Longus. Daphnis et Chloe. Traduction et preface de Paul-Louis Courier. Aquarelles et dessins de Constantin Somoff. Grande Collection du Trianon. № 8.
Лонг. Дафнис и Хлоя. Перевод и предисловие Поля-Луи Курье; акварели и рисунки Константина Сомова. Париж, Трианон, 1931. (Большая коллекция «Трианона» №8). 192, [5] с., ил. С 8-ю иллюстрациями К. Сомова на отдельных листах и его же виньетками в тексте. Экземпляр на бумаге «sur velin de Rives». Иллюстрации воспроизведены в технике автотипии, раскраска - ручная набивка по трафарету. В издательской бумажной обложке и суперобложке. 22,8х16,7 см. Тираж 650 нум. экз., из которых 620 экз. (1-620), 30 экз. не для продажи (I-XXX).
«Дафнис и Хлоя» — один из пяти канонических греческих романов. Написан Лонгом около II века. Об авторе «Дафниса и Хлои» (равно как и об остальных авторах этих романов) не сохранилось никаких сведений. Датировка романа дана учеными исключительно исходя из языковых особенностей текста. «Дафнис и Хлоя» является единственным образцом древнегреческого пасторального романа: в произведениях этого жанра все события, равно как и переживания героев, развертываются на фоне описаний природы, проникнутых искусственностью и обилием литературных реминисценций. Используя поэтический жанр идиллии с ее несколько манерными описаниями природы, Лонг выводит пастухов в качестве идеализированных героев. Забытый в Средние века, этот роман вновь получил известность лишь в эпоху Возрождения. Для Дафниса Константину Сомову позировал его знакомый Борис Снежковский: «...мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умный, образованный и славный». В отличие от «Манон Леско», где иллюстрации выполнены акварелью, в работе над этой книгой художник использовал нелюбимые им тушь и перо - таков был заказ издательства. 29 июня 1930 г. Сомов пишет сестре: «Вот уже более недели, как работаю над “Дафнис”... Взялся за слишком трудную для себя задачу. И графика - мне ненавистная. Если бы можно было сделать просто акварели, как для “Манон”, было бы ничего. А тут надо делать штриховой рисунок, который после воспроизведения будет раскрашиваться плоскими тонами. Первый рисунок я делал заново 5 раз! Пером так трудно сделать лица, как хотелось бы, красивые, молодые и выразительные». Из печати книга вышла в феврале 1931 г. Художник остался недоволен ею.
В его письме сестре от 23 февраля того же года читаем: «Ты, кажется, поняла, что неудача книги - не по моей вине, а что касается рисунков для “Манон”, то разница в способе воспроизведения: “Дафнис” - дешёвый, “Манон” - очень дорогой, - издателю их воспроизведение стоило 35 тысяч франков, не считая расходов по печатанию текста, бумаги и т. п.».
Короткая справка: Сомов, Константин Андреевич (1869–1939) — как художник известный в нескольких творческих ипостасях: как представитель европейской романтической ветви русского символизма, как модернист с выверенным декоративным стилем, а также как график – оформитель книг, журналов, плакатов и открыток. Член общества «Мир искусства», ученик мастерской Репина. Константин Сомов — это еще и художник, не особо скрывавший свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Может, и не этим объясняются отдельные процессы, происходящие вокруг его творчества, а может быть, какая-то связь и существует. Как знать…
Манера художественного письма Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.
В 1923 г. в качестве представителя от петроградской группы художников Сомов едет в Нью-Йорк для сопровождения «Выставки русского искусства», где показывает и свои тридцать восемь работ. Вместе с И. Грабарём он готовит каталог выставки. На родину из командировки Сомов уже не возвращается. В США он сближается с семьёй композитора С.В. Рахманинова. В начале 1925 г. Рахманинов помогает ему получить заказ на свой большой портрет для фирмы роялей «Стенвей» в Нью-Йорке. В мае того же года художник уезжает во Францию и поселяется на ферме в местечке Гранвилье. В 1928 г. он приобретает квартиру в Париже. Персональные выставки Сомова проходят в Париже (1924, 1928) и Лондоне (1930). Сомов участвует также в групповых выставках русских художников в Париже (1932), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930). Он пишет пейзажи и натюрморты, создаёт серию акварелей, посвящённых русскому балету. После портрета Рахманинова серьёзных заказов у него не было. Подобно другим русским художникам, оказавшимся в эмиграции, Сомов старается найти средства к существованию и снова обращается к книжной графике. А. Бенуа способствует его сближению с парижским издательством «Трианон», владельцем которого был Станислав Каган. Для «Трианона» в 1929-1931 гг. Сомов иллюстрирует две книги - «История кавалера де Грие и Манон Леско» («Histoire du chevalier des Grieux et de Manon Lescaut») аббата Прево и «Дафнис и Хлоя» («Daphnis et Chloe») Лонга. Последней книжной работой Сомова стали четыре портрета героини романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» - художник создал их по заказу своего друга, коллекционера и мецената М.В. Брайкевича в ноябре-декабре 1934 г. Моделью Сомову для создания образа молодой красавицы Сесиль де Воланж послужила его постоянная модель А. Левченко. В целом же парижский период творчества художника всё ещё мало изучен. Константин Сомов скоропостижно скончался от инфаркта на руках М.В. Брайкевича. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Как справедливо заметил один из современных художнику критиков — Н. Э. Радлов, Сомов «не теряет своих выдающихся качеств виньетиста и тогда, когда берется за иллюстрацию». Он использует иллюстрацию не только для раскрытия содержания литературного произведения, но и в чисто декоративных целях, добиваясь единства в решении обеих задач. Он умеет соединить иллюстрацию с заставкой и концовкой, умеет включить виньетку в книжный организм. Сомов сыграл выдающуюся роль в развитии искусства художественного оформления книги. Он был одним из первых, кто совершил переворот в этом деле. Книжное оформление требует прежде всего графического мастерства. Сомов великолепно владел искусством рисунка, черного силуэта, но он был одновременно и тонким акварелистом, умел соединить рисунок с акварелью, создать нечто новое в их синтезе. Его влияние на последующее поколение книжных графиков велико.
«В первые годы XX века, — пишет о Сомове А. А. Сидоров,— может быть, именно ему принадлежали самые графически интересные обложки и декоративные мелочи в книгах по искусству, альманахах, сборниках поэзии. Обойтись без имени Сомова в истории русской графики начала XX века нельзя».