Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 134 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Жданов Л. Царь Иоанн Грозный. Историческая повесть. В 2-х чч.

Издание вполне переработанное для юношества. С 10 иллюстрациями по акварелям академика исторической живописи К.В. Лебедева, с древним  планом Москвы и планом осады Казани. 2-е издание. СПб, изд. А.Ф. Девриена, [1914]. VIII, 408, [2] с., 12 л.ил. В издательском коленкоровом переплёте. 25,5х18,5 см. Большая часть тиража вышла в мягкой издательской обложке. В изд. коленкоровом переплете и в хорошем виде встречается редко.

 

 

 

Роман "Царь Иоанн Грозный" талантливого писателя конца XIX - первой четверти XX в. Льва Григорьевича Гельмана, печатавшегося под псевдонимом Лев Жданов, посвящен Ивану Грозному (1533-1584) и эпохе, связанной с его царствованием. Автор прослеживает жизнь Ивана IV от детских лет до взятия Казани, останавливаясь на самых драматичных, узловых моментах его судьбы. Интересно и ярко выписано все - от основной исторической фабулы до бытовых подробностей, позволяющих ощутить атмосферу того времени.

"Не только в русской, но и во всей нелегендарной истории человечества, образ царя Иоанна Грозного является одним из самых непонятных, разнотолкуемых. В повести моей я попытался собрать все, что по древним летописям более или менее достоверно известно об этом государе, и пересказал в цельном виде, ни убавляя, ни прибавляя ничего существенно важного. Лишь кое-где, стараясь выяснить связь между событиями, воссоздавал и рисовал я, не отмеченные в древних летописях, звенья и картины, как сам их видел в своем воображении". Лев Жданов

Первое издание вышло в 1904 году:



Жданов, Лев Григорьевич [наст, имя и фам. Леон Германович Гельман;  1864, Киев — 1951, Сочи], исторический романист, драматург, поэт. Из еврейской актерской семьи. Рано ощутил в себе разносторонние способности и «вкус к успеху», т. к. уже к 6 годам, по его словам, читал на 3-х языках, начал писать стихи и выступать с родителями на сцене. По его свидетельству, учился в гимназиях Каменец-Подольска, Херсона, Одессы, но курса не окончил. В 1881— 83 активный сотрудник одесских журналов «Маяк» и «Пчелка», корреспондент журнала «Суфлер». Начиная с 1881 помещал стихи и прозу в газетах «Николаевский вестник», «Курьер», «Новости дня», «Новости», «Россия», «Русская земля», «Русские ведомости», «Бирживые ведомости», в журналах «Артист», «Нива», «Звезда», «Новый мир», «Родник», «Север», «Живописное обозрение» и др. В 1881 поступил на профессиональную сцену и служил в некоторых провинциальных  труппах и в столице. В 1888 работал режиссером в Одесском театре, а во 2-й пол. 1890-х — суфлером в моск. Малом театре. Окончательно бросил театр, карьеру в 1898. В 1907—08 редактировал журнал «Заря новой жизни» — московское рождественское приложение к газете «Сибирская заря» (Иркутск), а также являлся редактором-издателем московского развлекательно-публицистического журнала «Былое-грядущее» с прил. «Юность» и «Жизнь-сцена», обещавшими читателям и П.А. Кропоткина, и хиромантию. В 1908 журнал был закрыт (за публикацию пьесы Жданова «До самой кровли» и очерка «Спрут» в февр. номере). В 1896 в Москве вышел первый сборник Жданова «Стихотворения», куда вошли и 2 его драматические поэмы «Ипатия» и «Мирра» (из древней истории; 2-е отд. изд.— «Исторические поэмы», СПб., 1914). В 1906 опубликовал сб. стихов «На заре свободы. Песни смутных дней» (СПб., 2-е изд., СПб., 1907), в 1914 —сб. «Звуки прошедшего» (Одесса). В своих стихах Жданов, претендуя на злободневность (особенно после 1905), в основном затрагивает темы, рассчитанные на отклик широкой части публики: страдания трудового угнетенного народа, возмездие угнетателям и т. п., стилизуя их под «рабочие песни», а отчасти эксплуатируя романтические штампы. Первые опыты в прозе — сб. рассказов «Женские тени» (М., 1899; 2-е изд., М., 1916), в котором Жданов представил психологические  этюды разнообразных женских характеров (кроткая, женщина-убийца, первая любовь старой девы и т. д.). Ждановым написано около 30 пьес. В 1890-х Жданов осваивает жанры, преобладавшие тогда на сцене,— одноактные комедии, «летние сценки»: «Чертова мельница» (совм. с Н.А. Корсаковым, М., 1890), «Она жизнь поняла» («Театр, б-ка», 1893, № 29; пост. моск. Малым театром в январе 1895), «Залетела!» (М., 1896), «Ночной пикник» («Театрал», 1898, № 162; поставлен моск. Малым театром в апреле 1898) и др. В дальнейшем Жданов переходит к «серьезным» драмам, темой которых являются судьбы людей, захваченных денежной и деловой лихорадкой: «В северной глуши» («Театрал», 1897, № 112; пост. моек. Малым т-ром в апр. 1897), «Святая душа» (СПб., 1904), «Враг души и тела» (СПб., 1902) и др. Две его пьесы — «Под колесом» (СПб., 1902) и «Миллионы в огне» (обе — Т-р Лит.-худож. об-ва, 1901; положительная рец.: «Звезда», 1901, № 52) — премированы на конкурсе Литературно-художественного об-ва. В. В. Розанов в рецензии на пьесу Жданова «Под колесом» отметил «содержательность, серьезность и нравственный элемент». Стремление Жданова дать этическую оценку событиям, наказать «плохих» героев и вознаградить «хороших», делает пьесу похожей «на драму в суде. И зрители невольно входят в роль присяжных» (Розанов В. В., Среди художников, СПб., 1914, с. 73). В 1905 Ж. предпринимает попытку отразить современную идейную борьбу. Однако из-за художественной слабости и претенциозности его пьес критика видела в них спекуляцию на «модных» темах. Скандальная история с запрещением градоначальником пьесы Жданова «В борьбе. (Профессор Смолин)» (СПб., 1905) в день премьеры 2 апр. 1905 вызвала резкую оценку В.В. Воровского:

«Не создают ли такие запрещения рекламы ничтожным произведениям и не поощряют ли они бездарных авторов на „опасные драмы“».

После Революции 1905—07 Жданов начал активно интересоваться общественными  движениями в России. В 1911 Московская судебная палата приговорила Жданова к заключению в крепости на 2 месяца по подозрению в распространении нелегальной литературы и издала циркуляр о его розыске и задержании (Жданов в это время в Москве не проживал). В 1912 было установлено место его жительства в Царском Селе, он был обыскан (обнаружены его стихи «противоправительственного» содержания) и арестован. В 1904 Жданов опубликовал свой первый исторический роман «Царь Иоанн Грозный» (ч. 1—3, СПб.; 2-е изд., СПб., 1914; критик «Вестника Европы» Е.А. Ляцкий отметил в нем «живое изложение, умелый диалог, множество выражений, взятых из старинных памятников»,— 1904, № 2, с. 844). Начиная с этого времени, Жданов почти ежегодно выпускал, в основном в Петербурге, исторические хроники: роман «Закат» (СПб.— М., 1905), «Отрок-властелин. Историческая повесть из жизни Петра Великого» (1909), пов. «Венчанные затворницы» (1907), «На Малаховом кургане» (совместно с В.А. Радичем, 1907), «Русь на переломе. Историческая повесть конца царствования Алексея Михайловича» (1908), «Новая Русь» (в его Собр. соч., т. 15, СПб., 1915), «Петр и Софья» (1915), «В стенах Варшавы» (ч. 1—4, 1912) и др. Ист. произв. Ж. вызывали в осн. отрицат. отзывы критики; отмечалось, что в романе о допетровской эпохе «Царь и опричники» (СПб., 1911), повесть «Во дни смуты» (ч. 1—3, СПб.— М., 1913), «Наследие Грозного» (СПб., 1913) автор злоупотребляет пересказом хорошо известных событий. В предисл. к ром. «Последний фаворит. Екатерина II и Зубов» (М., 1911) Ж. изложил свое понимание задач ист. писателя:

«Русский исторический роман должен иметь блеск боевой журнальной статьи, силу драмы и убедительность архивного документа».

Пытаясь реализовать эту программу, Ж. в романах из жизни придворных кругов [«В сетях интриги. Два потока. Исторический роман времен Екатерины II» (СПб., 1912), «Под властью фаворита» (П., 1916) и др.] занимает позицию их разоблачителя: «знать правду о них, значит понимать весь ход внутр. развития России и ее роста извне». Однако «правда», сообщаемая Ж. о деятельности «верхов», оценивалась критикой как «исключительный подбор скандальных фактов» при неоправданно фамильярном изображении ист. лиц; в итоге романы «приобретают тон и характер пасквиля» (Б. Садовской — «Современник», 1912, № 5, с. 367). Ж. охотно откликался и на современные полит. темы: «Конец войны. Последние дни мировой борьбы» (2-е изд., П., 1916, еще 3 изд. в том же году), «Убийство посла» (ч. 1—5, П., 1916), «Николай Романов — последний царь», «Шлиссельбургская трагедия» (ИВ, 1917, № 2—6), «Последний день Гогенцоллернов. Конец полит, романа» (П., 1917), «Суд над Николаем II. Страницы истории прошлых и наших дней» (П., 1917). Изображение ближайших исторических событий, например, войны 1914, в ром. Жданов слишком тенденциозно:

«...у немцев — нет снарядов, нет припасов, но у них очень много бунтующих социал-демократов».

И.А. Бунин в рецензии на «Исторические поэмы» Жданова, представленные на соискание премии им. А. С. Пушкина в АН, оценил Жданова как литератора, «совершенно лишенного художественного дарования и оригинальности, набившего руку фабриковать якобы ист. драмы и повести для Никольского рынка». Однако занимательность интриги, простота и популярность изложения привлекали к историческим произведениям Жданова внимание преимущественно юных читателей. Переводил в основном  драматические произв.: «Михаэль Крамер» Г. Гауптмана, «Огни на Ивана Купала» Г. Зудермана (пост, в пер. Ж. в т-ре Корша в 1901), «Сафо» А. Доде (пост, в т-ре К. Н. Незлобина в сент. 1914) и др. В 1905 принимал деятельное участие в организации Всероссийского союза сценических деятелей. После Октябрьской революции жил в основном в Гагре и в Москве. В 1920-х гг. выпустил еще два исторических  романа: «Во власти золота. (Ленская бойня)» (М.— Л., 1926; 2-е изд., М.— Л., 1929) и «Крушение богов (житие „св. отцов“ Феофила и Кирилла Александрийского)» (М., 1929) — антирелигиозный роман, в котором Жданов в значительной мере использовал сюжет своей поэмы «Ипатия». После 1930 перестал писать исторические романы; пробовал удовлетворить изменившимся требованиям времени: писал для издательства «Центросовет безбожников», посылал в журналы стихи, но их не публиковали за «идейную слабость». В письма к друзьям и знакомым Ж. постоянно вкладывал стихи, поев, успехам социалистического строительства, Красной Армии и т.д. В 1940-х гг. Жданов писал воспоминания «Театр в провинции и в Москве» (рукопись, видимо, утрачена). Другие произведения: «Русский в Англии» (М., 1902), «Русский в Германии» (2-е изд., М., 1905), «Русский во Франции и Бельгии» (2-е изд., М., 1905).

Издания: Собр. соч. Ист. романы, т. 1— 31, [СПб, 1912—17); [Стихи] — В кн.: Избранные произведения русской поэзии (сост. В. Д. Бонч-Бруевич), 5-е изд., СПб., 1909; Стихотворная сатира первой русской революции, Л, 1969; Последний фаворит. Екатерина II и Зубов, Л., 1990.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?