Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 83 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Рабоче-Крестьянская Красная Армия. (РККА). Худ. Эль Лисицкий.

Москва: Изогиз, типография Гознак, 1934. 305x360 мм. [204] стр. + разворотный лист (в 2 сгиба из 4 стр.). Два варианта издания. Первый с клапаном под нижней крышкой, который выполняет роль подставки. Переплет: верхняя обложка - синий ледерин, барельеф, печать бронзовой краской; нижняя обложка - рисунок, печать бронзовой краской. Второй (296x340 мм.) - без клапана. Переплет: верхняя крышка обложки - ледерин, барельеф, печать бронзовой краской. Отв. редактор Ф.Е. Родионов. Технический редактор Н.С. Карпачева. Секретарь редакции П.Н. Логинов. Фотографы: Г. Зельманович, Д. Дебабов, А. Шайхет, A. Поляков, П. Ласс, М. Хан, А. Скурихин, И. Шагин, B. Грюнталь. Тираж 25000 экз. Цена 35 руб. Большая редкость в комплектном виде и с клапаном. Экземпляры с клапаном особенно ценятся у коллекционеров!

 

 


«Я, сын трудового народа, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, принимаю на себя звание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии….». Альбом постигла печальная судьба: он вышел в 1934 году, а в последующие годы были репрессированы и расстреляны многие из руководителей РККА, запечатленных на его страницах. В 1934 году мы ещё находим портреты героев Красной Армии - Якова Алксниса, Яна Гамарника, Михаила Тухачевского, Ионы Якира, в последующих изданиях они исчезнут. Большинство экземпляров тиража постигла судьба самих командиров, в лучшем случае из альбома вырывались листы с портретами. Страницы шли без пагинаций, что затрудняет сегодня выявление комплектности издания для новых владельцев.  По обычаю тех лет страницы с "опальными" портретами вырывались или замарывались чернилами. Так, грубо отрезан ножницами практически весь Реввоенсовет - остались только Буденный и Орджоникидзе. Практически выцарапан портрет Я. Алксниса, в 1937 г. обвиненного в создании "латышской фашистской организации" в РККА.


Альбом «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», вышедший в 1934 году в оформлении Эль Лисицкого и с фотографиями Г. Зельмановича, Д. Дебабова, А. Шайхета, А. Полякова, П. Лаоса, М. Хана, А. Скурихина, И. Шагина, В. Грюнталя, также посвящен юбилею РККА (аббревиатура дана на нижней крышке обложки). «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» - это книга-фильм. В отличие от других изданий фото-киноприём здесь не нарушен вкраплениями иных материалов - репродукций живописи, графики, плакатов, документов, как и не нарушена цельность блока листами разного формата, горизонтальными или вертикальными вставками, приклейками, вырубками и т.д. Как каждая кинохроника альбом начинается с главного события страны - парада на Красной площади.

Это фотомонтаж - большой лист, сложенный вчетверо, который в развёрнутом виде воспринимается плакатом или экраном. В центре пятиконечная звезда, она обведена красной краской и лучи «вылетают» за края бумаги. В звезду вписана фотография руководителей государства на трибуне мавзолея. Вокруг кадры военных парадов как в калейдоскопе заполняют всё пространство листа. Приём вписывания фотографии в звезду позже не раз использует и Александр Родченко в «Первой конной» (1937) и «»Красной Армии» (1938). Фотохроника построена на следующих сюжетах: манёвры, учёба, военная техника, быт, спорт, отдых, красноармейцы - герои труда. В альбоме до предела заострены черты времени - от фотозарисовок военной жизни до монументальных фотопанно, от фотографий техники до сюрреалистических сюжетов со сценами химической защиты: радисты, пожарные, лётчики в противогазах, матросы в брезентовых плащах и противогазах швабрами драят корабельную палубу, радисты, всадник и лошадь в противогазах и т.д. Сюжет с противогазом также проходит сквозной линией многих фотоальбомов: в «Железнодорожном транспорте СССР» целая бригада обходчиков одета в скафандры и противогазы, в «Красной Армии» - в противогазах рабочие в цеху, девушки в поле, пулемётчики, солдаты на передовой, артиллеристы у орудий, в «Артеке» - играющие дети в панамках и противогазах.

В альбоме разделы даны без шмуцтитулов, подзаголовки и подписи сведены к минимуму. Такой исключительно чистый приём фотографии и фотомонтажа делает книгу цельной и монументальной. Закроем альбом. На нижней крышке обложки - рисунок звезды и название книги, они сделаны тиснением и бронзовой краской. На верхней крышке барельеф - рисунок танка и набор «Ни одной пяди чужой земли не хотим, но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому. Сталин», печать бронзовой краской. Наличие двух равнозначных обложек, двух лиц в книге может стать головоломкой для многих читателей. Я тоже потратил немало времени, чтобы понять замысел дизайнера. Для этого попытаемся раскрыть книгу так, как её сконструировал Эль Лисицкий. Нижняя крышка состоит из обложки и клапана такого же размера. Клапан раскрывается и заводится под альбом, в разложенном положении образуя подставку, по типу рояльной для нот. В таком варианте смотрения под углом возникает ощущение экрана или настольного театра, считай - военных действий. В закрытом виде клапан расположен между верхней обложкой и форзацем. «РККА» существует в двух вариантах: с обложкой-подставкой и с простой обложкой. Во втором варианте те же рисунок и текст на верхней крышке, но без бронзовой краски. Автор статьи Михаил Карасик.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?