Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 285 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Советский конструктивизм в рекламе и дизайне. - 3

ЕВРЕЙСКИЙ РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ.

Существовал и чисто еврейский конструктивистский рекламный плакат. Прежде всего это было связано с обустройством евреев на земле. Также связано это было с  ОЗЕТ (Общество землеустройства еврейских трудящихся) — общественная организация, существовавшая в СССР с 1925 по 1938 год, и ставившая первоначально целью обустройство советских евреев посредством «аграризации». Исторически основными источниками пропитания евреев в Российской империи были ремесло и мелкая торговля. Существование черты оседлости вело к нищете и скученности масс еврейского населения в местечках.

После Октябрьской революции и Гражданской войны, прокатившихся погромов и последовавшей разрухи, торговцы и ремесленники превратились в классовых врагов нового строя. По разным данным, от 100 до 200 тысяч евреев были убиты в погромах в период 1918—1920 годов. Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской империи (включая Царство Польское) в США с 1881 по 1915; иммиграция в Палестину, Аргентину, Бразилию и другие страны также была значительной. К началу 20-х годов более трети оставшегося еврейского населения СССР оказались в категории лишенцев. Значительная часть евреев покинула местечки в поисках работы в крупных городах, но и там царила безработица. 17 января 1925 года в Москве было создано Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), который собирал и распределял средства для помощи переселенцам, занимался мобилизацией общественного мнения, пропагандой, организацией общего и профессионального образования, культурной жизни, медицины для переселенцев, взаимодействием с международными еврейскими организациями. Лотереи ОЗЕТа проводились в 1928, 1929, 1931, 1932 и 1933 годах. Выпускались многочисленные плакаты.

Михаил Длугач. Еврей-земледелец

каждым поворотом колес трактора

участвует в социалистическом строительстве.

Ты ему поможешь!

Вторая ОЗЕТ-лоторея.

Издание ЦП "ОЗЕТ".

Москва, Совкино, 1929. 62х47 см.

Михаил Длугач.

Стройте социалистический Биробиджан!

Москва, 1932. 105х69 см.

Михаил Длугач. 5 лотерея ОЗЕТ.

Построим Биробиджан,

превратим его в образцовый

социалистический форпост на Дальнем Востоке.

Издание ОЗЕТ.

Москва, 1933. 69х49 см.

Михаил Длугач. 3-я лотерея - ОЗЕТ.

Москва. 1930. 101х71,3 см.

Михаил Длугач. 4-я лотерея - ОЗЕТ.

На сумму 750000 рублей.

цена билета 50 копеек.

Всего 40198 выигрышей.

Стройте социалистический Биробиджан -

район будущей еврейской автономной единицы.

Москва, 1932. 69х49 см.

Михаил Длугач. 2-я ОЗЕТ-лотерея.

Москва, 1929. 71,3х108,5 см.

Михаил Длугач. Третьей ОЗЕТ-лотереей дадим

3 миллиона на землеустройство и

вовлечение в промышленность

новых масс еврейской бедноты.

Москва, 1930. 104,3х70,3 см.

Михаил Длугач. Машины, инструменты, сырье

могут получить:

безработные, кустари и ремесленники

через фербанд ОРТ «Общества ремесленного и

земледельческого труда среди евреев России».

Москва, 1930. 71х107 см.

А.О. Барщ. Эскиз к плакату по еврейской лотереи.

Гуашь, чернила, бумага.

Москва, 1927. 30х25 см.

Аноним. Московский государственный еврейский театр.

Труадек. Эксцентричная оперетта по Жюль Ромену.

Театральная афиша. Москва. 107,5х72 см.


И ЕЩЁ НЕМНОГО О РЕКЛАМНОМ ПЛАКАТЕ В СССР

Реклама 1920-х годов

Послеоктябрьскому этапу истории русской рекламы положила начало новая экономическая политика Советского государства — НЭП, провозглашённая в марте 1921 года. Благодаря НЭПу в СССР стали развиваться промышленность и торговля, основанные как на государственной, так и на частной собственности. Однако первые рекламные плакаты были созданы только на рубеже 1922-1923 годов, когда открылись конторы и агентства по распространению печатной рекламы: Двигатель, ЦУП ВСНХ (Центральное управление печати Всесоюзного Совета народного хозяйства), Рекламтран. Крупными издателями своей рекламы в 1923-1925 годах выступили Моссельпром, Мосторг, Москвошвея, ГУМ, Лентабактрест, ЛСПО (Ленинградский союз потребительских обществ), жировые тресты ТЭЖЭ и ЖЭТ, Чаеуправление, Резинотрест, Госэлектротрест, Автопромторг, Кожсиндикат, Спичечный синдикат, общество Добролёт и другие организации.

Александр Зеленский. Папиросы "Пушки".

Ленинградский гос. табачный трест.

Остерегайтесь подражаний.

Плакат. Ленинград, 1926. 65,5х44 см.

Александр Зеленский. Папиросы ПУШКИ нового стандарта

Ленинградского Гос. таб. треста.

Плакат. Ленинград. 1929.

Аноним. Курите только папиросы Сальве. Табактрест Украины.

Москва.  Типо.-Лит. В.Т.У. им. Дунаева, 1920-е.

56,5x37,5 см. Тираж 6000 экз.

Алексей Михайлов. Читайте!

Журнал САМОЛЕТ.

Плакат. Москва. 1923. 105х70,5 см.

Аноним.  О.Д.В.Ф.-С.З.О. Возродим воздухоплавание.

Наш первый корабль "Владимр Ильич".

Рекламный плакат. Ленинград. 1920-е.

Алексей Михайлов. Реклама ЦКПС:Транспечать.

На всех путях сообщения.

Плакат. Москва, 1925. 119х71 см.

Рекламный плакат 20-х годов — явление яркое и значительное. Реализацию революционных художественных идей в плакате продемонстрировало содружество «реклам-конструкторов» — величайших мастеров конструктивизма — художника А. Родченко и поэта В. Маяковского. Первой самостоятельной работой «реклам-конструктора Родченко» был плакат «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», выполненный в двух вариантах с голубым и красным фонами. Благодаря ему родилось рекламное содружество художника и поэта. В. Маяковский предложил А. Родченко писать стихотворные тексты к плакатам, исполненным художником. За короткий период совместной работы с 1923 по 1925 год было выполнено несколько выдающихся рекламных плакатов. Среди них выделяется лист, призывающий сосать соски Резинотреста, и эмблема Моссельпрома. Наибольшей выразительности достигла реклама журнала «Молодая Гвардия». Выпуски этого литературно-публицистического журнала не блистали особым богатством и красочностью оформления.

Владимир Маяковский, Алексей Левин.

Рабочие, что читать Вам?

Конечно, газету "Рабочая Москва".

Открыта подписка на 1925 год.

Торопись с подпиской

Каждый рабочий, каждый завод.

Плакат. Москва, 1920-е. 106х72 см.

Максим Литвак. Открыта подписка Центриздата на 1926 год.

Плакат. Москва, 1926. 53,5х36 см.

Авторы изобразили продавца в рабочем комбинезоне и в кепке с номерами «Молодой Гвардии» в руках, который громко расхваливает свой товар. Эта красная фигура, словно вырезанная из картона и напоминающая героев агитационных представлений первых лет революции, впоследствии повторилась в сотнях рекламных образов XX века. Плакат «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП — покупайте дешёвый хлеб!», обращённый к массовой покупательской аудитории, наоборот — приёмом изображения рекламируемых предметов близок дореволюционной вывеске. Однако он выглядит необычайно современным, благодаря продуманному композиционному взаимодействию графических элементов — линеек, текстовых блоков и объёмных рисунков.

Антон Лавинский. ГИЗ: открыта подписка на

"Рабочий факультет на дому".

Полный курс дневного Рабфака.

Плакат. Москва, 1926. 111х82 см.

Алексей Левин. Подписывайтесь на "Огонёк"
с приложениями.

Плакат. Москва. 1926. 53х72 см.

К классическим образцам конструктивистских плакатов можно отнести и фотомонтажные композиции, исполненные А. Родченко в содружестве с В. Маяковским, для рекламирования товаров, продающихся в ГУМе (Государственном универсальном магазине). В этих журнальных коллажах уже были заложены основные принципы рекламного дизайна XX века. Увлечение А. Родченко творческим фотомонтажом, документальной и постановочной фотосъёмкой позволили мастеру выступить первооткрывателем новой плакатной формы. В ней соединились освоенные лабораторные технические приёмы, уже открытые ранее фотомастерами, работающими с фотографиями и кинокадрами, и безукоризненное чувство композиции, присущее самому художнику. Вершиной воплощения художником рекламной идеи стал «Ленгиз» с фотопортретом Л. Брик, который композиционно был построен таким образом, что размер изображения не имел никакого значения. Реклама проектировалась художником для оформления стены здания, где размещался книжный магазин, но прекрасно воспринимается и в плакатном формате.

Александр Зеленский. Германская промышленная концессия

Шток и Кº в СССР. Паста для обуви ШТОКО.

Лучшая для обуви паста ШТОКО!

Плакат. Ленинград. 1929. 69,5х50 см.

Дмитрий Буланов. Читается ежедневно миллионом людей

реклама в трамвае.

Плакат. Ленинград, 1927. 41х58 см.

Крупнейшим заказчиком печатной торговой рекламы в Москве был созданный в январе 1922 года трест Моссовнархоза — Моссельпром, куда вошли национализированные дрожжевые, пивоваренные и спирто-водочные заводы, а также кондитерские и табачные фабрики — основные производители продукции, облагающейся высокими акцизами и приносящей большие доходы казне. Рекламные объявления со слоганом Маяковского «Нигде кроме как в Моссельпроме» до 30-х годов оставались яркой внешней приметой столицы. В середине 20-х годов Маяковский и Родченко отошли от рекламной деятельности в Москве. Их сменили Д. Тархов, М. Буланов, В. Каабак, Ш. Мирзаянц, Б. Такке, Ст. Аладжалов, а затем — ленинградец А. Зеленский. Каждый из этих авторов по-своему разнообразил облик торговых плакатов, которые наполнились сюжетными и портретными композициями, взамен условных построений художников-конструктивистов. Тархов внёс в плакаты насыщенные цвета, графическую прорисовку архитектурных элементов зданий и богатый подбор шрифтов. М. Буланов наполнил рекламу особой динамикой движения героев и гротеском русской вывески, часто использовал в плакатах полюбившийся ему жёлтый цвет фона. Такке придавал композиции плакатов классическую завершённость. Мирзаянц и Каабак были универсальными мастерами и исполняли плакаты для Двигателя, Рекламтрана, Мосторга, ТЭЖЭ и других заказчиков. Московские художники выполняли также рекламу товаров региональных производителей табачных изделий, пива и фруктовых вод: Крымтабактреста, фабрики «Уртак», завода «Южная Бавария» и других. Среди авторов плакатов выступало много молодых художников — выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа разных лет. А. Черномордик создавал рекламу Москвошвеи, С. Аддиванкин совместно с В. Маяковским делал плакаты для Чаеуправления, ученик Г. Якулова — Семён Аладжалов и его брат Степан придали оригинальный современный облик рекламе Донской государственной табачной фабрики (ДГТФ) — старейшей в России.

Александр Зеленский. Новость: требуйте всюду в пачке

папиросы САФО.

Плакат. Ленинград, 1929. 57,5х40 см.

Реклама табачной фабрики "Уртак" в стиле "попугай".

Дымок уртакских табаков

Лучше всех других сортов.

Самарканд, 1929. 107х72 см.

Аноним. Папиросы "Наша марка".

Рекламный плакат. 1926.

Алексей Михайлов.

Государственный электротехнический трест ГЭТ.

Плакат. Москва. 1929. 71х52 см.

Предприятия табачной промышленности Петрограда, национализированные в 1918 году, вошли в состав Петротабактреста — крупнейшего производителя, который осуществлял издание плакатов на собственной старой полиграфической базе. С 1923 по 1929 год разработка рекламы продукции табактреста принадлежала художнику А. Зеленскому. Предприятия Петрограда-Ленинграда продолжали выпуск признанных дореволюционных брендов: «Пушки», «Тары-бары», «Зефир», «Дюшес», «Пери», «Сафо». Во второй половине 20-х годов на рынок поступили и советские новинки Лентабактреста. Реклама Зеленского представила потребителям обновлённый облик популярных изделий и всю новую продукцию: папиросы, сигары и даже сигареты, выпуск которых был освоен на фабрике им. Клары Цеткин В1928-1929 годах.

Исраэль Боград. Курящими решен вопрос

Нет лучше этих папирос.

Рекламный плакат. 1937. 64х46 см.

Листы художника с изысканными шрифтами и великолепным рисунком олицетворяют неоклассическую линию постмодерна и принадлежат к лучшим образцам графики 20-х годов. Известность Зеленского была столь велика, что ему заказывали плакаты многие государственные и частные предприятия. Исключение составили лишь ЛенЖЭТ, Ленпищетрест и ЛСПО, для которых разработку рекламы осуществляли художники Б. Цветков и П. Снопков. После переезда в Москву в 1929 году А. Зеленский стал признанным мастером советской торгово-промышленной рекламы.

Дмитрий Буланов. ЖЕЛДОРЗОТ - добровольное общество

"За Овладение Техникой", задача которого вовлечь

широкие массы трудящихся в борьбу за освоение

новой техники ж.-д. транспорта.

Железнодорожник вступай в ячейку "ЗОТ"!

Плакат. Ленинград. 1933. 70,5х49,5 см.

Алексей Ган. Первая выставка "Современной Архитектуры".

Москва. Плакат. 1927. 107,5х72,5 см.

Алексей Ган. Выставка работ

Владимира Маяковского.

Рекламный плакат. 1931.

Большой вклад в формирование торговой рекламы внёс художник-конструктивист Д. Буланов, который работал в Бюро реклам Ленинградского отдела коммунального хозяйства. К выдающимся работам Буланова принадлежат плакаты, призывающие воспользоваться преимуществами размещения объявлений в трамвае и передачи рекламы по радио. Заслугой художника является введение в практику плакатов удлинённого горизонтального формата, предназначенных для размещения под потолком в салонах ленинградских трамваев, наряду с традиционными — квадратными.

Александр Зеленский. Шоколадная фабрика

т-ва Симанов и Сальман. Ленинград.

Кушай этот шоколад

Будешь счастлив и богат!

Плакат. Ленинград, 1924.

Александр Зеленский. Пробки и изоляция.

Всероссийский государственный трест

пробочной и пробково-изоляционной промышленности

"Центро-пробизоль".

Плакат. Ленинград, 1924.

В конце 20-х годов сформировалась стилистика советской экспортной рекламы. Пионерами здесь выступали Резинотрест и Моссельпром. К ним присоединились Госэлектротрест — ГЭТ, АО «Международная книга», Спичечный синдикат. Внешнеторговые плакаты, созданные А. Зеленским, Д. Кравченко, Г. Бершадским, Г. Замским, М. Литваком и другими художниками, демонстрировали высокий уровень исполнения, который многие десятилетия отличал советскую внешнеторговую рекламу на международном рынке.

Александр Зеленский. Н.К.В.Т. Госторг.

Главная пушно-сырьевая контора.

Плакат. Ленинград, 1925.

Александр Зеленский. Сигары.

Ленинградский гос. табачный трест.

Гос. сигарная фабрика.

Плакат. Ленинград, 1927.

Исраэль Боград. Курите папиросы Дерби.

Наркомвнуторг.

Плакат. 1936.

Исраэль Боград. 25 коп.

Арифметика простая-

Три копейки - коробок!

Сразу пачку покупая

Экономишь пятачек!

Плакат. 1936.

Реклама 20-х годов, несмотря на стилевую пестроту, удачно объединила достижения художников-конструктивистов и последователей зарубежного торгового плаката с приёмами старой русской рекламы. Она наглядно продемонстрировала рост производства и развитие торговли, преобразила облик городов и украсила витрины магазинов изображениями новых советских товаров. Но в 1929 году наступил продовольственный кризис и торжеству рекламы пришёл конец.

Григорий Шегаль. Книги пионеру и школьнику.

Издательство ЦКВЛКСМ "Молодая Гвардия".

Плакат. Москва, 1927. 72х107,5 см.

Григорий Миллер. Печатное дело в СССР.

Плакат для международной выставки

"Искусство книги в Лейпциге".

Москва. 1927. 72х108 см.

Иосиф Янг (Ганф). Принимается подписка на 1929 год

на журналы "Рабочей газеты".

Плакат. Москва, 1929. 104,5х72 см.

Реклама 1930-40-х годов

Советский Союз в 1929-1930 годах взял курс на сверхускоренную индустриализацию. В стране осуществлялось жёсткое директивное планирование и была ликвидирована частная собственность в сферах производства и торговли. В 1930 году Наркомат внутренней торговли, возглавляемый с 1926 года А. Микояном, был преобразован в Наркомат снабжения. В стране последовательно вводились продовольственные карточки и карточки на промышленные товары. Одновременно расширилась система государственной коммерческой торговли, цены в которой в несколько раз превышали цены на продукты и товары, распределяемые по карточкам. С окончательным формированием в стране в 1931 году распределительной системы отпала необходимость широкой торговой рекламы. Реклама сосредоточилась в коммерческих магазинах, в гостиницах для туристов и в местах посещения иностранцами. Ещё в апреле 1929 года бьио организовано ГАО «Интурист», задачей которого стало обслуживание иностранных граждан и получение валютной выручки в период их пребывания на территории СССР. Летом 1931 года открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев — «торгсинов» (магазинов Торгового синдиката), где за валюту, золото (а после — и за серебро) или драгоценности покупатель мог приобрести дефицитные товары. В них продавали всё, начиная с шуб и валенок и кончая крупами и сахаром. Учитывая рост потребности страны в валюте и драгоценных металлах, уже с осени 1931 года «торгсины», организованные по всей стране, открыли двери и для советских граждан, готовых отдать свои сбережения государству.

Михаил Буланов. Кто-куда, а я в Сберкассу!

Плакат. Москва. 1929.

Дмитрий Буланов. Вам нужна художественная реклама?

Вам нужен броский плакат?

Вам их дает Бюро реклам!

Плакат. Ленинград. 1927.

Макс Литвак, Роберт Федер. Посещайте СССР. Интурист.

Плакат. Москва. 1930.

В начале 30-х годов внешнеторговую деятельность осуществляли эспортно-заготовительные конторы и вновь организованные объединения: Госторг, Экспортхлеб, Союзпушнина, Рыбоконсервэкспорт, Международная книга, Коверкустэкспорт, Союзпромэкспорт и другие. В 1932 году начал работать Техноэкспорт — специализированное объединение по экспорту из СССР техники и оборудования. Создание ГАО «Интурист» и расширение экспорта потребовало централизации подготовки внешнеторговой рекламы. В сентябре 1929 года при Всесоюзно-Западной торговой палате создаётся Бюро торговой пропаганды, мастерская которого в 30-е годы занималась не только подготовкой плакатов, проспектов и журналов об СССР на иностранных языках, но и обеспечивала оформление всех зарубежных выставок. В целях контроля за качеством рекламной продукции в 1930 году при Всесоюзной торговой палате был организован Совет по делам экспортной рекламы и Экспертная комиссия, куда вошли известные художники-графики Д. Моор и А. Кравченко и видный деятель изобразительного искусства художник Ф. Лехт.

А. Комаров. Митинг детей.

Мы требуем груди матери, здоровых родителей,

чистого воздуха и света, защиты от мух и

сухих чистых пеленок.

Изд. "Общество охраны материнства и младенчества".

Рекламный плакат. Хромолитография. 1923.

Алексей Пахомов. Детские книги ГИЗа.

Книготорговый плакат. 1929.

Алексей Пахомов. Читай.

Продаются в магазинах и киосках Госиздата.

Книготорговый плакат. 1928.

Владимир Лебедев. С. Маршак. Книги для детей.

Книготорговый плакат. Конец 20-х годов.

Аноним. Известия. Открыта подписка на 1926 год.

Рекламный плакат. Москва. 1925. 72х51 см.

Аноним. Посмотри в родную сторону

В хаты, школы, красный клуб.

Все читают нашу "Борону"

И журнал "Бороний зуб".

Рекламный плакат. Кострома. 1926. 39х54 см.

Монограмма С.П. Подписывайтесь по почте.

Рекламный плакат. 1926.72х107 см.

Михаил Черемных. Где есть рабочий-там должна быть "Рабочая газета".

Читайте журналы "Экран" и "Хочу всё знать".

Выписывайте детский журнал "Новые строители".

Подписывайтесь на журнал "Крокодил".

Рекламный плакат. Москва, 1923. 69х51 см.

Бюро стало настоящим центром торговой рекламы после прихода в мастерскую С. Игумнова — талантливого организатора, сумевшего объединить коллектив молодых художников. В работе он не только учитывал особенности психологии восприятия цвета, но и умело использовал силу воздействия на зрителя композиции изображения. Плакаты Игумнова притягивали к себе внимание, убеждая покупателей в исключительно высоком качестве советских экспортных товаров, как реклама торговой марки «Socra», под которой продавались за границу рыбные консервы (лосось, сёмга, осётр, сардины и крабы в томатном соусе).

Михаил Буланов. Мотоцикл за 50 коп. в лотерее "Автодор".

Плакат. Москва. 1929.

Е. Перников, А. Титов. Лотерея "Автодор".

Цена билета 50 копеек.

Плакат. Москва. 1929.

Автодоровцы, за ремонт тракторов!

Успех весеннего сева в ваших руках.

М.: Изд. "Снабавтодора", 1931. 91,5х69 см.

Михаил Буланов. Автомобиль за 50 копеек

в лотерее "Автодор".

Плакат. Москва, 1929.

Дмитрий Кравченко. СССР. Москва. Резинотрест.

Плакат. Москва. 1929.

Плакатная реклама Торгсина, также создававшаяся художниками мастерской, предназначалась для внутреннего рынка. Огромное влияние на характер плакатов оказала европейская стилистика Ар Деко, тяготеющая к разворачиванию изображения на плоскости плакатного листа, диагональным построениям, имитации использования трафаретов, локальным цветовым заливкам фона, рельефным реалистическим фигурам с подчеркиванием растушёванных теней. Огромным подспорьем для художников, пришедших в мастерскую Бюро, была возможность пользоваться рекламными проспектами, каталогами, журналами, альбомами шрифтов и другими западными источниками, поступавшими в библиотеку палаты. Именно в Торговой палате знаменитые немецкие, английские и французские типографские наборные шрифты конца 20-30-х годов были переработаны в рукописные кириллические плакатные и журнальные варианты. В первую очередь это гротески Футура П. Реннера (1928) и Гилл Санс Э. Гилла (1928-1932), Роквелл Ф. Пьерпонта (1934), Вайсс Е. Вайсса, шрифты Г. Поста, а также Пеньо А. Кассандра и «рукописный» Псит Р. Поньо.

Александр Дейнека. Товарищ, даешь поддержку

новому рабочему журналу "Даёшь".

Плакат. 1929. 107х73,5 см.

Среди художников Торговой палаты надо особо выделить С. Сахарова и Н. Жукова. Сахаров обладал точным выразительным рисунком и великолепно владел цветовой лепкой объёма предметов. Он первым повсеместно использовал в плакатах свой кириллический вариант немецкого шрифта Футура (№276). Жуков работал над плакатами для Торгсина и Интуриста, создавал обложки многочисленных рекламных буклетов и журнала «Soviet Travel» (1932-1938). Жуков выполнял и торговую рекламу, в частности ему принадлежит реклама советских экспортных ниток для Финляндии и знаменитая «трубка и спички» — реклама советской торговой марки спичек «Criterion». Он же создал композицию с силуэтом всадника на фоне гор, которая была помещена на упаковку легендарных папирос «Казбек» (авторство наклонного «табачного» шрифта надписи принадлежит А. Зеленскому). В середине 30-х годов коллектив мастерской Бюро пополнился новыми авторами: М. Исиченко, А. Мандрусовым, Ю. Цейровым, А. Побединским. В экспортной рекламе работали В. Климашин, В. Лазурский, В. Ливанова, О. Эйгес, A. Антонченко, В. Викторов. На протяжении всех 30-х годов советская внешнеторговая реклама успешно демонстрировала товары и торговые марки, используя иллюзорную рельефность изображения и короткие рекламные надписи. Название страны — «USSR» и её столицы — «Moscow» несли в плакатах основную пропагандистскую нагрузку.

В. Комаров. Смычка города с деревней.

Акционерное об-во "Книга в деревне".

Рекламный плакат. Казань. 1925. 107х72 см.

Аноним. Хлебороб.

Вот, где можешь продать и купить всё!

Рекламный плакат. Краснодар. 1926. 108х72 см.

Аноним. Первое акционерное транспортное

о-во "Транспорт". Свыше 100 контор в СССР.

Рекламный плакат. Москва. 1923. 91х59 см.

Осенью 1934 года на смену Наркомату снабжения (1931-1934) пришли Наркоматы внутренней торговли и пищевой промышленности. С 1 октября 1935 года была отменена карточная система и открылась свободная продажа продовольственных, а несколько позже и промышленных товаров. Месяц спустя, Сталин, выступая перед передовиками-стахановцами, произнёс свою знаменитую фразу:

«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее».

Георгий Якулов. Акционерное о-во "Винторг".

Лучшие русские и заграничные вина, коньяки

и восточные изделия.

Плакат. 1926.

Сергей Игумнов. Консервы "Socra".

Плакат. 1932.

Макс Литвак. Ленинградский государственный трест

пищевой промышленности.

Рекламный плакат. Ленинград, 1925. 102х73 см.

Аноним. Главный трест

чайно-кофейно-цикорной промышленности

"Чаеуправление".

Москва, Мясницкая, 19.

Рекламный плакат. Москва, 1925.

Пищевая промышленность продолжала быстро наращивать объёмы производства. Завершено было строительство современных мясокомбинатов, холодильников, молокозаводов, рыбоконсервных заводов, комбинатов по переработке сельскохозяйственной продукции, предприятий по изготовлению стеклотары. Страна вступила в непродолжительный период относительного товарного благополучия.

Аноним. Коробка-упаковка для спичек "Помогите".

14,5х33,5 см.

Аноним. Техника. Электричество. Металлы. Радио.

Рекламный плакат-афиша для предпринимателей.

Москва. 73х108 см.

1 февраля 1936 года был упразднён Торгсин. Помещения «торгсинов» были реконструированы и в них разместились магазины «Гастроном». Монополия перешла к государственным и кооперативным магазинам, для которых в спешном порядке изготавливалось торговое оборудование и элементы наружного и внутреннего оформления. Началось победное шествие советской торговой рекламы, которое продолжалось до нового продовольственного кризиса 1940 года. Обновление оформления интерьеров магазинов, ресторанов и столовых и быстрейшее издание рекламы продаваемых товаров потребовали привлечения к работе опытных профессиональных художников. В феврале 1936 года при Госторгиздате Наркомата внутренней торговли СССР было организовано Рекламное бюро, где ведущее место занял художник И. Боград. Боград создал новый тип торговой рекламы, базирующейся на приёмах композиционного построения кинокадра: использовании крупного плана, ракурса и перспективы. Его плакаты отличала внутренняя динамика, графическая завершённость и особый изыск цветовых плоскостей. В 1936-1937 годах Боград выполнил для Главпарфюмера Наркомпищепрома СССР рекламу продукции, выпускающейся фабриками ТЭЖЭ. Выдающаяся работа художника — «Зубная паста “Санит”» — была издана Союзпищепромрекламой уже после его трагической гибели в 1938 году. Наркомат пищевой промышленности СССР, возглавляемый А. Микояном, учитывая необходимость своевременной подготовки высококачественной рекламы для непрерывно растущего ассортимента выпускаемой продукции, учредил самостоятельное Бюро рекламы. В конце 1937 года оно объединилось с рекламным отделом Главпарфюмера в контору «Союзпищепромреклама».

Аноним. Два рекламных плаката на саратовскую махорку.

Саратов. 1925.

Дмитрий Тархов. Автомобильный государственный трест.

Автомобили, мотовозы, мотовагоны, мотодрезины.

Рекламный плакат. Москва, 1925.

71х54 см.

Аноним. Тамбо-швейпром.

Спец и прозодежда.

Мужское и дамское готовое платье.

Оптом и в розницу.

Цены вне конкуренции. Новейшие фасоны.

Рабочим и служащим-кредит.

Рекламный плакат. Тамбов, 1925. 52х35 см.

В 1937 году прошёл Первый всесоюзный конкурс торгового плаката, на котором одним из ведущих мастеров рекламы бьи признан А. Побединский. В Бюро рекламы Наркомпищепрома работали А. Миллер, И. Розанов, А. Зеленский, Б. Зеленский, И. Гришин, B. Комаров. Плакаты для Бюро и Союзпищепромрекламы выполняли кроме них и художники Всесоюзной торговой палаты: А. Побединский, Ю. Цейров, А Мандрусов и С. Сахаров. В 1938-1939 годах коллектив постоянных авторов Союзпищепромрекламы пополнили А. Андреади, С. Ахвледиани, И. Кашинская, Н. Мартынов, С. Прокопцев, В. Михайлов. Для рекламы работали также М. Литвак, Н. Боров, М. Нестерова, А. Крылова. Плакаты знакомили покупателей со всеми торговыми новинками: фасованным мясом и сливочным маслом, пастеризованным молоком в бутылках, натуральными соками, фруктовыми водами, пельменями, мороженым, фигурным шоколадом, крекером, сосисками, плавленым сыром, бульонными кубиками, майонезом и томатным соусом «кетчуп». После правительственных постановлений о поддержке семьи и материнства, предприятия торговли стали рекламировать молочные смеси, витаминизированную муку и крупы. Не были забыты и крепкие спиртные напитки: ликёры, наливки, настойки и водки, в изобилии представленные на полках магазинов. Курильщикам реклама предлагала большой выбор папирос и сигар, а женщинам — меха. Рекламные плакаты впервые стали важнейшей частью единого оформления предприятий торговли. Они создавались художниками с необычайной увлечённостью. В качестве моделей выбирались члены их семей, друзья и соседи по дому, отсюда портретность образов и убедительность, юмор и ирония по отношению к изображенным героям.

Дмитрий Буланов. Зоосадом получена

новая большая партия зверей.

Сад расширен и благоустроен.

Животные переведены в новые помещения.

По праздникам детские гуляния.

В саду открыт общедоступный кинотеатр.

В саду открыт буфет "Петрорайрабкоопа".

Обеды холодные и горячие.

Закуски и прохладительные напитки.

Играет струнный оркестр.

Рекламный плакат. Ленинград. 1928. 108х73 см.

Дмитрий Буланов. Бюро реклам принимает объявления

во все газеты Ленинграда, Москвы и провинции.

Рекламный плакат. Ленинград. 1927. 30х79 см.

Дмитрий Буланов. Зоологический сад.

Зоосад пополнен

редкими экземплярами зверей.

Кормление зверей в 3 часа.

Рекламный плакат. Ленинград. 1927. 54х72 см.

Свёртывание торговой рекламы началось в 1940 году, когда вновь возникли проблемы со снабжением населения продовольствием и промышленными товарами. После нападения фашистской Германии на СССР летом 1941 года промышленность перешла на выпуск оборонной продукции, а продовольствие стало распределяться по карточкам. В годы войны и два первых года послевоенного хозяйственного строительства и перевода промышленности на выпуск мирной продукции страна обходилась без торгово-промышленной рекламы. В СССР действовала карточная система, а коммерческие цены на промышленные товары и продукты в розничной торговле были велики.

Дмитрий Буланов. Как свои пять пальцев

Будешь знать животный мир

Побывав в Зоологическом саду.

Открыт ежедневно.

Рекламный плакат. Ленинград. 1928. 19х52 см.

Дмитрий Буланов. Был ли ты

в Зоологическом саду?

Рекламный плакат. Ленинград. 1927. 47х29 см.

Дмитрий Буланов. Зооплакат без текста.

Рекламный плакат. Ленинград. 1928. 78х109 см.

В феврале 1946 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР, а в марте его первая сессия утвердила четвёртый пятилетний план (1946-1950). В плане не только были определены основные направления развития всех отраслей народного хозяйства и выход на объёмы довоенного производства, но и были поставлены задачи увеличения ассортимента продовольственных товаров, изделий лёгкой промышленности, товаров широкого потребления в машиностроительной, электротехнической и радиоприборостроительной промышленности. Однако неурожаи 1946-1947 годов привели к перебоям с продуктами питания в городах и повсеместному голоду в деревне. Индивидуальные хозяйства колхозников были обложены непомерным налоговым бременем. Все материальные ресурсы государство направляло на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, в первую очередь — электроэнергетики и тяжёлой промышленности. Огромных денежных вложений требовало создание ядерного оружия и реактивной техники. Грандиозное строительство развернулось в Москве, которая готовилась отпраздновать своё 800-летие. В сентябре 1947 года в специальном павильоне в ЦПКиО им. М. Горького открылась юбилейная выставка «Реконструкция Москвы», па которой рядом с градостроительными проектами впервые была продемонстрирована продукция столичной промышленности.

Дмитрий Буланов. Зоосад.

Рекламный плакат. Ленинград. 1928. 104х72 см.

Дмитрий Буланов. Посмотри львов в Зоосаде.

Рекламный плакат. Ленинград. 1928. 105х73 см.

Дмитрий Буланов. Все в Зоологический сад.

Рекламный плакат. Ленинград. 1928. 18х53 см.

После оздоровления экономики, проведения в декабре 1947 года денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары было принято решение расширить сеть государственной и кооперативной торговли и значительно увеличить розничный товарооборот в столице, в республиканских н областных центрах открылись новые «Универмаги» и промтоварные магазины («Обувь», «Одежда», «Галантерея», «Культтовары»), Наряду с фирменными магазинами торга «Гастроном» росло число специализированных магазинов по продаже продовольственных товаров: «Рыба», «Овощи-фрукты», «Молоко», «Бакалея», «Консервы». Были открыты магазины «Вино», куда в 1948 году, наряду с грузинскими и армянскими, стали поступать дагестанские, молдавские и одесские коньяки с восстановленных заводов, принадлежавших в начале XX века Н. Шустову и Д. Сараджишвили. Продукты питания, товары народного потребления и промышленные изделия начали рнулярно демонстрироваться на национальных торговых выставках за рубежом, пропагандирующих успехи социализма. В 1950 году планировалось возобновить работу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, но она открылась для посетителей только 1 августа 1954 года. Дополнительные производственные мощности, введённые в годы войны в тыловых районах на базе эвакуированных промышленных предприятий, позволяли пополнять стратегические запасы продовольствия и осуществлять выпуск мясных и рыбных консервов, сгущённого и сухого молока, соков, всевозможных соусов, компотов, варенья, консервированных овощей, солений, маринованных продуктов и фасованных полуфабрикатов, которые экономили время приготовления пищи. А пришедший в Москву саратовский газ придал небогатому послевоенному «коммунальному» быту определённый комфорт. Однако сельское хозяйство обеспечивало лишь минимальные потребности пищевой промышленности и о товарной конкуренции отдельных производителей не могло быть речи. В таких непростых условиях в 1948 году возобновилась деятельность комбината «Союзпищепромреклама» и страна, победившая фашизм, приступила к формированию «витрины социализма».

Наши современники интересуются советским рекламным плакатом ...



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?