Санчес, Антонио Нуньенс Риберо. О парных российских банях.
О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и возстановлению здравия. Сочинение г. Саншеса, бывшаго при дворе ея императорскаго величества славнаго медика; переведено с французскаго рукописания, доставленнаго Императорскому Воспитательному дому, для издания в пользу общества. Спб, печатано при Императорском Сухопутном шляхетн. кадетском корпусе, 1779. [4], XXII, 46 с. 4°. Первое издание.
Библиографические источники:
1. Н.Б., II, № 262
2. Бурцев (7 т.т.), IV, № 1174 «Редка!»
3. СК, № 6313
4. Сопиков, № 2109
5. Битовт, № 1937
Баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня, байна) была в обиходе у славян уже в V-VI в.в., еще скифы, жившие на территории России, использовали горячую воду и пар. Лет 800-900 тому назад в городах России, Волжской Болгарии и на других европейских территориях уже строили каменные бани, сочетающие местные традиции с восточными. В 1090 году в Переславле по указанию епископа Ефрема, ставшего затем киевским митрополитом, была построена большая каменная баня. На месте города Буглар – столицы Волжской Болгарии – в IX-XIV веках обнаружены остатки пяти каменных бань. Но всё же основное население в этих краях пользовалось деревянными банями. А древний праздник Купалы?! Ведь это, по существу, очистительное купание. Вода и огонь. Чтобы предупредить болезни, закалиться. Вот что можно прочесть в древней летописи об этом празднике: «…что ради наречеся Ивань — вечер купальницей и кося ради вины полезно есть на различные лечебные потребы». «Чистая вода для хвори беда!» — издавна говорили русские люди.
«И не имеют они купален, — писал о древних славянских банях арабский путешественник и писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, — но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его некоей материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый мох… Она служит им и вместо смолы для кораблей. Затем они в одном из углов этого дома устраивают очаг из камней и на на самом верху против очага открывают окно для выхода дыма. Когда же очаг раскалится, они закрывают это окно и закрывают двери дома. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой они поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки».
Еще в середине XIX века о жителях Сибири писали, что они «редко прибегают к пособиям даже домашней медицины, все свои болезни лечат банею». «Они не знают ни простуды, ни угара, ни других мелких приступов... Парятся в банях каждую неделю и чаще — целыми семьями без различия пола и возраста так жарко, что выйдя из бани или падают в снег, или идут в прорубь, или в наледь и, невзирая на трескучий мороз, моются до того, что волосы их обмерзают, а тело делается багровым. И пробыв столько времени на морозе в прародительском одеянии, прикрывшись лишь веником, нисколько от этого не терпят». Простуда и застой крови, горячка и ломота, «брюхо» и чесотка, ушибы и печальные последствия застольного пьянства упразднялись в парной бане, настоянной на ароматах целебных трав.
Лаврентьевская летопись за 945 год содержит запись о парной бане при дворе великой княгини Ольги, а Устав великого князя Владимира 996 года упоминает о банях, устраиваемых для лечения немощных. Такие бани уже общественного назначения в качестве народных здравниц строил в XI веке, как сказано в Месяцеслове, Переяславский епископ Ефрем, впоследствии митрополит Киевский.
Баню на Руси любили все. При освоении семьей нового земельного участка под жилье парная баня строилась прежде жилого дома. Столь необходимой была она человеку во все периоды его жизни. «Счастливый, как из бани» говорили о человеке, видя его радостным и здоровым. «По рукам и в баню», ибо негде было лучше отпраздновать исход благополучной сделки. «Банное» — особое денежное вознаграждение доброму работнику, существовавшее только на Руси. Строители общественных бань в стране освобождались от налогов, а в XVII веке баня уже рекомендовалась для оздоровления населения многими представителями официальной медицины.
Спонтанно общественные бани превращались в клубы, так как представляли собой исключительное место общения людей, активно созидающих свой коллективный праздник и сопереживающих радость друг друга. Здесь их оставляли все заботы, они чувствовали себя равными и бывали откровенны как ни в каком ином месте. «В бане все бояре», все равны, ибо исчезают зависть и гнев, ревность и подозрение, душа изобилует радостью, которую, как и страдание, она стремится разделить с другим, сочувствующим ей человеком. В этом отношении исключительность парной бани состоит в том, что ею невозможно пользоваться индивидуально, в одиночку. Радость, которою переполняется душа, одному не понести, и возникает внутренняя потребность разделить ее с другими. Это в то же время «путь к самому себе и углублению в собственную душу». Здесь освобождается человек от суеты и мелочей повседневной жизни. Время, проведенное в русской парной, всегда неповторимо, это всегда премьера. На вопрос вернувшемуся из бани человеку — «ну как?» обыкновенно следовал ответ — «лучше, чем всегда!» Приготовить себя, приготовить баню, мягко и физиологично войти в режим («в дальний путь со двора галопом не скачут»), достигнуть кульминационных состояний («медленно запрягать да лихо ехать») и плавно, мелодично завершить весь каскад процедур и приемов — это, если угодно, важный элемент национальной культуры, традиция и церемониал.
«Иди ко ты в баню!» — было одним из самых добрых пожеланий, а «с легким паром!» — приветствием человеку, который после парной освобождался не только от ощущения усталости и болезни, но и от ощущения собственной телесности. Чувствительности как ни бывало, удовольствия ощущать уже нечем, и только душу переполняет радость жизни и кажется человеку, будто сам он, как облако, парит над землей. В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой. Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В 1779 году во Франции в Париже издает свою знаменитую и великолепную по содержанию книгу "Mémoire sur les Bains de Vapeur en Russie" Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783). Этот человек, служивший врачом при дворе императрицы Елизаветы Петровны, в сильных и точных выражениях описывает превосходство оздоровительного воздействия русской парной перед известными в то время средствами терапии. В этом же 1779 году появилось это сочинение «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья» и в русском переводе.
В 1789 году в Москве в типографии Пономарева издается многотомный «Сельский лечебник или словарь врачевания болезней, вызываемых в роде человеческом, также в роде скотском, конском и птиц домашних», в котором помещен большой раздел «Бани парные русские». В этом издании уже в значительном объеме систематизирован опыт лечебного действия парной, описаны общие правила и даются рекомендации для использования ее в оздоровительных целях. Может показаться странным, что предмет этот не был заботой писателей в более отдаленное время. На самом деле ничего удивительного в этом нет, если не забывать об универсальном использовании парной в повседневной жизни народа. Это было столь естественным и органичным, привычным и общепринятым, что писать об этом не было нужды. Но с возрастанием роли врачебной науки парная баня стала привлекать внимание ученых как средство и способ достижения здоровья.
В 1833 году в Университетской Типографии Москвы выходит книга князя Парфения Енгалычева «О продолжении человеческой жизни или домашний лечебник, составленный из лучших отечественных и иностранных писателей». Здесь также большое место отведено статье «Бани парные русские», которая содержит в себе теоретические представления о процессах, происходящих в парной, их физиологическом воздействии на организм человека, а также практические наставления и предупреждение возможных ошибок, приводящих к повреждению здоровья.
В 1836 году в Москве в типографии Селивановского издается «Лексикон городского и сельского хозяйства», представляющий по существу энциклопедию натурального хозяйства, которая также содержит практические сведения о русских паровых банях.
Научные публикации о паровой бане начали появляться в сороковых и пятидесятых годах прошлого столетия, и более всех на этой ниве потрудились сотрудники и ученики С.П. Боткина: Страхов, Знаменский и Веревкин, а в семидесятых и восьмидесятых годах — Величковский, профессор Стольников, Засецкий, Костюрин, Чугин, Тумас, Васильев, Фиалковский, Шторм, ГЪдлевский, Курлов, Груздев, Фадеев и другие. Результаты научных исследований оформлялись в виде диссертаций, публиковались в различных периодических журналах, в том числе в известном журнале «Врач» В.А. Манассеина. В это время русская парная, а говоря современным языком, парная камера интенсивной фитотерапии, стала своего рода научной лабораторией. И не только для медиков, но и для физиологов, биохимиков и психологов. Весьма обширные статьи о банях были включены профессором М.И. Афанасьевым в изданную им в С.-Петербурге в 1891 году «Реальную энциклопедию медицинских наук». Некоторые сведения из упомянутых выше работ мы и приведем в нашем небольшом обзоре. А теперь раскроем пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Песнь четвертая. Молодой Ратмир мчится на коне, стремясь «нагнать Русланову супругу». Когда сгустилась ночь, молодой хан был неожиданно приглашен в замок:
Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане,
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой,
Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез,
И жар от них душистый пышет,
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает
И в ароматах потопляет
Темнокудрявые власы.
De La Barthe. Vue du bain de Serebrenechesky et de ses environs à Moscou ; gr. Eichler ; 51,6x72,6 cm
Санчес, Антонио Нуньес Риберо (1699-1783) (Саншес — это в старой транскрипции) — испанский врач, прослуживший всю свою жизнь в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Под конец своего жизненного пути Антонио Нуньес Риберо поселился во Франции и там написал, как он сам подчеркнул, «Уважительное сочинение» о российских банях. Книга была переведена во многих странах Европы, а затем и в России. Читем вещие слова «славного медика» (так его называют во вступлении), иностранца, проникшегося большой любовью и уважением к русским обычаям. Вот что он пишет: «Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими вдревле у Греков и Римлян и пред находящимися ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней…». И дальше: «Когда помышляю о множестве лекарств, из аптеки и из химических лабораторий выходящих, приуготовляемых с толикими иждивениями и привозимых изо всех стран света с неописанною трудностью, то коликократно желал я видеть чтобы половина или три четверти оных всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в Бани Российские для пользы общества». Вот что пишет в первом научном трактате, посвященном русской бане, испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес: «В римских и турецких банях поливают горячий пол, под которым проходят трубы, и поэтому поднимается пар. Но так как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что сии бани имеют недостатки, каковые в российских банях совсем отвращены... В российских банях возобновление паров чинится через всякие пять минут. Сим образом, производимый пар не расслабляет твердых частей тела (запомним этот момент), ибо сей пар оставлен стихийными частицами огня и воздуха... Он мягчит кожу, а не расслабляет ее... Расширяет орудия вдыхания. Хотя здесь нет роскоши римских бань, зато россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки делают в четырех или пяти».
Санчес верно выделил самую главную особенность русской парной. Заметил он и еще одно преимущество, заключающееся в том, как поддается пар. Температуру в русской парной можно легко регулировать, вовремя брызгая водой на печь-каменку. Таким образом, как писал Санчес, «новый пар рождает новый воздух». Впоследствии этот удивительный человек немало способствовал популяризации русской бани. Добавим к восторженным высказываниям Санчеса очень странное, на первый взгляд, мнение великого Авиценны по поводу действия восточных бань на кожу. Женщинам, желающим сохранить красивую форму груди, он рекомендовал пореже посещать баню. Восточная баня при частом употреблении может расслабить кожу, которая в результате этого становится вялой, дряблой, растянутой. Русская паровая баня лишена этого недостатка. История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет. Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене.
Корнеев Е.М. Русская баня 1812 г. Офорт.
Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа. Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства.
Рассохин В.П. Бани на Неглинной.
Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать. Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена. Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником.
Васнецов А.М. Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке.
Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету. Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы. О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.
Летунов З.И. Русские бани.
В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём. Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле. Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой.
Журавлев, Фирс. Девичник в бане 1885 г.
Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню. Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы. Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население. Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т.д. В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.
Русская парная
Русская парная представляла собой деревянную избу, в которой расположены 2 помещения: раздевальное и парильное отдельно. В парильне размещалась каменка-печь с камнями. Постройка бани разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 года, предписывал “мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором”. Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целыми семьями одновременно, мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, в общественных (“торговых”) банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины – на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в “торговых” банях мыться мужчинам и женщинам и мужскому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста – соответственно в мужскую. Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ даёт омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. По-настоящему широкий размах строительства бань, судя по историческим свидетельствам, приобрело во времена Петра I, когда бани стали появляться во всех крупных городах России, а в Петербурге был даже отменён налог на их сооружение. Известно также, что Пётр Великий любил попариться в бане и знал в ней толк. В Голландии им собственноручно была построена баня на верфи.
По-чёрному и по-белому
В своём изначальном виде русская баня представляла собой бревенчатую избушку с низким потолком. Русская баня имеет две разновидности – с топкой “по-чёрному” и “по-белому”. Топка “по-чёрному” самая древняя, но она сохранилась до наших дней, например, в Сибири. Эти бани представляли собой помещение, в котором печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно. Когда печь хорошо разогрета, топку прекращают, помещение проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и подают воду на печь для образования пара. Такая баня имеет особый дух за счёт воздействия дыма на деревянные конструкции сруба. Конечно, сажа и копоть оставались на стенах бани, что и стало причиной названия бани “по-чёрному”. Топить баню “по-чёрному” – дело непростое. Поэтому в XIX веке в России появились “белые” бани. В них была печка-каменка, имеющая дымовую трубу, поэтому её можно было топить непосредственно во время мытья. Такая баня была более гигиенична, менее пожароопасна. Бани “по-белому” стали оборудовать полками из древесины хвойных пород. Полки имели различную высоту, что давало возможность подбирать нужный человеку температурный режим. Вот дошедшие до нас толкование устройства и назначения такой бани: “это – строение или покой, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару, почему важнейшие части бани: капитальная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами; затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся; лавки вокруг стен, на коих моются; чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене; шайки для мытья и оката, вехотки (Мочало) для мывки, веники (дубовые или березовые) для парки.
При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.” Но нельзя сказать, что более комфортная “белая” баня вытеснила “чёрную”. Преимущества, например, “чёрной” бани – в ее неповторимом банном воздухе, а также дешевизна, т.к. она требует незначительных затрат: на строительство печки-каменки без трубы необходимо в 2 раза меньше кирпича, чем для “белой” бани, а для того, чтобы натопить, – совсем небольшое количество дров. Оздоровительное воздействие бани на организм использовалось врачами еще в древности. До нас дошло высказывание Петра I, большого поклонника русской бани, о поисках элексира жизни, которыми занимались в то время лекари. – «Элексиры хорошо, а баня лучше!» Банная процедура воздействует на организм человека многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры, массаж, даже самый простой, – все эти факторы, обьединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями.