Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 254 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Книжные знаки русских художников. Под редакцией Д. И. Митрохина, П.И. Нерадовского, А.К. Соколовского.

Пб.: Петрополис, 1922. 238, [2] с. с ил. Тираж 500 нум. экз., из которых 50 экз. (I—L), 450 экз. (1-450). Экземпляр № XI. В иллюстрированной цветной издательской обложке и суперобложке. 27,5x20,5 см. Экземпляр в мягких художественно оформленных многоцветных издательских обложках работы Д. Митрохина. Им же выполнены фронтиспис, буквицы и книжные украшения. Иллюстрированная суперобложка работы А. Лео. Оригинальная марка " Петрополиса" работы М. Добужинского. Книга отпечатана на белой, плотной, особой бумаге в 15-ой Государственной типографии ( до национализации: Поставщик Двора Его Императорского Величества "Товарищество Р.Голике и А.Вильборг") под наблюдением В.И. Анисимова.

 

 

Содержание:

П.И. Нерадовский " Книжные знаки русских художников ".

А.К. Соколовский " Материалы для словаря русских художников, работавших над книжными знаками ".

Алфавитный указатель художников-исполнителей книжных знаков и аналогичный указатель владельцев экслибрисов.



Это издание своего рода справочник по знаменитым русским живописцам, преимущественно членам художественного объединения " Мир искусства ", занимавшимся в числе прочего и исполнением книжных знаков. Среди авторов И. Билибин, А. Остроумова-Лебедева, М. Добужинский, А. Бенуа, М. Врубель, Ф. Бруни, Б. Кустодиев, Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов, С.Судейкин, Е. Кругликова, С.Чехонин, В. Замирайло, В. Конашевич, Д. Митрохин, Ю. Анненков и др. Книга содержит краткие биографические сведения по каждому художнику и полный перечень всех созданных им книжных знаков. Кроме этого, в ней на отдельных вклейках воспроизведено 55-ть разнообразнейших владельческих экслибрисов ( вензельных, сюжетных, геометрических, флористических ), выполненных названными художниками, в технике литографии и хромолитографии ( два книжных знака на специальных листах из мелованной бумаги ). Листы с экслибрисами чередуется через один со страницами текста и включены в общую пагинацию, однако, колонцифры на них не проставлены. Под каждым книжным знаком на двух языках ( русском и французском ) помещены подписи с указанием на принадлежность экслибриса и его исполнителя. При этом сами экслибрисы расположены в издании в алфавите фамилий художников, их создавших, а не владельцев.


В книге представлены уникальные экслибрисы поэтов и писателей Фёдора Сологуба и Надежды Тэффи, художников Бориса Кустодиева и Мстислава Добужинского, пианиста, учителя Рахманинова Александра Зилоти, коллекционера, основателя книгоиздательства " Аквилон " Фёдора Нотгафта, хранителя Эрмитажа Сергея Эрнста, книговеда и библиофила Ивана Галактионнова, пушкиниста Павла Щёголева, историка искусства барона Николая Врангеля, предпринимателя и мецената Владимира Рябушинского и мн. др.


Это последняя книга, выпущенная издательством «Петрополис» в Петрограде. За разрешением на её издание Я.Н. Блох и А.С. Каган обратились к тогдашнему руководителю Петроградского отделения Госиздата И.И. Ионову; опасаясь отказа, они предложили Ионову заказать у Д.И. Митрохина собственный экслибрис, пообещав поместить его в книге. В результате Ионов дал «добро», однако Митрохин, не питавший к нему симпатии, от работы отказался. Тем не менее, Блох и Каган выполнили обещание: двенадцатым в книге помещён экслибрис Ионова работы латышского художника С.Я. Видберга. Книга, отпечатанная в 15-й государственной типографии, заключена в орнаментальную трёхцветную суперобложку (художник А.Н. Лео) и трёхцветную обложку с буйным переплетением стилизованных цветов и листьев (выполнена Д.И. Митрохиным). У книги два авантитула: на первом — марка издательства, на обороте — текст о количестве отпечатанных экземпляров и порядковый номер экземпляра, вписывавшийся издателем от руки; на втором — название книги, на обороте — фронтиспис, по выражению А.А.Сидорова, «квинтэссенция всего библиофильствующего Петербурга»: изображение старинной библиотеки и её владельца-библиофила, погружённого в чтение.

Помимо фронтисписа, Митрохин исполнил ещё 4 заставки, 4 концовки и 1 буквицу; воспроизведены они двумя красками — чёрной и коричневой. Изданию предпослана статья П.И. Нерадовского, живописца, хранителя художественного отделения Русского музея, собирателя книжных знаков. Статья посвящена истории книжных знаков в России и за рубежом. За ней следуют «Материалы для словаря русских художников, работавших над книжными знаками» библиофила и коллекционера А.К. Соколовского, обладателя наиболее полной в те годы «экслибрисианы» и крупнейшей коллекции экслибрисов членов русской императорской фамилии. 55 книжных знаков, выполненных преимущественно «мирискусниками», воспроизведены на отдельных листах.

Под каждым знаком на двух языках — русском и французском — помещены подписи с указанием владельца экслибриса и его исполнителя. Воспроизведены книжные знаки в основном в чёрно-белом варианте; 7 знаков даны с добавлением других красок: коричневой, красной, зелёной, синей, золотой, бежевой — они напечатаны на белой мелованной и жёлтой шероховатой бумаге. Заключают издание два указателя: владельцев экслибрисов и художников — исполнителей книжных знаков. Любопытно, что чуть раньше, в 1921 году, в Москве приложением к журналу «Среди коллекционеров» вышла тиражом 350 экземпляров книга В.Я. Адарюкова «Русский книжный знак». Из-за задержки петербургского издания московское перехватило у «Петрополиса» первенство в воспроизведении нескольких ранее не печатавшихся экслибрисов. Рассказывая об этом факте в переписке с художественным критиком и коллекционером П.Д. Эттингером, Митрохин успокаивал себя тем, что в издании Адарюкова простые цинкографии названы гравюрой на дереве. Сам же Адарюков в свою очередь в рецензии, помещённой в журнале «Среди коллекционеров» (1922. № 5/6), ругает петрополисовское издание за ряд пропусков и неточностей, а также за вторичное воспроизведение 15 ранее печатавшихся (видимо, здесь он как раз имеет в виду своё издание) книжных знаков. И всё же, не подходя сегодня так строго к содержанию книги, отметим её стильное изящество — в оформлении видна рука замечательного мастера. При этом талант Митрохина, по мнению М.А. Кузмина, ярче всего проявился «там, где графика вплотную, неразлучно связана с самим материалом книги, в концовках, заставках... где свободно и лирично колдует он, любовно сплетая в фантастические узоры излюбленные им элементы царства природы».


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?