Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 338 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Ифика иерополитика или Философия нравоучительная символами и присподоблении изъяснена к наставлению и пользе юным. Киев, 1712.

Составися благословением всечестнаго господина отца Афанасия Миславскаго, архимандрита Печерскаго, тщанием и трудами Братии. Накладомже монастирским, первое в Чудотворной Лавре Печерской. Типом издадеся, року 1712.  Киев. Типография Киево-Печерской лавры. 1712 год. 8° (14 см), 186 лл. Загл. л. 9 нн., 174, 2 нн. л. Счет листов вверху, справа, а внизу сигнатура по тетрадям, коих 62. Гравюры: 67 в тексте – на меди. Дерев. гравюры: заставки— л. 1 нн. Наборные украшения: кустоды. Размер набора: 80/91x54. На обороте заглавного листа герб войска запорожского гетмана Скоропадского с 4-мя стихами. Потом идет Послание, посвятительное ему от иноков Киево-Печерских. Наш  экземпляр в серебряном окладе, датированном 1722 годом. Чеканное изображение на верхней крышке оклада копирует пять гравюр Никодима Зубрицкого, помещенных в данной книге. На нижней крышке оклада в среднике — гравированная надпись от 20 декабря 1722 года, в которой говорится о том, что книжка покрыта серебром в Казани желанием, старанием и заботою Василия Ширнева. На первых 11-ти листах запись Василия Ширнева о приобретении им 8 июля 1718 года книги у посадского человека Василия Федоровича Тюменева. В РГБ - 4 экземпляра. Книга, стоящая у истоков нашей отечественной философии!

Сборник поучений о добродетели. Составитель книги неизвестен. В четверостишии „К читателю" сказано: „Не совершив книжицы, автор преставился". Закончил ее, по-видимому, печерский архимандрит Афанасий (Миславский), от имени которого написано посвяшение гетману И. И. Скоропадскому. Исследователи предполагают, что книга составлена в кругах, близких к Киевской Академии, и отражает бытовавшие в ней взгляды на воспитание юношества. В поучении „Академия или училище" отдается предпочтение не домашнему, а школьному воспитанию. В поучении „Книг чтение" много говорится о пользе чтения. В тексте 67 аллегорических гравюр на меди, на второй из них стоит монограмма „NZ". Так подписывал свои работы выдающийся украинский гравер конца XVII — начала XVIII в. Никодим Зубрицкий. По-видимому, ему принадлежит вся сюита гравюр, украшающих миниатюрное издание. Все гравюры снабжены пояснительными подписями, преимущественно в виде четверостиший. Книга пользовалась большим успехом: ее несколько раз переиздавали в XVIII веке в Петербурге, Москве, Львове и Вене. Киевское издание наиболее редкое.


Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 1. Книги кирилловской печати XV-XVIII веков. Каталог, Москва. 1979, № 54

2. Родосский А. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке С.-Петербургской академии. Вып. II. СПБ., 1898. № 58

3. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 1337

4. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 1493

5. Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 - январь 1725. М.-Л., 1958, № 91

6. Сопиков В.С. «Опыт российской библиографии», Часть I, Спб., 1904, № 447

7. Строев П. «Описание старопечатных книг славянских и российских, находящихся в библиотеке графа Ф. А. Толстова», М., 1829, № 225

8. 1000-летие русской художественной культуры. Москва, 1988, №№ 434-435

9. Петров С.О. Славянские книги кирилловской печати XV-XVIII вв. Описание книг, хранящихся в ГПБ УССР. Киев, 1958. № 425

10. Несомненный коммерческий интерес у Титова А.А. Старопечатные книги по Каталогу А.И. Кастерина, с обозначением их цен. Ростов, 1905, № 667 ... 10 р.!

11. Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом. Т. II. СПб, 1862, № 216


Имя автора «Ифики» неизвестно. В четверостишии «К читателю» сказано: «Не совершив книжици автор преставися». Заканчивал книгу архимандрит Киево-Печерской лавры Афанасий Миславский. Книга начинается посвящением: «Его царскаго пресветлаго величества войск запорожских, обоих сторон Днепра гетману ясне велможному его милости пану П. Иоанну Скоропадскому. . .»; затем следует четверостишие «К читателю»; за ним 67 поучений. На обороте предпоследней страницы «В наполнение» — несколько нравоучительных сентенций. На последнем листе напечатано «Богу единому промыслнику и пособителеви слава». В «Посвящении» Скоропадскому говорится о добродетели, которая должна внушаться человеку с малых лет, «малыя бо аще видяте, что от великих творимое». Большинство поучений посвящено разъяснению добродетели, для занимательности они снабжены рисунками. Книга составлена по примеру «стран инородних», где составлены книги для укрепления добродетели. Первые поучения говорят о неопытности юности и возможных колебаниях в добродетели, например: «Слепота юных», «Путь двойственный», «Совет злобы и добродетели». Дальнейшие поучения посвящены преимущественно проявлению добродетели: вере, надежде, любви, почитанию родителей, молчанию, истине, терпению, кротости, бодрости, воздержанию, щедрости; несколько поучений говорят о дружбе, некоторые поучения говорят о зле — корысти, пьянстве, сребролюбии, зависти, суете. Ф. Титов (Память, стр. 31—51) считает, что книга составлена в кругах, близких к Киевской академии, и отражает взгляды Академии на воспитание юношества. Характерно для того времени поучение «Наказание юным полезно». На гравюре к нему изображен скачущий конь с четверостишием:

Жесток, див, свиреп и неукротимый

Сын материю и отцем блажимый

Умом худ есть и везде злополучен

Аще телом здрав и аки конь тучен.

В поучении «Академия или училище» отдается предпочтение не домашнему, а школьному воспитанию, где на юношу воздействуют товарищи, где он имеет «искусных вождов» и удален от снисходительного отношения родителей и «ласкающих» слуг. В поучении «Книг чтение» много говорится о пользе чтения, любящий чтение «всегда безбедное, тихое и немятежное, посреде волн, посреде вихров мира сего, безбедне аки не во мире сый, житие ведет». Большая часть поучений начинается с общих рассуждений, взятых из библейских книг или из сочинений философов, затем эти общие положения подкрепляются примерами, взятыми из истории древнего мира или из жизни. К каждому поучению приложена гравюра, аллегорически иллюстрирующая его содержание. Например девочка, стоящая на краю обрыва, пускает мыльные пузыри — иллюстрирует поучение «Суета». Всего 67 иллюстраций. На второй гравюре «Путь двойственный» инициалы N. Z. — Никодим Зубржицкий. Так как все гравюры но манере одинаковы, то можно считать, что все они сделаны резцом Зубржицкого. Под каждой гравюрой, кроме первой, напечатаны стихи. На обороте заглавного листа герб И. Скоропадского, под гербом стихи. На полях глоссы — ссылки на источники. Тетради по 6 л., обозначены первые 4 л. буквами кириллицы от «а» до «ъ» с добавлением цифр кириллицы, причем эти цифры добавляются иногда начиная с первого, иногда со второго листа, например: «Б», «Ба», «Бе», «Бг» или «Е», «Ев», «Ег», «Ед». «Ифика-Иерополитика» издавалась в послепетровское время два раза в России и два раза за рубежом: в 1764 г. в Петербурге, в 1796 г. в Москве; в 1760 г. во Львове и в 1774 г. в Вене. Два последние издания снабжены гравюрами, скопированными с русских изданий.

Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, например Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон для англичан, в России не было. Философские науки - метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика - развились у нас, как и на Западе, в связи, главным образом, с университетским преподаванием. С конца XVIII века все течения западноевропейской философской мысли отражались и в русской философской литературе; чем теснее становилась связь умственной жизни Запада с Россией, тем заметнее и влияние философии Запада на Россию. Область философской литературы в России до конца XVIII века еще весьма мало исследована. Первая книга, написанная киевскими философами - "Ифика иерополитика, или Философия нравоучительная преуподобления изъясненна к наставлению и пользе юным", Афанасия Миславского , архимандрита Печерского (Киев, 1712); первый писатель, проявивший своеобразное философское дарование - Г. Сковорода (1722 - 1794), в котором находят любопытное сочетание мистицизма с рационализмом. Сочинения его до сих пор еще не все могут быть изданы; хорошее издание их принадлежит профессору Багалею (Харьков, 1894); статьи о Сковороде написаны Г.П. Данилевским в "Украинской Старине" (Харьков, 1866) и профессором Зеленогорским , в "Вопросах Философии и Психологии" 1894 г. С открытием Московского университета началось светское преподавание философии; у нас водворилось вольфианство, господствовавшее в то время в Германии; в Россию были приглашаемы иностранные учителя или вводимы их учебники (например, Баумейстера, Винклера ). Вольфианство отразилось на сочинениях Д. Аничкова и А. Брянцева . Общество, однако, находилось всецело под влиянием французских энциклопедистов; популярно и талантливо написанные сочинения Дидро и Вольтера были гораздо более по плечу дилетантам из образованного общества, чем тяжеловесные и скучные учебники Вольфа . На смену французскому влиянию явился мистицизм, особенно в царствование Александра I . И в этом направлении, центром которого сделалась в Москве типография Лопухина , руководящая роль принадлежала иностранным писателям Сен Мартену и Якову Бёму (см. книгу Лонгинова : "Московские Мартинисты").



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?