Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 483 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Дианова Т.В. Древнерусская миниатюра в Государственном Историческом музее. Вып. I. Труд и быт. Москва, 1979.

Древнерусская книжная миниатюра, насчитывающая несколько веков своего существования, свидетельствует о высокой художественной культуре нашей Родины. В данном материале воспроизводятся избранные иллюстрации рукописных книг одного из богатейших книгохранилищ России — отдела рукописей Государственного Исторического музея, в 1973 году отметившего свой столетний юбилей. Основатели музея, такие как историк И. Е. Забелин, палеограф В. Н. Щепкин с начала формирования коллекции считали особенно важной задачей предпочтительное собирание рукописей с миниатюрами. К настоящему времени из хранящихся в фонде 22 000 рукописей около 5000 украшены миниатюрами и орнаментом. Наряду с роскошными фолиантами (выполнявшимися для князей, бояр и высшего духовенства), над которыми трудились лучшие мастера своего времени, пользовавшиеся дорогими красками и золотом, в фонде имеются и более скромные рукописные книги с миниатюрами, выполненными простыми ремесленниками, но часто именно их рисунки хорошо передают подробности русского быта, показывают жизнь Древней Руси. Традиция украшать рукописные книги миниатюрами и орнаментом уходит в глубину веков. Сопровождающие книгу иллюстрации и украшения выполнялись народными художниками, имена которых чаще всего оставались неизвестными. Иллюстрации рукописных книг наполнены глубоким жизненным смыслом и являются художественным выражением содержания книги.

Орнамент старопечатного стиля из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».

С помощью книжной миниатюры можно наглядно представить себе орудия труда, быт, обстановку, окружавшую наших предков,— словом, их образ жизни. Рассматриваемые миниатюры относятся к XVI—началу XIX века. В этот период книжное искусство отличается реалистичностью. Художники отображают конкретные исторические события. В повествовательных сюжетах наблюдаются многофигурные композиции, пейзаж и архитектура перестают быть плоскими, приобретают объем, в изображении появляются глубина, перспектива. Изменяется и техника выполнения миниатюры.

Если в XI — XIV веках на пергамент художники накладывали грунт, а по нему рисовали красками, то к XVI веку мастера, используя легкие краски— темперу (краски, замешанные на основе яичного желтка), а позднее — акварель, стали наносить прямо на бумагу. Средневековый читатель хорошо понимал книжную миниатюру, ее своеобразный, непростой язык, без знания которого от современного человека могут ускользнуть многие ее особенности. В изображениях исторических лиц, архитектуры или пейзажа художники не стремились к индивидуальному сходству, передавали все обобщенно.

Работы в лесу и поле. Миниатюра из рукописи 1648 года

«Житие Антония Сийского». Бумага, темпера. ГИМ.

В миниатюре показан коллективный труд.

Четыре человека дружно работают.

Один большим топором рубит деревья, другой копает землю.

Третий — жнёт серпом, а четвертый помешивает ложкой готовящуюся для всех пищу.

Особенно наглядно это проявилось при изображении леса в миниатюрах, называющихся «Весенние полевые работы» и «Работы в лесу и поле». Деревья по традиции настолько схематизированы, что трудно сказать, какой они породы. И даже в миниатюре «Строительство водяной мельницы», в которой мастер стремится к большей конкретности и реализму, нельзя даже приблизительно определить породу деревьев. Еще одна особенность древнерусской книжной иллюстрации—« показ медленно развивающегося действия. Подчас в одной миниатюре совмещены несколько моментов развития сюжета. Так, в миниатюре «Русская баня» всего два лица действуют в трех эпизодах, а в миниатюре «Женский труд» трижды повторено изображение одной и той же женщины, выполняющей различные виды работ. Древнерусская миниатюра чрезвычайно разнообразна по своим сюжетам.

Пахота. Миниатюра из «Синодика Вологодской церкви». Конец XVII века.

Бумага, темпера. ГИМ. В миниатюре художник совмещает два разновременных действия:

в верхней части рисунка изображен пахарь, идущий с кнутом в руке за лошадью,

впряженную в двузубую соху.

Внизу он же показан вернувшимся после работы к домашнему очагу.

Иллюстрациями сопровождались книги самого различного содержания. Так, в XVI веке в царствование Ивана Грозного придворными мастерами-живописцами был украшен миниатюрами «Летописный свод», включающий в настоящее время десять огромных томов с 16 000 иллюстраций. Начинался

Жатва. Миниатюра из «Синодика» нач. XIX века. ГИМ.

В миниатюре показан день жатвы, когда один человек

жнет хлеб серпом, а другой связывает сжатый хлеб в снопы.

Жатва серпом была основным способом уборки хлебов на Руси.

На втором плане — зубчатая стена с угловыми башнями, напоминающая Кремль.

«Летописный свод» изложением легендарной библейской истории и завершался событиями XVI века. Одна из миниатюр, воспроизведенная в данном комплекте открыток, «Работа кузнецов и чеканщика» взята из первого тома «Летописного свода». В ней с удивительной легкостью справился мастер с многофигурной композицией. Раскраска миниатюры яркая и сочная. К числу рукописей, содержащих множество иллюстраций, относятся произведения биографического характера, или «Жития».

Работа в пекарне. Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Александра Свирского».

Бумага, темпера. ГИМ. Изображена пекарня. На переднем плане четверо мужчин, засучив рукава,

дружно месят тесто. У дверей стоит человек с лопатой для вынимания готовых хлебов.

На заднем плане—жарко топящаяся печь.

В них отражались факты исторической действительности. Герои «Житий» — реальные люди — учили решать вопросы личной и общественной морали. Подлинность показа конкретного быта особенно ярко проявилась в жизнеописаниях северно-русских церковных деятелей — Антония Сийского и Александра Свирского. Антоний Сийский был основателем одного из северных монастырей на озере близ Северной Двины. Наиболее богаты собраниями книг были крупные монастыри Севера, служившие надежными форпостами во время вражеских нашествий. В отделе рукописей Государственного Исторического музея хранится высокохудожественный образец книжного искусства XVII века — жизнеописание Антония Сийского, переписанный в 1648 году, украшенный 151 миниатюрой.

Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Александра Свирского».

Бумага, темпера. ГИМ. В этой миниатюре рассказывается о том,

как для устройства мельницы пришлось прокопать «проход реки»

от горного озера к озеру, расположенному в долине.

«И на том течении воды устроили мельницу и толчею».

В настоящем труде из этой рукописи репродуцированы следующие сюжеты: «Работы в лесу и поле», «За работой в поварне», «Работа живописца», «Весенние полевые работы» и «Выпечка хлеба». Не меньший интерес представляют миниатюры из рукописи XVII века с жизнеописанием Александра Свирского, основавшего монастырь на берегу северной реки Свири.


За работой в поварне. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».

Бумага, темпера. ГИМ. На миниатюре последовательно рассказано о работе,

выполняемой одним и тем же лицом: мы видим заготовку дров,

ношение воды и приготовление пищи. На полке стоит различная посуда.

В этих миниатюрах в яркой художественной форме показана жизнь народа русского Севера. В комплекте открыток воспроизведены сцены: «Рыбная ловля», «Строительство водяной мельницы», «Возведение каменной постройки» и «Работа в пекарне». Не менее распространенными на Руси, чем «Жития», были книги, называвшиеся «Синодик». К XVII веку «Синодики» принадлежали к народным книгам, куда не только вносились имена умерших для их поминания; в предисловия включались повести, вирши, отрывки поучительного содержания и статьи календарного характера.

Выпечка хлеба. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».

Бумага, темпера. ГИМ. Художник воссоздаёт сцену в монастырской поварне.

На переднем плане стоят большие бочки с водой. Один монах помешивает пишу в котле.

Другой вынимает из огненной печи готовый хлеб и складывает его на полку.

Иллюстрации в «Синодиках» имели не меньшее значение, чем текст, и больше всего ими украшались повести и статьи назидательного характера. Рисунки в них отличаются особой выразительностью. Контур рисунка делался чернилами, а затем раскрашивался легкими темперными красками. Из «Синодиков» в этот набор включены три иллюстрации — «Пахота», «Жатва» и «Русская баня». К XVIII веку своеобразную форму народной повести получила одна из переводных библейских книг — «Повесть о царе Соломоне». В нее включены легендарные и мифологические сказания.

Выгон скота на кладбище. Миниатюра из «Повести о царе Соломоне». XVIII век.

Бумага, темпера. ГИМ. Скотоводство в Древней Руси было не менее важной отраслью сельского хозяйства,

чем земледелие. Изображен пастух с кнутом в руке. Он гонит на пастбище скот — коней, коров, коз и свиней.

Из числа библейских персонажей Соломон был наиболее популярным в древнерусской литературе. Превратности его судьбы, выдающаяся мудрость главного героя сделали повести о Соломоне особенно привлекательными для русского читателя. Рисунок из этой повести, представленный в комплекте, «Выгон скота на пастбище» выполнен в манере народного лубка — яркими красками, со многими бытовыми подробностями.

Рыбная ловля. Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Александра Свирепого».

Бумага, темпера. ГИМ. Изображена одна из рек русского Севера.

Рыбаки вытащили на берег сеть, в которой среди мелких рыб оказался огромный осетр.

О богатом улове свидетельствует стоящая на берегу бочка, полная рыбы.

Видное место среди литературных и исторических памятников XVI—XVII веков занимали сочинения Козьмы Ипдикоплова, знаменитого византийского географа и путешественника. Его произведения, пользовавшиеся непререкаемым авторитетом, сопровождались многочисленными рисунками, один из которых — «Строительные работы» —приведен в предлагаемом издании.

Работа кузнецов и чеканщиков. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод».

Бумага, темпера. ГИМ. На переднем плане миниатюры видна горящая печь с тремя поддувалами.

Кузнец мехами раздувает и поддерживает в ней пламя, двое других заняты

ковкой металлической доски, в руках у них клещи и молоты.

На заднем плане действие перенесено вглубь палат, где чеканщик наносит письмена на золотую доску.

Древнерусские книжные миниатюры, объединенные темой труда и быта наших предков, помогают лучше понять прошлое нашей Родины и по достоинству оценить огромный труд и талант безвестных художников из народа.

Русская баня. Миниатюра из рукописного «Синодика Шангальской церкви». XVII век.

Бумага, темпера. ГИМ. Помещение топящейся бани с печью, в которой лежат камни для парильни.

Здесь же веники и бадьи с холодной водой. Художник изобразил три сцепы,

в которых последовательно показывается, как юноша помогает мыться пожилому человеку.

А может он - профессиональный банщик?

И ещё несколько миниатюр, объединенных темой труда:

Женский труд (ткачество). Бумага, темпера.

Это произведение древнерусской книжной миниатюры интересно тем,

что оно знакомит нас с условиями труда женщин того времени.

На переднем плане миниатюры женщина с водоносом идет к источнику.

В центре миниатюры показано помещение, где она же работает за ткацким станом.

Хорошо видны детали стана: вал — набой, натянутая основа и бердо.

Таким способом занимались ткачеством вплоть до XIX века.


Работа живописца. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского».

Бумага, темпера. ГИМ. Мы видим сидящего живописца, склоненного над своей работой.

На большом столе его помощник растирает в посуде красную краску — киноварь.

Здесь же лежат кисти и надбитое куриное яйцо (краски приготовлялись на основе яичного желтка).


Весенние полевые работы. Миниатюра из рукописи 1648 года

«Житие Антония Сийского». Бумага, темпера. ГИМ.

Художник изобразил подготовку поля к пахотным работам.

Сначала вырубался лес и сжигались пни и ветки.

Затем землю вскапывали лопатами и засевали из лукошка.



Строительные работы. Миниатюра из рукописной книги XVI века «Козьма Индикоплов».

Бумага, темпера. ГИМ. Строится легендарная Вавилонская башня.

Вокруг нее кипят строительные работы: с помощью блоков поднимаются в корзинах кирпичи,

посредством простейших инструментов возводятся стены.

У подножия башни стоит верблюд, запряженный в телегу с кирпичом.

Рядом — возчик с кнутом и мастер, обращающийся к строителям.

Русский художник, возможно, никогда не видел верблюда,

поэтому и нарисовал животное, похожее на лошадь с двумя горбами.


Возведение каменной постройки. Миниатюра из рукописи XVII пека «Житие Александра Свирского».

Бумага, темпера. ГИМ. Миниатюрист раскрывает последовательно ход строительных работ:

заготовку необходимых материалов, копку глины, добычу природного северного камня для фундамента,

формовку кирпича и возведение стен.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?