Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 189 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Пушкин А.С. Народные русские сказки. С иллюстрациями Ивана Лебедева. На фр. яз.

Contes populaires russes des Pouchkine. Traduits de Holstein et Rene Ghil et orne de bois graves par Jean Lebedeff. Paris, Societe litteraire de France, 1919. [6], 68, [6] c. В изд. обложке, суперобложке и папке. Сильно увеличенный формат. Общий тираж книги 270 экземпляров. Редкое библиофильское издание.

 

 

 

 

 

 


 

Роскошные цветные иллюстрации - гравюры Ивана Лебедева, русского художника, покинувшего Россию еще до Первой мировой войны и ставшего «своим» во Франции. Иван Лебедев проиллюстрировал множество французских изданий и несколько из них - переводы русских книг. Книги с его иллюстрациями выходили приличными тиражами. Но наше издание относится к типу совершенно иных - это малотиражное крупноформатное (фолио) издание с раскрашенными гравюрами. И это единственный «Пушкин» И. Лебедева. Издание появилось в Париже до «пришествия» туда русских художников-эмигрантов. Ранняя, третья, работа художника в иллюстрированной книге. В книгу вошли переводы следующих сказок: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане». Гравюры раскрашены Жаном Содэ (Jean Saude) под руководством Ивана Лебедева.

Короткая справка: Лебедев, Иван Константинович (1884, Богородск Нижегородской губ. – 1972, Ним, Франция. Иван Лебедев происходит из семьи мещан. В юности он служил матросом на волжских судах, а в 1907 г. окончил Училище речного судоходства в Нижнем Новгороде и стал капитаном судна. Будучи активным анархистом, скрывал на борту судна революционеров. В ноябре 1908 г., после открытой стычки с властями, Лебедев бежит в Финляндию, затем - через Данию и Германию - перебирается в Бельгию, где в то время учился в Свободном университете его старший брат Николай - тоже эсер, впоследствии учёный секретарь П. А. Кропоткина. В 1909 г. Лебедев переезжает в Париж, останавливается в меблированных комнатах на улице Сан-Этьен-дю-Мон в Латинском квартале, районе студентов и артистической молодёжи. Чтобы прокормить себя, он занимается разными кустарными промыслами. В 1911 г. поселяется на Монпарнасе с намерением стать художником. Начинает посещать занятия в Национальной школе изящных искусств, академии А. Матисса, мастерской Льва Львовича Толстого и в Русской академии у С.Ф. Балаковского, где собралась группа анархически настроенной молодёжи. Однако наибольший интерес Лебедев проявляет к учёбе в студии гравёра П. Борне, где занимается ксилографией. Он знакомится с опытом старых мастеров, изучает гравюры из фондов Национальной библиотеки. Живя на Монпарнасе, Лебедев входит в местное артистическое сообщество, часто бывает в кафе «Хамелеон» на бульваре Монпарнас, общается с Ф. Пикабия, В. Маяковским, М. Равелем, Э. Сати, А. Модильяни, Д. Риверой, помогает русским художникам принимать участие в «Салоне независимых», выступая их посредником-представителем во Франции. С началом Первой мировой войны занимается изготовлением агитационных листовок и плакатов. В 1916 г. выходят первые книги с его иллюстрациями: в Москве в издательстве «Зёрна» - «О трёх рыцарях и рубахе» Ж. де Безье в переводе И. Эренбурга, в Париже - «Король Лир» («Le roi Lear») Шекспира. Расцвет творчества художника приходится на межвоенные десятилетия. В 1919 г. Лебедев начинает сотрудничать с издательствами «Морнэ», «Трианон», «Крее и К°», для которых за период 1920-1930-х гг. в общей сложности оформляет около ста книг. Сотрудничает он и с издательством «Файяр», где в серии «Le livre de demain» («Книга завтрашнего дня») оформляет около двадцати пяти книг. Среди его работ много французских изданий русских авторов. Издаются работы Лебедева и в России - «Глухие слова» Амари [М. Цетлина] (М., Зёрна, 1916), «Песня рабочего молота» К. Бальмонта (М.: Госиздат, 1920). Художник принимает активное участие во многих парижских выставках - в артистических кафе «Парнас», «Хамелеон», «Ротонда», в галерее Я. Поволоцкого. Он выставляет собственные гравюры на выставке П. Борне, которого считает своим учителем. Вместе с другими русскими художниками демонстрирует работы в Лондоне в 1921 г. Под эгидой французского издательства «Quatre Chemins» («Четыре дороги») участвует в Международной выставке декоративных искусств в Париже. В 1925 г. проводит персональную выставку в галерее «Le Vermilion». По-прежнему,  увлекаясь идеями анархизма, Лебедев много времени посвящает оформлению периодических изданий левой тематики («Neo Naturien», «L'Unique», «Maintenant», «Clarte», «L’Humanite», «Le Monde», «Regard»). В 1925 г. он хлопочет о виде на жительство для Нестора Махно, который живёт у него некоторое время, общается с анархистом-идеологом махновского движения В. Волиным, поддерживает отношения с П. Кропоткиным, принимает в Париже его жену. С 1927 г. Лебедев живёт в собственном доме-мастерской в парижском предместье Фонтене-о-Роз. Он участвует в парижских выставках иллюстраторов книги (1931), гравёров и иллюстраторов (1937), в Международной выставке художественной книги (1931, «Пти-Пале»), в салонах «Populiste» (с 1932) и «Les imagiers» (1938,1939). В 1932 г. Лебедев получил Гран-при на 7-м конкурсе «Meilleur artisan de France» («Лучший ремесленник Франции»). В годы немецкой оккупации художник скрывал в мастерской нескольких своих друзей - евреев и анархистов, - которых преследовало гестапо. В 1946 г. его работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной в Париже «Союзом советских патриотов». Лебедев иллюстрирует работу В. Волина «Неизвестная революция» («La revolution inconnue», 1947), книгу Ж. Дельфи «Кропоткин. Наследник великих князей Смоленских, Императорский паж, блестящий учёный, международный революционер, популяризатор анархической мысли» («Kropotkine. Descendant des grands princes de Smolensk, page de l'Empereur, savant illustre, revolutionnaire international, vulgarisateur de la pensee anarchiste», 1948). Художник создал несколько сот экслибрисов, около двух тысяч станковых рисунков и трёх тысяч гравюр: виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты (в том числе Л.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.А. Блока, М. Горького). В 1962 г. он был награждён медалью Международного конгресса «Ех Libris», а в 1967 г. в Фонтене-о-Роз состоялась организованная местной мэрией выставка его творчества. Несмотря на признание и известность, жил Лебедев очень скромно и никогда не был богат. Л. Лануазель, автор проиллюстрированной Лебедевым книги «Букинисты парижских набережных» («Les bouquinistes des quais de Paris», 1956), так писал о нём: «Жан Лебедев всегда был «богемой» в хорошем смысле слова. Деньги у него утекали сквозь пальцы. Когда я с ним познакомился, он носил старую, заношенную до последней степени одежду. Для него была важна только хорошо выполненная работа... Чтобы лучше показать, каким был Лебедев на самом деле, я расскажу одну историю. У подруги моей жены умер муж. Она спросила у моей супруги, не знает ли та какого-нибудь высокого худощавого мужчину, чтобы отдать ему вещи. Мы сразу же подумали о Лебедеве, который имел соответствующую комплекцию. Передали ему объёмистый пакет с пальто, костюмом, обувью, рубашками и т. д. Однако наш друг продолжал ходить в своей потрёпанной одежде. Когда же я спросил, почему он не носит одежду, которую ему передала та дама, он ответил, что к нему пришёл друг, который чрезвычайно нуждался. “У него размер одежды точно как у меня, поэтому я отдал ему почти весь пакет”. В этом щедром жесте - весь Лебедев: бедный, подающий ещё более бедному». Последние годы Иван Лебедев провёл в Ниме. Из-за болезни глаз, как это часто случается с гравёрами, он вынужден был оставить творчество. На следующий год после его смерти в Музее изящных искусств Нима состоялась в память о художнике мемориальная выставка.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?