, он им дарил их, потому что не было другого выхода. Тогда их вообще никто не покупал.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?