Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 180 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Криммер, Эдуард. Цифры.

Л.-М., Радуга, 1925. 12 с. с ил. Тираж 10000 экз. Цена 70 коп. В цв. издательской литографированной обложке. 28х22 см. Большая редкость!

 

 

 

 

 

 


Криммер, Эдуард Менделевич (1900, Николаев – 1974, Ленинград)— советский художник -  график, художник-прикладник. Оформил много замечательных детских книг. Заслуженный художник РСФСР (1967), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1970). Учился в Одесском художественном институте у В. Мюллера (1918–22). В первые годы после революции занимался оформлением спектаклей в Николаеве.  С 1923 жил в Ленинграде. Ученик К. Малевича (1929). В 1927–28 оформлял детские книги в издательстве «Радуга», Детгизе и др. С 1930-х гг. занимался литографией. Участвовал в различных выставках станковой графики и автолитографий. В 1928 возглавил модельно-проектировочную мастерскую, тогда же создал ИЗОРАМ в Ленинграде. В начале 1930-х гг. экспозиция ИЗОРАМ представляла советский раздел на выставках декоративных искусств за рубежом. С 1932 г. — член ЛССХ. В 1931–38 Криммер оформлял спектакли в театрах Ленинграда. В середине 1930-х гг. — художник-постановщик киностудий Ленфильм и Киевской киностудии. Участвовал в войне 1941–45. С 1948 работал в области художественного стекла: сначала на Ленинградском заводе художественного стекла, с 1950, по рекомендации В. Мухиной, – на Ленингр. заводе им. М.В.Ломоносова художником по фарфору. Создал ряд работ, сюжеты которых навеяны мотивами наивных вывесок провинциальных чайных и булочных («Петух», «Жар-птица» и др.). Работы Криммера хранятся в музеях на территории бывшего СССР (в т. ч. ГРМ). Большинство библиофилов знают художника Эдуарда Криммера по книге Д. Хармса "О том, как старушка чернила покупала". М.-Л., Госиздат, 1929.


Некоторые детские книги Э. Криммера:


Криммер, Э.М. Птичник: [рисунки] / Эдуард Криммер. [М.; Л.]: «Радуга», 1926. - [12] с. с ил.; 18,2х13,6 см. - 8000 экз. В цветной иллюстрированной издательский обложке работы Э. Криммера.


Кузнецова, О. Наши друзья: [стихи] / Ольга Кузнецова; [худ.] Эдуард Криммер. [М.; Л.]: «Радуга», 1928. - [12] с.: ил.; 18,2х14 см. - 30 000 экз. В цветной иллюстрированной издательской обложке работы Э. Криммера.


Мазель, И. Верблюжонок: [стихи детям] / И. Мазель. [М.]: «Новая Москва», [1927]. - [11] с.: цв. ил.; 18,4х21,4 см. - 10 000 экз. Иллюстрации и обложка работы И. Мазеля. В цветной иллюстрированной издательской обложке.

Криммер, Эдуард Менделевич вырос в семье николаевского фотохудожника, там, где сейчас расположен Каштановый сквер, вырос удивительный по своей многогранности талант: график, живописец, сценограф, дизайнер, мастер прикладного искусства, скульптор и искусствовед, Заслуженный художник РСФСР - Эдуард Михайлович Криммер.

Фотографии ателье М. Криммера

Свою "Фотографiю" горецкий мещанин Мендель Мордухович (Menachem Mendel) Криммер открыл в Николаеве в 1893 году. Поначалу она располагалась в доме на углу ул. Соборной и Никольской, 37, через год переехала на Потемкинскую, 53. В начале ХХ века у Менделя появился в центре города собственный дом - на углу Большой Морской и Соборной, там же находилось и фотоателье. В этом самом доме в 1900 году появился на свет Эдуард Криммер. Наблюдая за отцовской работой, мальчик усвоил основы композиции но, вероятно, счел фотодело скучным, к тому же, в нем рано обнаружилась способность к рисованию. К моменту окончания школы стало ясно, что изобразительное искусство станет для юного Эдика основным занятием. В 1917-1918 гг. он уже оформляет спектакли николаевских театров и участвует в создании модных в те годы крупных революционных фресок, а в 1918-м поступает в Одесский Художественный институт. На факультете театрально-декорационной живописи его преподавателем становится известный театральный художник-авангардист Владимир Николаевич Мюллер. Расстроился ли Мендель, когда понял, что семейный бизнес не будет будет унаследован сыном? Так или иначе, лихие революционные годы пощадили его. "Кабинетки" с фамилией Криммер на паспарту продолжали создаваться, по меньшей мере, до конца двадцатых годов.

Ученик Малевича

Окончив институт, Эдуард перебирается в Петроград. С 1923 года он сотрудничает с легендарными ныне журналами "Чиж" и "ЕЖ", работает в издательстве "Радуга". В эти годы Криммер был оформителем и одновременно автором книжек-картинок «Оркестр», «Птичник», «Цифры», «Скотный двор».

Он проиллюстрировал более трех десятков детских книг и крепко сдружился с причастными к "академии Маршака" Чуковским, Хармсом, Маяковским, Введенским. В 1932 году Криммер становится членом только что основанного Ленинградского Союза советских художников. Активно творит в рамках ИЗОРАМа, авангардной "пролетарской дизайнерской студии" в Лениграде, и некоторое время является его руководителем. В 20-е и 30-е годы занимается литографией и сценографией - выполняет эскизы декораций и костюмов для театральных постановок, работает художником-постановщиком на "Ленфильме" и Киевской киностудии. Плоды его труда советские зрители видели в лентах "Большие крылья" и "Строгий юноша".


В конце двадцатых художник присоединяется к кружку по изучению новой западной живописи под руководством Казимира Малевича. Его новые приятели по "школе" -- художники Юдин, Суетин, Кондратьев, Рождественский - дают ему прозвище «Эд-мих»: в этой компании у всех были особые, сокращенные имена. Ученики Малевича были очень близки между собой, хоть и расходились во взглядах на искусство. Все вместе, в сопровождении семей и близких родственников, они совершают в предвоенные годы ряд летних поездок по Новгородской и Ленинградской областям, а также в украинский город Корсунь. В одном из путешествий Эдуард формулирует собственный творческий "устав":

"Валдай, с. Миробудицы, 14–17 июля 1938 г. Вчера прошли 25 км без тренировки. Юдин с товарищами встретил меня на станции. Это было очень мило с их стороны. Первый день обедал у них. Завтра собью подрамники, натяну холсты и начну работать, очень не терпится. Вот правила:

1. Смотреть широким глазом, чтобы весь намеченный пейзаж входил в глаз.

2. Брать только крупные, характерные явления и уже внутри этого основного — членение, которое создает ритм вещи.

3. Напрягать цвет до предельной выразительности, но так, чтобы он не лежал сверху покраской.

4. Форму рисовать сразу с нескольких сторон, как бы охватывая ее цветом, как будто цвет — материал, из которого лепим форму.

5. Любить то, что изображаешь.

6. Быть абсолютно искренним и не бояться рисковать."

Каково это - рисковать и бояться - в жизни, а не на холсте, Криммер к тому моменту знал не понаслышке. Малевича арестовали в 1930-м, Введенского и Хармса - через год. Экспериментальные детские книжки (в том числе "Как старушка чернила покупала" с рисунками Криммера) по партийной указке клеймила официозная "Смена". Авангардные литераторы и иллюстраторы стали классовыми врагами и постоянно вызывались на допросы в НКВД. Потом был кровавый 37-й, а впереди - война.

Иллюстрации к сказке Гофмана "Золотой горшок". Бумага, гуашь, тушь

Маскировочник

На Великую Отечественную войну, настигшую художника в возрасте чуть за сорок, он в первый же день отправился добровольцем и оставался на фронте до самого ее окончания. Старший сержант Криммер занимал должность начальника маскировочной службы 8-й авиабазы в составе ВВС Балтийского флота. Не всем членам круга Малевича повезет пережить военные годы. Один из лучших друзей Эдуарда, Лев Александрович Юдин, погибнет на Ленинградском фронте в 1941-м, в своем первом и последнем бою. Потрясенный известием, Криммер запишет во фронтовом дневнике:

"Я стал страшный и тонкий, мой вес 53 кг. При этом надо очень много работать и руководить днем и ночью очень ответственным и большим участком работы. Кроме этого, я собираю материалы для книг и уже много в этом отношении написано и нарисовано. Если останусь жив — сделаю интересную работу… (...) Из моих друзей и знакомых мы не увидим многих. Юдин погиб в бою. Маленький Лев Юдин! До боли жалко. Было в нем драгоценное…"

Несмотря на горе, Эдуард Михайлович не утратил мужества и достойно проявил себя как в боях, так и в творчестве, порой дополняя первое вторым. Так он составил книгу-альбом рисунков «Маскировка самолетов», теперь она хранится в Музее истории Санкт-Петербурга. Кроме того, в военные годы выходят серии автолитографий Криммера к «Сказкам» Пушкина, книге «Богатыри» И.Карнауховой и лермонтовской «Песне о купце Калашникове». С фронта художник возвращается с исписанными гуашью и акварелью листами, вошедшими в историю искусства как цикл "Бал победителей" и медалью "За боевые заслуги", хоть и был представлен к ордену Красной Звезды...


Без названия. Конец 1920-х. Холст, масло

Посудных дел мастер

Понимая, что любимый супрематизм советским человеком не понят, не востребован и, как следствие, не прокормит, после войны Криммер устраивается на Ленинградский завод художественного стекла. Конфетницы, вазы, графины, салатники и сухарницы -- за два года он создал более сотни изящных предметов утвари, а в 1950-м по рекомендации Веры Мухиной ушел на другой завод - Ленинградский фарфоровый. Там он создает монументальную люстру, украшавшую Ленинградский павильон на ВДНХ, уникальные юбилейные вазы, скульптурные сосуды, самовары-чайники и сервизы. На Всемирной выставке в Брюсселе Криммеру присуждают большую Золотую медаль, на Международной выстаке керамики в Праге - Серебряную. По сей день в каталоге лучших изделий ЛФЗ из 180-ти работ сорока авторов более четырех десятков - произведения Криммера.


Две крестьянки. Холст, масло. 1929-32 гг.

Хотел ли он подобной славы? Или предпочел бы писать в так удававшейся ему манере? В 2006 году пасынок Криммера Виктор Царицын напишет в журнале "Нева":

"так называемые “творческие поиски” художников авангарда, их уходы в дизайн, прикладное искусство, кружковую работу, промышленную графику и т. п. Для большинства творческих работников это были житейские поиски условий для скромного выживания. Несмотря на богатую и насыщенную творческую жизнь, многие из известных теперь художников и писателей находились как бы “вне быта”, жили в коммунальных квартирах, не имея порой даже самого необходимого. У Криммера, например, достаточно известного к тому времени художника, до 46 лет в его комнате в коммуналке (15 соседей) не было даже стола, кровати и платяного шкафа. Столы, рабочий и обеденный, заменяла огромная чертежная доска, лежащая на деревянных козлах, вместо кровати — матрас (кирпичи вместо ножек), шкаф заменял ряд аккуратно вбитых гвоздей, на которых висели солдатская шинель и несколько простых рубашек."

Эдуард Михайлович Криммер скончался в Ленинграде в 1974 году.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?