Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 212 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Анненков Ю.П. Семнадцать портретов.

Предисловие А.В. Луначарского. Москва, Ленинград, Государственное издательство, 1926. 1 отдельный л. -титул, 1 отдельный л. - предисловие, 17 отдельных л. - портреты, из них 3 - в цвете, все - под кальками с типографски отпечатанными фамилиями изображённых. В издательской папке, с отпечатанным золотой краской названием. 56x49 см. Тираж 2000 экз. Однако спустя два года по личному приказу Иосифа Сталина альбом был изъят из библиотек и книготорговой сети и уничто­жен. Но часть экземпляров всё равно попала к читателям. Но их было ничтожно мало, т.к. книга безжалостно и нещадно уничтожалась. Чрезвычайная редкость! Одна из самых редких и дорогих парадных книг Страны Советов!

 

 

 

 

В 1923 году, параллельно работе над «Красным шефством», художник Юрий Анненков получает заказ ещё на одно издание - серию рисунков советских политических деятелей. Альбом «Семнадцать портретов» вышел спустя два года после отъезда художника за границу, в 1926 г. в Госиздате. Это папка большого формата (560x490), портреты воспроизведены способом фототипии, к листам подклеена папиросная бумага, на которой набрано имя. К самим фотокнигам это издание, конечно, не относится. Но то, что такие парадные издания первых лет советской власти стали предвестниками их появления - это точно. Политический заказ этой серии очевиден, но острота рисования, жёсткость психологических характеристик портретируемых, качество и характер издания делает его прежде произведением искусства, а потом идеологии и политики. В альбоме повторены все портреты политических деятелей и военачальников из «Красного шефства». В 1928 году эта папка оказалась «репрессирована», как и многие из её героев, и до последнего времени если и была доступна в государственных учреждениях, то находилась в сокращённом варианте. Экземпляр из собрания отдела эстампов Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, например, состоит только из листов портретов. Обложка, титульный лист и оглавление утрачены, но даны в картотечном описании.


Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова. Ещё в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников. В ту пору его моделями служили люди искусства: АА. Ахматова, Н.С. Гумилёв, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа... После февраля 1917-го эту галерею пополнило изображение А.Ф. Керенского, а какое-то время спустя - портреты В.И. Ленина (один из них получил первую премию на Всесоюзном конкурсе 1924 года) и других вождей большевистской партии, советского правительства и Красной Армии. Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своём творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: Ленина он портретировал в Кремле, всесильного Л.Д. Троцкого — в здании Реввоенсовета. Там же ему позировал заместитель Троцкого - Эфраим Склянский. Часть из этих работ вошла в альбом «Портреты» (Петроград, 1922). В 1924 году Анненков выехал на Запад для организации советских павильонов на международных выставках в Венеции и Париже и решил остаться во Франции. Однако окончательный разрыв художника с Советской Россией оформился не сразу, свидетельством чему служит выпущенный Государственным издательством (ГИЗ) альбом «Семнадцать портретов». Альбом содержал два портрета Л. Троцкого, четыре портрета Г. Зиновьева и по одному портрету Вс. Мейерхольда, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Э. Склянского, К. Ворошилова, В. Зофа, Н. Муратова, А. Енукидзе, М. Роя, а также А. Луначарского.

Лучше всего об этом издании рассказал сам Анненков в замечательных мемуарах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»: «В выпущенном Государственным издательством в 1926 году огромном (56x49 см) и прекрасно отпечатанном альбоме, озаглавленном «Юрий Анненков. Семнадцать портретов», Анатолий Луначарский (тогда - народный комиссар просвещения) писал в своём предисловии к этой книге: «Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят не одному только нашему поколению такой прекрасный подарок». Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошёл. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян. Во время сталинских «чисток», за исключением Ворошилова, только две из этих моих моделей уцелели: Луначарский, назначенный послом в Испанию, но, не успев доехать туда, скончавшийся на юге Франции, и Рой, представлявший в Москве, в Центральном Комитете 3-го Интернационала, индусскую коммунистическую партию, но сумевший вовремя выбраться из Советского Союза и вернуться в Индию, разойдясь со сталинской генеральной линией. Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 ООО (старых) франков. Я отказался продать альбом».



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?