Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 251 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Введенский А.И. Путешествие в Крым. Рисунки Е. Сафоновой.

Москва,  Государственное издательство, 1929. 11 с. с ил. Тираж 20000 экз. Цена 22 коп. В цв. издательской литографированной обложке. В хорошем виде редка!

 

 

 

 

 

 


Введенский, Александр Иванович (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург — 19 декабря 1941) — русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ. Много печатался и как детский поэт. Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870—1939), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876—1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским — будущим теоретиком литературно-философского содружества «Чинари». Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени «трудовой школой») поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921 — 22 на электростанции «Красный Октябрь». Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам. В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» — Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли — эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм. Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова. Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих. Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть.

«На смерть, на смерть держи равненье,

певец и всадник бедный»

(«Элегия»).

Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» — передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне. Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным». «Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать. В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937—1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов. 27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской специальной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти). Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.

Сафонова, Елена Васильевна (1902—1980, Москва) ― русская художница. Дочь музыканта В. И. Сафонова, сестра О. В. Сафоновой, А. В. Книпер. Жила в Петрограде до 1917 года, заканчивала гимназический курс в Кисловодске (1919). Вернулась в Петроград (1921). Окончила по живописному факультету Вхутеин (1926), где занималась в студии К. Петрова-Водкина. Как книжный график, сотрудничала с петроградскими и московскими журналами и издательствами. Член профсоюза работников искусств с 1930 года. Член Союза Художников с 1942 года. Член Художественного фонда Союза ССР с 1950 года. Работая с 1923 в области книжной графики, иллюстрировала в основном детскую и юношескую литературу (в общей сложности до 25 книг). Библиофилам известна, как иллюстратор-оформитель книги Д. Хармса: Хармс Д.И. - Озорная пробка. 1930 г. В 1928—1935 гг. сотрудничала в журналах «Чиж» и «Ёж». Сблизилась с обэриутами, особенно с А. И. Введенским, дружба с которым продолжалась до самой его гибели. Вместе с обэриутами была ненадолго репрессирована в июне 1932 выездной сессией коллегии ОГПУ, но скоро возвращена из курской ссылки (реабилитирована в 1958). В 1936 или 1937 перебралась в Москву, чтобы работать над иллюстрациями к книге Б. Житкова «Что я видел»; позже сотрудничала с К. Чуковским. С 1943 по 1952 годы работает по детской тематике, создавая книжки-игрушки и детские игры. На конкурсе игрушки 1948 г. в Загорска была премирована за игру «Наша Родина». «Что я видел», «Река» и «Доктор Айболит» с её иллюстрациями неоднократно переиздавались. Временами бралась за подвернувшийся заработок: оформление павильонов ВСХВ (1939—1940), детскую полиграфическую игрушку (1943—1952). С 1927 до послевоенных лет работала как театральный художник (в содружестве с В. В. Дмитриевым, Б. Р. Эрдманом и самостоятельно), участвовала в создании свыше 30 постановок в ведущих театрах страны: МХАТе, Театре им. Станиславского (здесь одно время в штате),Театре сатиры и т. д. С Э. П. Гариным сотрудничала в Театре киноактера и в к/ф «Синегория» (художник фильма). Особенное признание получила её работа над костюмами.

Книжные иллюстрации Елены Сафоновой

Л. Тынянова. Рылеев. 1928 г. М.; Л.: ГИЗ

Введенский А.И. - Путешествие в Крым. 1929 г. ГИЗ

Сафонова Е.В. - Вокзал. 1930 г. Л.: ГИЗ

Сафонова Е.В. - Дети-негры. 1930 г. Л.: ГИЗ

Сафонова Е.В. - Река. 1930 г. Б. м. : ГИЗ

Хармс Д.И. - Озорная пробка. 1930 г.

Рахтанов И. А. - Чин-Чин- чайнамен и Бонни Сидней. 1931 г.

В. Зуккау. - Сев. 1931 г. М.; Л.: Мол. гвардия

Сафонова Е.В. - Ленин в Индии. 1931 г. Л. : ОГИЗ - Молодая гвардия

Гинзбург Л. - Агентство Пинкертона. 1932 г. М.-Л. ОГИЗ.Молодая Гвардия.

Т. Габбе, З.Задунайская. Повар на весь город. 1934 г. ОГИЗ, Ленинградское отделение

Т. Богданович. Ученик народного художества. 1935 г. Л.: Детгиз

Н. Григорьев. Полтора разговора. 1934 г. Л.: ОГИЗ "Детгиз"

Андерсен Г.Х. - Гадкий утенок. 1935г. Л.: ОГИЗ,

О. Кузнецова. Враг под микроскопом. Повесть о Луи Пастере. 1935 г. Л.: Детгиз

К. Чуковский. Доктор Айболит. 1936 г. Детиздат ЦК ВЛКСМ

Сафонова Е.В. - Железная дорога. Книжка-малышка. 1937 г. Детгиз ЦК ВЛКСМ

А. Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке. 1937 г. М. Детгиз ЦК ВЛКСМ

Сказки братьев Гримм. 1937 г. М.; Л.: Детиздат

Бр. Гримм. (пересказ А. Введенского) Ёж и заяц. 1937 г. Детиздат ЦК ВЛКСМ

З. Александрова. Октябрьская песенка. книжка малышка. 1937 г. Детиздат ЦК ВЛКСМ

Б. Житков. Что я видел. 1939 г. M. : Детгиз

С. Михалков. Моя улица. 1943 г. Москва

Мамин-Сибиряк Д.Н. - Дедушкино золото

Лавренев Б.А. - Радио-заяц. рассказы

Оношкевич А.И. - Шарманка стихи

Шварц Е.Л. - Приключение мухи


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?