Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 212 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Симпсон, Уильям. Виды театра военных действий Войны на Востоке. В двух сериях-томах, в одном переплете.

Simpson, William. The Seat of War in the East… First Series-Second Series. London: Paul and Dominic Colnaghi & Co, 1855, 1856. [3], 12, 2, 39 л.ил. + 12, 2, 40 л.ил. Форзацы из бумаги «павлиний глаз». Полукожаный составной переплет эпохи с большими углами, блинтами и золотым тиснением на корешке и обеих крышках, с тройным золотым обрезом. 57х42 см. Сохранены литографированные иллюстрированные обложки обоих томов. Издание представляет собой альбом из 81 тоновой литографии; из них два титульных листа к первой и второй сериям, исполненных несколькими цветами. Издание на английском языке. Альбом включает в себя, помимо литографированных листов, текст с отдельным описанием каждой из них. Перед каждой литографией помещен защитный лист из плотной бумаги, на котором следующая за ним иллюстрация репродуцирована миниатюрным эскизом с подписями изображенных объектов.

Симпсон, Уильям (Глазго 1823 - Лондон 1899) — шотландский и английский художник, очевидец Крымской войны. Симпсон был одним из ведущих художников своего времени, и нарисовал много картин с батальными сценами и буднями английской армии для «Illustrated London News», первой в мире иллюстрированной еженедельной газетой. Работая военным корреспондентом, Симпсон сделал многочисленные репортажные серии рисунков с театров военных действий в Крыму,  во время восстания сипаев в Индии, с франко-прусской войны, Второй Афганской войны, ПалестинЫ, Суэца, Абиссинии, Персии и т.д. Итак, по заданию редакции Уильям был направлен в Крым, на место боевых действий, где нарисовал много картин со сценами войны. Ценнейшим историко-этнографическим источником для изучения Крыма иЗападного Кавказа являются записки и главное рисунки знаменитого военного корреспондента и художника-баталиста Уильяма Симпсона, чьи картины удивительно четко отражают ход событий Крымской войны 1853-1856 годов. Именно по его рисункам британская общественность судила о реальности этой плохо управляемой военной кампании. Крымский альбом У. Симпсона признали художники и военные историки со всего мира благодаря точности отражения событий и вниманию к деталям. Литографии с этих картин прославили Симпсона, дав ему имя «Симпсона Крымского». Исследователям Восточной (Крымской) войны его работы хорошо знакомы. Рисунки У. Симпсона, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, прекрасно известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Целью художника было не только отображение военных событий. Он хотел познакомить английского зрителя с новой, неизвестной землей. На его рисунках из крымской серии можно увидеть дворец графа Воронцова, мыс Фиолент, Байдарскую долину и многое другое.


Родился наш герой 28 октября 1823 года в Глазго в бедной семье. Его первые годы жизни были очень трудными при проживании в отчем доме с отцом-алкоголиком, и в 1834 его послали жить к  бабушке в Перт. Учёба Симпсона была несколько формальной  во время этого периода и в течение нескольких лет, он работал учеником в Глазго в литографской фирме Макфарлейна. Художник вспоминал позже, что "это было поворотным моментом, который изменил все мои ребяческие мечты и настроения". Именно тогда, в Глазго он пошел учиться в Андерсовский университет и в Институт Механики по вечерам, что позволило позднее пойти работать художником-иллюстратором в еженедельную газету.


Во время Крымской (Восточной) войны (1853-1856), в ожидании падения Севастополя, ему было поручено написать картины со сценами взятия города, чтобы эти картины могли бы быть опубликованы в свежих номерах сразу после захвата Севастополя. Для Симпсона это представило серьезную проблему, так как у него было мало информации о городе. Он поговорил с владельцем Day of Day and Son о необходимости сделать эскизы с натуры. Вскоре после этого Симпсону предложили выехать в Крым на фронт и сделать необходимые эскизы для компании.


Симпсон прибыл в Крым 15 ноября 1854 года, и хотя он пропустил более ранние сражения, он написал несколько картин с событиями до своего приезда. В этом ему помогли многочисленные знакомые военные, рассказавшие ему о многих деталях этих сражений. Во время работы над своими картинами Симпсон был поражен бедственным положением простых рядовых солдат ("miserable looking beings...covered with mud, dirt, and rags" ) "несчастно выглядящие существа... покрывали грязью, грязью, и тряпками",- писал он.

В мае 1855, Симпсон побывал с военной экспедицией в Керчи, которая была захвачена 24-го, но вовремя вернулся, чтобы наблюдать первое нападение на Севастополь в июне. Ночью 17-го он посетил передовые траншеи, чтобы тщательно рассмотреть нападение. Он писал:

"Это был дикая канонада звука, которую я никогда не забуду".


Он был все еще на фронте, когда город наконец сдался, и он оставил Крым только осенью 1855 года. В результате, получилось 79 акварелей, которые он отослал в Лондон, чтобы хозяева еженедельника их предали литографскому камню. Симпсону заплатили 20 фунтов за каждую картину. Для полной передачи цвета использовали отдельный камень для каждого тона. Первые рекламные объявления для литографий появились в мае 1855, а уже в следующем месяце, объявили и о второй серии. Были произведены две тысячи копий полного комплекта. Симпсон посвятил это издание Королеве Виктории, патронажем которой он наслаждался весь остаток своей жизни, и он был постоянным посетителем Виндзорского замка. Столь популярны были его картины, что он стал называться «Крымским Симпсоном». Возьмем, к примеру, литографию «Шторм в Балаклавской бухте». Эта литография была впервые опубликована в 1855 году в Лондоне в первой серии рисунков В. Симпсона для «Театра военных действий на Востоке». Вот перевод текста, прилагавшегося к литографии:

«14 ноября, всего через девять дней после Инкерманской битвы, ужасной силы ураган, длившийся с неослабевающей яростью несколько часов, посетил берега Крыма и нанес непоправимый ущерб союзникам, как на море, так и на суше. Его непреодолимый порыв моментально смел с голого и возвышенного плато, на котором лагерями расположились армии, все палатки, а сопровождавший его проливной дождь промочил до костей несчастные войска, лишившиеся своего единственного укрытия. Лагеря были превращены в одно огромное болото грязи. Предметы одежды, обрывки униформы, разнообразная лагерная мебель были подхвачены и унесены далеко от их отчаявшихся владельцев, которые во многих случаях сами были не в состоянии сохранить вертикальное положение. Они вынуждены были упасть на землю и склониться перед бурей, которой не могли бросить вызов. Снег и крупа начали смешиваться с дождем, и холмы постепенно стали белыми и застывшими, что особенно приводило в уныние тех, кто только что возвратился мокрым и голодным из окопов и обнаружил отсутствие палаток, невозможность приготовить пищу и перспективу провести ночь под открытым небом. Но даже эти суровые неудобства не были наихудшим результатом урагана на суше. Очень многие, как французы, так и англичане, измотанные усталостью и незащищенностью, не выдержали этого нового испытания и были найдены мертвыми в лагерях».


В то же время, воспроизведенные в художественной форме в «Автобиографии Уильяма Симпсона» и в его рисунках, сведения о черкесах Западного Кавказа, имеющие большое значение и позволяющие понять дух времени и эпохи, в кавказоведении пока не использовались. Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкессию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкеcсии.

Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкессию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки. Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855 г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов. После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона. Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон.

Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина. Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях:

«острый меч, сладкий язык и сорок блюд».


Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии». На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага. Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет:

«Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов».


К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкессии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света). Как большую удачу, Симпсон описывает то, что ему удалось на мысе Адлер, сделать с натуры, эскиз древнего обряда похищения невесты. Особый интерес представляет рисунок художника «Черкесы у форта Вайя» датированный 8 октября 1855 года. На этой акварели Симпсон уделяет большое внимание и одежде черкесов и архитектуре форта и окружающему пейзажу. Это единственное живописное изображение Лазаревского форта созданное с почти фотографической точностью. По рельефу местности можно и сейчас точно определить место откуда художник вел зарисовку. На рисунке У. Симпсон прекрасно детализирует и одежду черкесов и архитектуру форта. Стоящий впереди молодой человек в синей черкеске возможно Лукка переводчик герцога. В Вайя герцог взял на борт по его просьбе наиба – священника, пророка и принца среди черкесов вместе с сотней последователей. Наиб недавно участвовал в нескольких сражениях с русскими.

Возможно здесь речь идет о Магомед Эмине. Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные так же с большой точностью. На рисунке 5 приведены изображения одного и того же дольмена выполненные У. Симпсоном и более ста лет спустя, известным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным. Изображенный на следующем рисунке дольмен на переднем плане можно сравнить с его современной фотографией. Еще в XIX веке рисунки кавказских дольменов У. Симпсона широко используются западноевропейскими исследователями мегалитов. К сожалению, отечественными исследователями дольменов Западного Кавказа в историографии рисунки и записки У. Симпсона не упоминаются. А между тем, в долине Шахе, он записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах:

«Именно в северной части Черкессии, мы в один прекрасный день натолкнулись на очень большие гробницы, относящиеся к древним эпохам. Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов. Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных. Рассматривая эти памятники, как гробницы, приходим к естественному выводу, судя по другим примерам, что отверстия были для предназначены для приношения продуктов питания и т.д., умершим. Есть два эскиза этих гробниц в моих книгах, датированных 18 октября 1855 года. Лонгворт описывает раскопки Беллом (Якуб-беком, как называли его черкесы) пирамиды или кургана, в котором была найдена грубая циста, не содержащая ничего, кроме нескольких фрагментов терракоты».


Читая его автобиографию, мы узнаем, что он находился в свите принца Уэльского во время венчания Цесаревича Александра (будущего Императора Александра III) с датской принцессой Дагмар 28 октября 1866 года в Петербурге. В 1886г. Уильям Симпсон посетил Баку. В своей автобиографии У. Симпсон пишет, что приехав в Баку, он явился с рекомендательным письмом к Торнудду (управляющему у Нобелей). Один из братьев Нобелей провез его по нефтепромыслам, а затем в Сураханы в "Храм огнепоклонников", где он сделал несколько рисунков. Британцы твердо считают У. Симпсона не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?