Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 290 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Филатов В.В. Техника и материалы станковой темперной живописи. М., 1986. - Продолжение четвертое.

Глава 6. ОКЛАДЫ

Украшения, закрепленные поверх живописи иконы, называют окладом. Он закрывает живописное изображение, оставляя открытыми лица, руки, ноги. Оклады изготовляли главным образом из металлов — латуни, серебра, золота и даже из белой жести. Серебряные оклады иногда золотили, а латунные — серебрили и золотили. Существовали также резные оклады из дерева, которые левкасили и также покрывали позолотой. Были оклады, шитые по холсту серебряными, золочеными нитями, мишурой, бисером и другими материалами.

ОКЛАДЫ НАБОРНЫЕ И ЦЕЛЬНЫЕ

Оклад состоит из венца, рамы, ризы, фона, цаты. Венец — это украшение вокруг головы на месте нимба. Зубчатое украшение в вершине венца называется коруной. Рама — это часть, закрывающая поле иконы. Риза — часть оклада, закрывающая одежду изображенных на иконе фигур. Фон оклада закрывает собой живописный фон. Цата — украшение в виде полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), подвешиваемое к венцу в виде ожерелья. Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, называют наборным. С начала XVIII века такие оклады стали вытесняться цельными окладами, которые делали из цельных листов металла и прикрепляемых к ним венцов. Икону не всегда сразу всю украшали окладом. Нередко оклад наращивался постепенно: отдельные части изготовляли позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробивая живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которым и прибивались оклады.

Гвозди различной величины делали из сплавов меди или из серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов.

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стеклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ — каст (ил. 38). Начиная с XVIII века в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. Древнейшие русские оклады, сохранившиеся на иконах, относятся к XII веку. Это иконы с изображением апостолов Петра и Павла и Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода. Оклады сделаны из серебра способом чеканки.


38. Серебряный оклад с чеканкой, имитирующей гравировку.

Шлифованные камни (кабашоны) в кастах с лапками.

Икона «Богоматерь Казанская». XVII в. Частное собрание.


39. Серебряный оклад иконы «Кирилл Белозерский»

с чеканным орнаментом и канфаренным фоном.

Дробницы по углам и плашки с текстом в технике черневой наводки по серебру. XVI в.

Загорский музей.

Чеканка — создание рельефа из металлического листа, использующее его вязкость, ковкость. Лист металла закрепляют на пластичной массе — подушке из вара с толченым кирпичом. Ударами молотка по чекану (металлическому стержню), приставленному к листу металла, выбивают на нем рельефные узоры или изображения. Наиболее высокие части рельефа выбиваются с оборотной стороны, затем, перевернув лист, выполняют остальную чеканку с лицевой стороны. Чекан с острым концом в виде шила называют канфарником. Им наносят на поверхность металла углубленные точки, образующие зернистую поверхность (ил. 39). Чеканами с другими формами наконечников вычеканивают бороздки, составляющие орнаментальный рисунок, похожий на гравировку (ил. 38).

БАСМЕННЫЕ ОКЛАДЫ


37. Волнообразные деформации басменного оклада от усушки доски.

Деталь иконы «Пророк». Вторая половина XVI в. Свияжский музей

С начала XVI века чеканные оклады стали вытесняться басменными (ил. 37). Басма — это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали небольшого размера тонкий листок металла, преимущественно из серебра (реже из меди и белой жести — «немецкого железа»). На его лицевую сторону клали свинцовую подушку — толстый лист из свинца, по которому ударяли деревянным молотком. От того что матрица находилась с тыльной стороны листка, узор на тыльной стороне получался более отчетливым, чем на лицевой. Чтобы получить более четкий узор на лицевой стороне, ее прочеканивали чеканами (чаще всего канфарником). Такую басму называют канфаренной басмой. Из отдельных пластинок — басм — набирали оклад на икону. Если форма и размер ее не соответствовал изображению, басму подкраивали. Каждую пластинку прибивали к поверхности иконы маленькими гвоздиками. Если олифная пленка была еще свежей, то рельефы басмы оттискивались на ней. Когда нимб хотели сделать возвышающимся над поверхностью, на изображения венца сначала накладывали валик из воска (реже из дерева), а уже поверх него закрепляли басму (ил. 54).


54. Удаление поверхностных загрязнений с живописи и басменного оклада.

Деталь иконы «Предста царица». XVII в. Свияжский музей.

Существовало немало различных способов художественной обработки металлических окладов — резьба, чернение, эмаль, скань.

Резьба (гравировка) — это нанесение изображения (узора) с помощью стальных резцов — штихелей. Особый прием глубокой резьбы — оброн, при котором фон вокруг линии изображения или надписи опускался (обирался) при помощи резца, благодаря чему изображение выступало над фоном. Иногда углубление оброна заполняли чернью или эмалью.

Чернь — это особый сплав сернистого серебра, меди и свинца. Цвет его — от серого до бархатистого черного. На иконных окладах чернью наводили орнаментальные рисунки или на небольших пластиночках — дробницах — делали изображения фигурок святых, которые прикрепляли к поверхности оклада. Иногда на дробницах писали инициалы или полностью имена изображенных на иконе персонажей (ил. 39).

Эмаль — особый сплав стекла различных цветов. Чаще всего она бывает непрозрачной (опаковой). Чтобы покрыть металл эмалью на его поверхность напаивали перегородки, которые разделяли эмали разных цветов друг от друга. Иногда эмалями заполняли гравированные углубления при оброне. Прегородчатые эмали на драгоценных окладах русских икон встречаются с конца XVI века. Широко их применяли для украшения венцов, уголков рамок и инициалов на окладах в XIX — начале XX века (ил. 35, 40).


35. Оклад серебряный с позолотой, рельеф штампованный,

поверхность гравированная, наугольники и другие накладки —

перегородчатая эмаль — на той же иконе. Рубеж XIX—XX вв.

Частное собрание.


40. Сочетание различных техник в обработке серебряного оклада XIX в.

Поля и фон — чеканка, одежды — скань с зернью,

звезды с гранеными стразами в лапках, угольники полей и края венцов —

перегородчатая эмаль. Икона «Богоматерь Коневская». Частное собрание.

Отдельные части оклада, а иногда и полностью весь оклад делали из скани — скрученных металлических проволочек, обычно пропущенных через плоские вальцы, в результате чего получалась ленточка, у которой рубчатыми оставались лишь верхний и нижний края, а боковые части становились плоскими, гладкими. Изогнутые по рисунку ленты спаивали между собой. Сканые оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку (ил. 40). На поверхность сканого набора иногда еще напаивали маленькие металлические шарики — зернь.

ШТАМПОВАННЫЕ ОКЛАДЫ

Эти оклады начинают изготовлять в XIX веке. Штамповка — воспроизведение рельефа на листе металла механическим давлением с помощью пресса. Штампованные оклады обычно украшали механической (машинной) гравировкой — гильошйрованием. Наиболее эффектно гильоширование выглядело на листах позолоченного серебра (ил. 35). Во второй половине XIX века начинают производить в большом количестве оклады из медной посеребренной фольги на иконы-подокладницы, когда на грунтованных досках писали только лица, руки и ноги изображений. Подокладницы в фольговых окладах — самые дешевые иконы — получили широкое распространение в сельской местности. Для этих икон делали также латунные штампованные оклады (ил. 41).


41. Оклад латунный, штампованный на иконе-подокладнице «Богоматерь Казанская».

Рубеж XIX-XX вв. Частное собрание.

При поступлении на реставрацию иконы в окладе прежде всего необходимо проверить состояние живописи и левкаса. Если икона была в сырых помещениях, то левкас прел от сырости и его поражали плесневые грибы. В этом случае возникает необходимость временно снять оклад для проведения работ по дезинфекции, укреплению левкаса и красочного слоя. Удаление окладов, набранных из отдельных частей, а также шитых, низанных бисером и резных деревянных,— процесс очень сложный и ответственный. Его проводят с величайшей осторожностью, чтобы не разрушить живопись и не повредить части оклада (ил. 55).


55. Временно смонтированный на холст басменный оклад с иконы «Богоматерь Одигитрия».

Вторая половина XVI в. Свияжский музей.





Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?