Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 222 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Во введении к I тому говорится, что «изучение отечественной старины представляет глубокий интерес для всякого, кто любит отчизну, кому дорого ее прошлое». Данное утверждение можно считать справедливым и по отношению к истории русской охоты, в увлечении которой столь ярко и полно проявился характер великого народа. Чем более исследовано прошлое любого народа, тем выше его историческое сомосознание. И в этом смысле значение кутеповского труда трудно переоценить. Огромный информативный материал, содержащийся в «Царской охоте», оживает в соседстве с многочисленными воспроизведениями охотничьих картин и рисунков лучших русских художников. «В древней Руси и князья, и народ вели жизнь простую, незатейливую; много было общего и сходного в их привычках и занятиях, в трудах и развлечениях. Несложна была старинная жизнь, и не отличалась она большим разнообразием развлечений: веселая пирушка, песни и пляска, единоборство и наездничество и, наконец, охота, вот чем тешил себя древнерусский человек», — читаем мы в I томе, повествующем об особенностях русской охоты в древнюю пору и частично в средние века. Практически весь том оформил академик батальной живописи Н.С. Самокиш (1860-1944). Выполнивший 70 рисунков, виньеток и заставок, Николай Семенович к тому времени уже прославился и как баталист, и как изобразитель всевозможных видов охоты. Сам охотник, он прекрасно рисовал животных, особенно лошадей и собак. Поэтому выбор его в качестве главного иллюстратора «Царской охоты» был, безусловно, удачен. Ему особенно удались изображения старинных украшений и оружия. Некоторые стилевые недочеты отдельных рисунков не портят в целом благоприятного впечатления о художественных достоинствах первой книги, в которую вошли также гравюры из коллекции П.Я. Дашкова, снимки с охотничьих фресок Софийского собора в Киеве и рисунок В.Г. Шварца «Царь Иван Грозный на соколиной охоте». Участие Н.С. Самокиша в иллюстрировании «Царской охоты», конечно, заслуживает более подробного исследования. Однако ограничимся здесь краткой характеристикой его роли, так как об этом мастере имеется целый ряд самостоятельных очерков, появившихся в охотничьих изданиях последних лет. I том содержит любопытные сведения о Московских Великих Князьях и Царях (от Ивана Калиты до Федора Никитича Романова), равно как и о князьях Новгородских, Черниговских, Галицких и Волынских, питавших страсть к охоте и предававшихся ловам с неизменной ревностью и искусством. Текст исторического очерка открывает рассказ о Великих Князьях Киевской Руси, среди которых выдающееся место занимал Владимир Мономах. «Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава, — писал историк Н.И. Костомаров, — никто не оставил после себя такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом, среди своей братии, Князей русских». Естественно, что Н. Кутепов уделил ему особое внимание. Все Киевские Великие Князья были охотниками, но внук Ярослава и сын Всеволода I Владимир Мономах занимает особое положение. Его жизнь отмечена тремя чертами: безграничной отвагой, необыкновенной выносливостью и следованием главному принципу человека и охотника: «Все сам — ничего чрез других». С раннего детства отец брал Владимира ловить всякого зверя, и с тех пор охота целиком захватила его душу. Он охотился «не блюдя живота своего, не щадя головы своей», считая, что смерть не приходит раньше, чем в Богом положенный час. Не раз тур бросал его вместе с верным конем, вепрь срывал меч с его бедра, медведь прокусывал потник под седлом; волки и даже олени и лоси нападали на бесстрашного Князя, всегда выходившего победителем. В этих тяжких добровольных испытаниях Мономаху помогала его богатырская сила и ловкость. По 10, а то и по 20 диких лошадей вязал он в пущах собственными руками. В ту древнюю пору, наряду с охотничьим промыслом «прибытка ради», существовала охота для забавы: русские князья и тогда охотились «утеху себе творяще». Для Мономаха же охота была жизненным делом под девизом «А се тружахъся ловы дея», и он постоянно заботился о ее порядке. При нем имелась соколиная, ястребиная и, предположительно, псовая охота, вполне упорядоченная и организованная, со служебным персоналом, состоящим из конюхов и сокольников. В тридцатилетнем возрасте Мономах сочетал охоту с войной и совершил 83 дальних путешествия. Что ж, еще древнегреческий философ Платон рекомендовал охоту как лучшее приготовительное средство к перенесению военных тягот. Большую часть своей жизни Князь провел вне дома. Часто охотился близ Чернигова и Турова, а для кратких охот «глумления ради» удобные места были около Киева. Кроме лестной характеристики личных качеств Мономаха, в книгу поместили рисунок с изображением Князя верхом, пронзающего копьем тура-исполина, а также акварель В.М. Васнецова «Отдых Владимира Мономаха после охоты». Приглашение этого художника участвовать в иллюстрировании «Царской охоты» выглядело совершенно естественным. «Я всегда только и жил Русью», — заметил как-то о себе Виктор Михайлович. «Поклонник родной старины и всего того, что принято называть чисто русской культурой, взялся с талантом и с трогательным, почти священным вниманием за свою задачу... Он указал на некоторые существенные начала древнерусской красоты: на ее благородную красочность, целесообразность, крепость, спокойствие, простоту». Эти слова А. Бенуа о всем творчестве Васнецова относятся в равной мере и к его рисунку «Отдых Великого Князя Владимира Мономаха после охоты». Мирная сцена предстает перед глазами зрителя: утомленный князь сидит под дубом на поваленном дереве, покрытом медвежьей шкурой. Правая его рука придерживает рогатину, левой он подставил внушительных размеров рог, в который служитель «ловчего наряда» из кувшина наливает питейный мед. В некотором отдалении двое трубят в рог, возвещая об окончании лова и начале трапезы. Слева от Мономаха знатные спутники с полными ковшами. В стороне отдыхают дружинники. У дуба, слева от князя, сокольник держит на рукавице ловчую птицу: она тоже заслужила передых. Охота, кажется, была вполне добычливой; в центре круга сложена разная дичь: бурый медведь, вепрь, олень и множество битой птицы. Разожгли огонь и готовят еду. Слава Богу, все живы и здоровы! И нет явных признаков того, что веселье на Руси только питие и есть. Хорошо найдено цветовое решение темы. Вместе с Н. Кутеповым художники разделили радость в связи с успешным выходом в свет I тома «Царской охоты». Николай II также выразил свое удовольствие по этому поводу, став обладателем подарочного экземпляра книги в специальном дорогом переплете. Вдохновленный первый успехом, генерал Кутепов приступал к подготовке II тома, в оформлении которого Васнецов тоже примет участие. Автор статьи В.В. Панкратов.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?