Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1059 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Всесоюзная полиграфическая выставка. Путеводитель. Москва, Комитет полиграфической выставки, 1927.

[248] с. В цв. издательской конструктивистской обложке. 17,1х11 см. Проект и деталировка Эль Лисицкого, типографское оформление Соломона Телингатера.

 

 

 

 

 

 


ВСЕСОЮЗНАЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА. 1927 год. Москва:

Открыта 15 сентября 1927 г. в Москве, на территории ВСХВ в Главном доме.

Разделы выставки:

1) отделение истории письменности и печати,

2) производственная графика,

3) полиграфическое производство,

4) издательское отделение,

5) инженерно-техническое отделение,

6) отделение полиграфического образования.

Участвовало 58 художников (в разделе производственной графики), экспонировано 487 произведений (цветная монотипия, автолитография, офорт, ксилография, рисунок).

Издан путеводитель: «Всесоюзная полиграфическая выставка. Путеводитель». Сост. А.И. Илларионов, Эль Лисицкий, К.С. Тихонова, С.Б. Телингатер, В.Р. Кугель, Б. А. Манташев, Р.Ф. Киббель, М.И. Кричевский. (Издание комитета Всесоюзной полиграфической выставки). М., 1927.

Участники выставки: Аксельрод М. М., Берендгоф Г. С., Бруни Л. А., Валенкова С. И., Ватагин В. А., Верейский Г. С., Гончаров А. Д., Горлов Д. В., Денисовский Ф. П., Дмитриевский Н. П., Ечеистов Г. А., Жолткевич Л. А., Зеликсон М. А., Зенкевич Б. А., Каплун А. В., Касиян В. И., Клуцис Г. Г., Конашевич В. М., Коровин Ю. А., Костенко К. Е., Кравцов А. А., Кравченко А. И., Кругликова Е. С., Купреянов Н. Н., Кустодиев Б. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лисицкий Э., Львов П. И., Маторин М. В., Митрохин Д. И., Мочалов С. М., Нелепинская-Бойчук С. А., Нивинский И. И., Орлова-Мочалова М. Н., Павлов И. Н., Плещинский И. Н., Правосудович Т. М., Родионов М. С., Розенфельд Н. Б., Сенькин С., Синяков Л., Смирнов Ф., Соколов В. И., Соколов П. И., Соловейчик А. А., Столпникова А., Тырса Н. А., Фалилеев В. Д., Френкель Р. В., Хижинский Л. С., Чайков И. М., Шевердяев Н. А., Шиллинговский П. А., Шор С. М., Шпинель И. А., Штеренберг Д. П., Якимченко А. Г.

В 1927 г. в Москву приехал художник Л.М. Лисицкий. Еще в Баку Соломон Телингатер видел оформленную им книгу Владимира Маяковского «Для голоса» и был в восторге от этой работы. В Лисицком он почувствовал новатора, своего единомышленника. По утверждению искусствоведа С.О. Хан-Магомедова, в графическом оформлении этой книги Л. Лисицкий

«... чередует шрифты, добиваясь градации акцентов, заставляет говорить пустое пространство... включает шрифт в изображение, складывает картины из материала наборной кассы».

Узнав о приезде Л. Лисицкого, Соломон (Моня, как его звали близкие) немедленно позвонил ему и при встрече показал свои работы.

«Мы сразу нашли с ним общий язык»,— рассказывал позднее он.

По воспоминаниям жены Телингатера, Л. Лисицкий с большим интересом относился к работам отца. В течение долгих бесед оба художника обменивались взглядами на искусство оформления книг, много спорили. Л. Лисицкий считал, что художнику не место в типографии.

«Ты — мастер, художник, и нечего тебе делать в типографии. Ты дал указания о наборе — и все! Зачем ты сидишь в типографии и дышишь плохим воздухом?» — говорил он.

Соломон же пытался доказать, что художник должен внимательно следить за использованием типографического материала непосредственно в типографии. Тем не менее, оба художника с уважением отнеслись к мнениям друг друга и решили, что смогут работать вместе. Результатом стало совместное оформление «Путеводителя по Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года», а также оформление самой выставки. Они дополнили друг друга: Л. Лисицкий выполнил проект и деталировку «Путеводителя», а Телингатер — графическо-типографское оформление (набор). Для Соломона эта работа была радостной вдвойне, как для художника и как для инициатора этой выставки, на которой он возглавлял раздел полиграфического производства. Позднее Л. Лисицкий заметил:

«Самое молодое поколение наших художников — оформителей книги вышло прямо из типографии. Это было решающим фактором в их дальнейшем творчестве. Таковы Телингатер, Елкин... и др.»

В 1927 году Телингатера приняли на работу в первую Образцовую типографию в качестве художника-инструктора по полиграфическим работам. Его жена вспоминала, что директор типографии А. Бернадюк заявил ему:

«Ты можешь делать в типографии все, что захочешь!»

Соломон воспользовался такой возможностью — при оформлении своей первой крупной работы— поэмы А. Безыменского «Комсомолия» постарался в полной мере использовать типографический материал как средство оформления книги. Вот что писал об этой работе Е.И. Коган:

«Размером шрифта, расположением и цветностью его, как и цветом печати, начертанием букв он “подчеркивал” отдельные места поэмы, устанавливал разную степень значения отдельных стихов... Казалось, что поэма не только написана, но и продекламирована...»

Телингатер сам набирал текст и верстал полосы. Для оформления “Комсомолии” были приглашены режиссер и оператор “Совкино”, выполнившие съемки сцен из жизни комсомольских организаций. Затем кадры съемки были вмонтированы в текст поэмы. Искусствовед Ю. Молок отмечал:

«... труд художника книги стал походить на труд инженера или конструктора: книга монтировалась, как фильм».

По мнению Е.И. Когана:

«Художник сумел распознать выразительные возможности, заложенные в типографическом материале и типографической технологии, понял силу воздействия и эстетическое значение полиграфических композиций».

В одной из статей Телингатер как бы добавляет к вышесказанному:

«Типографический материал для любящего книгу и свое ремесло типографа — плоть от плоти, кровь от крови самого текста книги. Ежели честно сказать — вряд ли что-нибудь его заменит».

В 1928 г., когда Телингатер стал членом художественно-полиграфической секции «Октября» (Всесоюзного объединения работников новых видов художественного труда), существенно расширился круг его общения с творческой интеллигенцией Москвы. В состав «Октября» входили и многие "отъявленные" конструктивисты: архитекторы А. и В. Веснины, М. Гинзбург, художники-графики Г. Клуцис, С. Сенькин, Д. Моор, С. Телингатер, живописцы А. Дейнека, Д. Ривера, деятели кино С. Эйзенштейн, Э. Шуб, А. Ган, критики П. Новицкий, А. Курелла и др. Соломону были близки два основных направления деятельности «Октября»: идеологическая пропаганда и организация коллективного быта. Это видно по названиям книг, оформленных им в 1928 году: Л. Иванов «СССР и империалистическое окружение», альбом по истории ВКП(б)., И. Хвойник «Внешнее оформление общественного быта». Некоторые из работ этого года были показаны на международной выставке «Пресса» в Кельне, состоявшейся в этом же году.

Кстати, к Полиграфической выставке приурочили еще один печатный труд:

Всесоюзная полиграфическая выставка. Сборник первый. Москва. Издание Всесоюзной Полиграфической Выставки. 1927.г.  В издательской папке. 35х27 см. С многочисленными цветными вкладками автотипии, нотами, автотипиями дуплексами, фотоальграфиями, литографиями, цинкогравюрами на дереве, хромоавтотипиями (на плотной бумаге). Но так как его не оформляли наши великие мастера, интереса к нему ни какого.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?