Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 295 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Москва реконструируется. Оформление - А.М. Родченко, В.Ф. Степанова.

Москва, Институт изобразительной статистики советского строительства и хозяйства ЦУНХУ Госплана СССР (ИЗОСТАТ), 1938. Переплёт: ледерин, барельеф, тиснение. 34x34 см. Общее число страниц - 420, включая страницы с клапанами, а также 3 л. - портреты, 10 л. - шмуцтитулы, 9 узких вклеек с фотографиями, 4 «раскладушки» с фотографиями, 1 длинная узкая вклейка - «раскладушка». Форзац - рисунок, тесьма по корешку. Редактор - В.М. Горфункель. Редактор-составитель - с.н.с. И.П. Иваницкий. Подбор и обработка материалов - н.с. Т.Я. Гильденлант и Е.Р. Нейман. Текст - В. Шкловский. Авторы макета - А. Родченко и В. Степанова. Диаграммы, планы, карты, схемы и т.п. выполнены художественной мастерской и картографическим бюро Института Изостат под руководством Н.Н. Курганова. Фото: Болдырев, Е. Лангман, Г. Петрусов, Я. Халип, Г. Зельма и др. Переплёт и форзац - Н. Жуков и С. Кованько. Технический редактор - О.С. Порджан. Литографская печать выполнена типо-литографией Института Изостат, Б. Комсомольский, 9. Высокая печать выполнена 7-й тип. Мособлполиграфа, Филипповский пер., 13. Печать способом меццо-тинто выполнена 4-й Полиграффабрикой им. Ленина, Киев, пл. Калинина, 2. Панорамы-вклейки отпечатаны в 1-й Образцовой типографии. Сдано в производство июль 1937 г. Подписано в печать 17/XI.1937. Уполн. Главлита Б-10801. Заказ № 346. Тираж 5500 экз. Цена 150 руб.

 

То, что должно было случиться (и отчасти случилось) с Москвой в 30—40-е годы XX столетия цивилизованный мир, похоже, ещё не сталкивался. Город с многовековой историей, город с богатейшими культурными традициями, город-памятник должен был претерпеть коренную перестройку, лишиться своего исторического центра, своих культурных корней, утратить своё лицо, чтобы превратиться в мегаполис нового типа, стать площадкой для гигантского эксперимента, проводимого с целью доказать жизненность социальной утопии, возведённой в ранг официальной идеологии государства нового типа - Союза Советских Социалистических Республик. «Москва реконструируется. Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы» (1938) выпущена Институтом изобразительной статистики советского строительства и хозяйства ЦУНХУ Госплана СССР. Переплет квадратной формы. Авторы макета Александр Родченко и Варвара Степанова. Текст Виктора Шкловского, фото Болдырева, Е. Лангмана, Г. Петрусова, Я. Халипа, Г. Зельма и др. Альбомы Родченко и Степановой «Москва реконструируется» и «Красная армия» готовились и вышли в одно время. Они близки по форме и размерам, имеют много общих приёмов, но книга о Москве более сложная, она более динамична и конструктивна. Образ книги, конструкции листов строятся на графике топографического плана Москвы, карты, раскладывающиеся во все стороны. В этом ключе подаётся и фотография: гармошки большого и малого формата с распашными листами. Чёрно-белая фотография мозаичными вкраплениями появляется в цветном массиве подборки, создаёт ритм, является визуальным подтверждением масштабности строительства. Она соединяет настоящее и будущее, игру и реальность. Сухая статистика и скучная топография в альбоме превратились в произведение искусства, они решены как геометрические абстрактные «картины».

«Москва реконструируется» - шедевр полиграфии своего времени. Кроме перечисленных распашных листов, раскладушек, тетрадей, в альбоме есть вырубки и многочисленные приклейки. Как технические приемы они еще больше усиливают ощущение архитектурного образа книги, являясь и материалом бумажной пластики, бумажной архитектуры. На одной из страниц читатель-зритель проникает сквозь стену нового дома: к фотографии дома сверху приклеен складень, с лицевой стороны он является фасадом, в разложенном - фото интерьера квартиры (похожую вставку в форме гармошки с этими же фотографиями быта москвичей мы находим в альбоме «Индустрия социализма»). Взгляд из настоящего в прошлое оформлен как круглое окно-вырубка, которое можно открыть, и тогда панорама современной Колхозной площади будет соседствовать с видом старой Сухаревки. Благодаря такому же бумажному иллюминатору показано одновременно два пространства на пересечении Пушкинской улицы и Охотного ряда: улицы - фотография вида на трамвайно - пешеходное столпотворение в районе Большого театра, и под землёй - план подземной развязки в метро. Панорамные фотографии площадей и проспектов напечатаны на распашных листах, эти бумажные полотнища сами подобны улицам, по которым мчатся новые автобусы, машины, спешат пешеходы. События разворачиваются в разное время и в разных плоскостях - вчера, сегодня, завтра; вся Москва, улица, здание, на земле и под землёй; охватывают все области жизни города -транспорт, социокультурную сферу, строительство, водоснабжение, энергетику, перспективное развитие.

Альбом стал наглядным документом поразительных изменений, произошедших в городе буквально за десять лет. Реконструкция столицы шла по всем направлениям: перепланировка, железнодорожные узлы, строительство метро, канал Москва-Волга, озеленение, новые жилые массивы. Фотографии домов соседствуют с фантастическими перспективами и аксонометриями будущих сооружений. Одной из главных архитектурных задач предвоенного времени стало строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1934 году (конкурс проектов проходил с 1931 по 1934). Предполагалось, что здание будет самым высоким в мире, его строительство в символическом смысле приравнивалось к строительству коммунизма. Фотографии рисунков и макета Дворца Советов, утверждённого проекта Б. Иофана, воспроизводились во всех книгах предвоенного времени, они соседствовали с уже реально построенными сооружениями и воспринимались как случившийся факт. Еще только рылся котлован, укреплялся бетоном и стальными конструкциями каркас, но для советских граждан Дворец был уже осязаем: очертания и венчающую его стометровую скульптуру Ленина представлял каждый.




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?