Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 228 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Пушкин А.С. Русалка. Поэма в силуэтах Константина Изенберга.

СПб., картографическое заведение А. Ильина, [1889].  10 отд. листов с силуэтами на полукартоне, тексты на обороте листов. 40,8х30,2 см. В издательской папке, белый «муаровый форзац». На верхней крышке обложки - силуэт Константина Изенберга. Папка форматом 41,8х31,3 см.

 

 

 

 


 

Изенберг, Константин Васильевич (1859-1911) – скульптор, акварелист. Первоначальное художественное образование получил в Училище технического рисования барона Штиглица. Затем окончил Академию художеств по классу ваяния И.А. Лаверецкого. Помимо скульптуры, увлекался акварелью, состоял в обществе русских акварелистов, которое возглавлял известный художник А.Н. Бенуа. Известный скульптор и рисовальщик Изенберг увлекся в графике  силуэтом и стал одним из первых иллюстраторов  А.С. Пушкина в этом трудном амплуа, исполнив листы к поэмам "Русалка " и "Руслан и Людмила".

Кривдина О.А.

Художник-скульптор Константин Вильгельмович Изенберг (1859–1911)

Обращаясь к изучению биографий скульпторов, живших во второй половине XIX — начале XX вв., постоянно убеждаешься в том, что о них существует крайне мало литературы. Главным источником информации являются архивы, однако, к несчастью, в настоящее время материалы Российского государственного исторического архива (РГИА) недоступны по причине переезда фондов. Изучение прессы и фотодокументов позволяет восполнить имеющиеся пробелы. Подобным образом обстоит дело и с биографией К.В. Изенберга. Основные сведения были обобщены и опубликованы в 1983 г. в биобиблиографическом словаре «Художники народов СССР». В 2003 г. в энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга» Е.В. Карповой приведена более подробная информация о скульпторе и в список литературы включена рукопись М.Н. Охочинского (2003 г.) о художнике, с которой нам не удалось ознакомиться.

Изенберг, Константин Вильгельмович родился в Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1859 г. в семье военного врача, участника Русско-турецкой войны Вильгельма Изенберга. С 1870 г. он занимался в училище при евангелическо-лютеранской церкви Св. Анны и окончил пять классов. Имеются сведения, что с 1882 по 1884 гг. он посещал Императорскую Академию художеств, где в эти годы в классе скульптуры преподавали профессора Н.А. Лаверецкий, А.Р. фон Бок и И.И. Подозеров. Никакими подробностями о времени обучения Изенберга в Академии художеств мы не располагаем. Другие источники свидетельствуют, что «первоначальное художественное образование Изенберг получил в Обществе поощрения художеств в школе Штиглица». Обстоятельства жизни сложились так, что он не мог мечтать об академии. Он, как говорится, сразу очутился «в лапах жизни». Приходилось исполнять заказы самого разнообразного свойства. Изенберг рисовал виньетки для журналов…». В прессе приводится русский вариант отчества Изенберга — Васильевич. Из «Исторического вестника» узнаем:

«Окончив художественную среднюю школу, К.В. Изенберг вступил в число студентов Академии художеств. Пробыв в академии свыше двух лет, покойный оставил ее, увлекшись иллюстрациями для журналов и художественных изданий русских классиков. Ему, между прочим, принадлежат иллюстрации к поэме Лермонтова “Демон”. Иллюстрации выдвинули покойного из ряда молодых художников».

Пожалуй, самой первой публикацией его художественных работ этого времени являются силуэты, получившие название «Прежде и теперь» и появившиеся в 1883 г. во «Всемирной иллюстрации». В следующем, 1884 году в этом журнале вновь были опубликованы его графические работы. Силуэты, посвященные Изенбергом «Светлому Христову Воскресению. — На Пасхе», появились во «Всемирной иллюстрации» в 1897 году . Они отличаются свободой размещения композиций на листе и демонстрируют профессиональное владение художника рисунком. Особым успехом Изенберга в области силуэтов явились иллюстрации к «Русалке» А.С. Пушкина, о чем извещали своих читателей в 1890 г. санкт-петербургские «Художественные новости». В этом же году в Петербурге художник участвовал в 10-й выставке Общества русских акварелистов. Имя Изенберга встречается и в ряде других каталогов выставок. Изенберг был разносторонним художником.

Он «…писал портреты, декорации, ставил живые картины, лепил бюсты и памятники. И во всех этих областях он был интересен. В виньетках обнаруживал вкус и знакомство с орнаментикой, в лепке — знание анатомии, в театральных декорациях — чувство красок и перспективы», — отмечалось в прессе.

В 1904 г. артистка Л.Б. Яворская заказала Изенбергу выполнить несколько декораций для своего театра в Петербурге, именовавшегося в то время Новым театром. Известно, что он оформлял спектакль по пьесе «Власть тьмы». С целью сбора материалов художник посетил Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне и выполнил необходимые зарисовки крестьянского быта. В прессе подчеркивалось, что «человек в высшей степени отзывчивый, Изенберг много и часто работал бесплатно для разных благотворительных учреждений и обществ. В приютах он ставил детские спектакли. Для благотворительных базаров сооружал художественные киоски и набрасывал акварелью программы.

И всегда он отдавался этому делу с энергией и любовью». Изенберг выполнял декоративное оформление павильонов Всероссийской выставки садоводства в Петербурге (1908), Царскосельской выставки (1911 ). В 1910 г. он являлся одним из организаторов выставки картин русских художников в Лондоне. Журналисты опубликовали сведения о том, что «на Лондонской выставке, где он экспонировал ряд своих скульптурных работ, он потерял около десяти тысяч рублей — результат сбережений многих лет», таким образом, «под конец жизни Изенберг понес значительную материальную утрату».

«Месяц тому назад в Лондоне К.В. Изенберг, проходя по улице, поскользнулся и ушиб колено. Он не обратил на это никакого внимания. В первых числах августа покойный приехал в Петербург, где принимал ближайшее участие в работах по открытию Царскосельской выставки. Между тем на ушибленном колене образовалась опухоль, которая время от времени беспокоила покойного. 13-го августа утром К.В. почувствовал себя плохо и вынужден был слечь в постель. Были приглашены профессор Вельяминов и врач Обуховской больницы Соловьев, которые нашли положение больного серьезным. Опухоль оказалась злокачественной, и 19 -го августа К.В. скончался от заражения крови», — из некролога, опубликованного в «Историческом вестнике» за октябрь 1911 г.

Спустя несколько месяцев после смерти Изенберга в «Ниве» была напечатана фотография его скульптурной композиции «Уголок кладбища», где художник изобразил кусты, траву и два покосившихся креста. Эта работа экспонировалась в 1911 г. на Осенней выставке картин Товарищества художников в Петербурге. Похоронен Изенберг на Волковском лютеранском кладбище в Петербурге, надгробный памятник до наших дней не сохранился. В ряде журналов, в частности в «Ниве», в 1911 г. вместе с некрологом об Изенберге была напечатана фотография мастерской скульптора. Он сидит за столом, на котором стоит модель памятника «Питомцам Николаевской академии Генерального штаба». За спиной Изенберга возвышается монументальная статуя, изображающая черногорского князя Николая (для г. Цетинье). Справа на фотографии привлекает внимание модель памятника «Экипажу миноносца “Стерегущий”» и статуя «Тяжелый крест», а слева — портрет императора Петра I. Бесспорно, наиболее ценная часть творческого наследия Изенберга — его скульптурные произведения, многие из которых не дошли до наших дней. Из несохранившихся монументальных работ скульптора отметим памятник «Питомцам Николаевской академии Генерального штаба». Он был установлен в Петербурге перед зданием Академии Генерального штаба на Суворовском пр. (32–б), открытие памятника состоялось 2 сентября 1909 г. Соавтором Изенберга являлся известный архитектор-художник А.И. фон Гоген. Монумент в виде гранитного пилона высотой 6,5 м был увенчан скульптурной композицией в виде нагрудного знака академии с государственным гербом и двуглавым орлом. На лицевой стороне постамента размещался рельеф с изображением момента боя, в котором участвовали офицеры Генерального штаба. По сторонам постамента на гранитных тумбах были установлены военные атрибуты: кивер 1832 г., фуражка 1909 г., шашка, сабля, подзорная труба, книги, карты и др. Тумбы с постаментом соединялись бронзовыми лавровыми гирляндами. Бронзовые части памятника были отлиты литейщиком В.З. Гавриловым. Памятник стоял до 1930-х гг. и впоследствии был демонтирован.

«Самой последней, самой значительной крупной работой Изенберга, так сказать, его лебединою песнью, был памятник погибшим морякам “Стерегущего”, поставленный в Александровском парке близ Каменностровского проспекта», — отмечалось в некрологе, опубликованном журналом «Нива».

Это, действительно, один из самых выразительных и запоминающихся скульптурных монументов, посвященных российской воинской славе. Установленный в живописном Александровском парке на Петроградской стороне, памятник всегда был в центре внимания. По замыслу авторов — скульптора Константина Васильевича Изенберга и архитектора Александра Ивановича фон Гогена — монумент наглядно свидетельствует о героизме русских моряков — участников Русско-японской войны 1904–1905 гг. Начало работ над моделью памятника относится к 1908 г., тогда Изенберг выполнил гипсовый эскиз, который был представлен императору Николаю II. Работа понравилась и была одобрена, а 22 июня 19 08 г. со скульптором был заключен договор. По этому договору Изенберг «передавал Морскому министерству в полную собственность гипсовую модель памятника, принимая на себя все работы по постановке памятника: сооружению фундамента по чертежам профессора В.Н. Соколовского, изготовление постамента из хорошего красного финляндского гранита, а также произвести отливку из художественной бронзы скульптурной части памятника». Приобретение бронзы велось за счет средств, полученных от продажи медного лома со складов Морского ведомства. В утвержденном Николаем II эскизе были изображены два моряка в момент затопления миноносца «Стерегущий». Скульптор ориентировался на рисунок художника И.И. Крылова, воспроизведенный во втором выпуске художественного альбома «Русско-японская война на суше и на море». Этот альбом (под редакций В.А. Березовского) издавался в Санкт-Петербурге в 19 04 г. «по мере развития хода военных действий». На отдельном листе, посвященном «Гибели миноносца “Стерегущий”», в единую композицию объединены портрет командира лейтенанта Сергеева, сцена боя на море и фигуры двух матросов, открывающих кингстоны. На другом листе помещено описание подвига экипажа миноносца «Стерегущий». Из текстов, размещенных на бронзовых досках, которые укреплены на тыльной стороне памятника, известно следующее: «В ночь на 26 февраля 1904 года из Порт-Артура выслан был отряд миноносцев в море на разведку. За ночь миноносцы разделились, и с рассветом миноносец “Стерегущий” оказался вблизи четырех японских миноносцев, а вдали были видны еще другие неприятельские суда. “Стерегущий” повернул к Порт-Артуру, а японцы, обстреливая, преследовали его. Вскоре один из неприятельских снарядов попал в машину “Стерегущего”, и миноносец остался без движения среди врагов, осыпаемый градом снарядов. “Стерегущий” отстреливался из своих пушек до последней возможности». Далее о судьбе команды сообщается:

«Одним из первых был смертельно ранен командир лейтенант Сергеев. Умирая, он напомнил оставшимся матросам, какая великая слава будет для них, если они погибнут, но не позволят неприятелю овладеть миноносцем. Эти слова умирающего командира глубоко врезались в сердца матросов, следствием их и был тот бессмертный подвиг, который совершил миноносец “Стерегущий”. Вскоре были убиты и все офицеры: лейтенант Головизнин, мичман Кудревич и инженер-механик Анастасов. Вся палуба миноносца покрылась убитыми и ранеными, которые при качке беспомощно скатывались за борт».

Завершается текст сообщением о последнем трагическом моменте: «На самом “Стерегущем” из всей команды остались в живых только два человека. Увидя приближение японцев, эти два матроса спустились вниз и, задраив за собою горловины, открыли кингстоны, чтобы утопить миноносец. Они предпочли геройскую смерть японскому плену. “Стерегущий”, взятый уже на буксир японцами, начал тонуть и вскоре погрузился на дно моря вместе с двумя героями…» Здесь же на памятнике укреплена доска с перечнем имен экипажа миноносца «Стерегущий» и надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за Родину». Для выяснения документальной достоверности воссоздаваемого в монументе исторического факта тогда же начала работать группа специалистов Морского генерального штаба. Было установлено, что машинист миноносца В.Н. Новиков «бросился в машинное отделение и открыл клинкеты и кингстоны, чтобы имевший большую течь от массы подводных пробоин миноносец скорее затонул. Когда миноносец заметно стал погружаться, то подошедшая к тонущему миноносцу японская шлюпка поспешила снять раненых». Вице-адмирал А.А. Эбергард должен был признать, что двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, на самом деле не существовало, и «эта выдумка не может быть увековечена в памятнике». Благодаря серьезному изучению архивных документов историку Г.И. Зуеву удалось установить, что 2 апреля 1910 г. представители Морского генерального штаба обратились с докладом к императору Николаю II по вопросу: «Считать ли предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух, оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца “Стерегущий”, или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца “Стерегущий”»? Николай II постановил, что «памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца “Стерегущий”». Отливка из бронзы по гипсовым моделям Изенберга скульптурных частей памятника была выполнена в 1910 г. в Санкт-Петербурге литейщиком В.З. Гавриловым. Весной 1911 г. были завершены работы по сооружению насыпной горки и установка на ней гранитного основания памятника. 26 апреля (10 мая) 1911 г. памятник экипажу миноносца «Стерегущий» был торжественно открыт. К.В. Изенберг за создание этого памятника был награжден орденом Св. Владимира IV степени. В памятнике запечатлен кульминационный момент — два матроса самоотверженно открывают кингстон, и потоки воды начинают заливать трюм миноносца «Стерегущий». Скульптору удалось передать трагизм момента, динамику движений фигур моряков. Изображенному фрагменту корабля придано очертание креста, в верхней части которого — надпись «СТЕРЕГУЩИЙ». Это решение композиции носит символический характер. Памятник экипажу «Стерегущего» представляет редкий и своеобразный пример стиля модерн в монументальной скульптуре Петербурга.

Мемориальная композиция миноносцу «Стерегущий».

Живописная скульптурная форма, пластичная и текучая лепка, экспрессия движений — характерные особенности стилистики модерна. Насыпной холм служит основанием памятника, к которому ведут две лестницы. С двух сторон установлены гранитные фонари, ассоциирующиеся с маяками. Отметим, что под впечатлением от созданного Изенбергом памятника, в 1913 г. художник Г. Филипович написал картину «Героический бой миноносца “Стерегущий”», в настоящее время экспонирующуюся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. В годы Русско-японской войны Изенберг выполнил несколько эскизов, посвященных военным действиям, из которых сохранился горельеф «Гаолян», находящийся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Тогда же он создал скульптурные композиции, посвященные героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», хранящиеся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. По сведениям Государственного музея городской скульптуры в 19 30-е гг. было решено провести водоснабжающую систему и превратить монумент в фонтанную скульптуру. Вода текла по бронзе памятника, имитируя поток, прорвавшийся в открытый кингстон. В 1954 г. по проекту художника В.К. Изенберга, сына скульптора, была воссоздана бронзовая накладная доска, утраченная в 1920-е гг. Тогда же на заводе «Монумент-скульптура» был отлит из бронзы барельеф, изображающий последние минуты боя миноносца «Стерегущий» перед затоплением (укреплен на тыльной стороне памятника). В 1970 г. по решению Ленгорисполкома была прекращена подача воды, которая разрушала памятник и его фундамент. В 1993 г. Государственный музей городской скульптуры провел реставрационные работы, способствующие сохранению уникального петербургского монумента, безусловно являющегося самым значительным произведением скульптора Изенберга. Художественные критики отмечали, что «Изенберг не принадлежал ни к какому художественному кружку. Он был сам по себе. Но те из товарищей, кто знал этого мягкого и доброго человека, относились к нему чрезвычайно симпатично». Целью данной статьи явилось желание хоть отчасти восполнить пробел в изучении творчества этого интересного художника, во многом отразившего идеалы своей эпохи.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?