Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 293 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

В память священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны 14 мая 1896 года. С.-Петербург, кн-во и тип. Германа Гоппе, 1896.

Роскошное великолепно иллюстрированное издание. В издательском коленкоровом переплете с богатым тиснением на крышках. Крупноформатное издание: 41x29,6 см. Тройной золотой обрез. 210 стр. С множеством иллюстраций лучших художников. Красивый литографированный фронтиспис. Очень хорошая сохранность (в таком виде встречается крайне редко). Первая часть посвящена истории коронования всей династии Романовых. Во второй части, буквально по часам расписывается коронование Николая Александровича и Александры Федоровны.

 


Коронация Николая II, состоявшаяся в мае 1896 года, поразила современников и своим великолепием, и своим мистическим трагизмом Ходынки. Отправной точкой коронационной летописи российского государства принято считать венчание на царство Ивана IV Грозного (1547), «чин» которого был разработан митрополитом Макарием по образцу поздневизантийских ритуалов ХIV века. Большое значение придавал коронации Павел I. «Первою мыслью нового Государя, - говорится в сборнике, - было положить конец политическим переворотам, которые так жестоко колебали государство в течение почти целого века и совершались почти всегда под воздействием иноземных руководителей. Он решат установить твёрдые и непреложные основы престолонаследия, для чего порядок этот закрепил государственным актам. Мысль эта внутренне была связана и с коронационным торжеством императора Павла Петровича». Составленный им закон о порядке престолонаследия Павел во время венчания на царство самолично возложил на жертвенник алтаря Успенского собора. Для своей коронации, символически назначенной на первый день Пасхи, - в 1797 году он пришёлся на 5 апреля, - император заказал новый скипетр со знаменитым Орловским бриллиантом и державу, украшенную драгоценностями. С протокольными действами были связаны и забавные эпизоды.

Об одном из них, происшедшем как раз во время коронации Павла I, поведала в мемуарах В.Н. Головина: «В понедельник и во вторник на Святой неделе двор присутствовал на службах в различных соборах Кремля, а начиная со среды и на протяжении более двух недель их величества каждое утро, сидя на тронах в большой зале, принимали поздравления. Император находил, что представляющихся было слишком мало. Мария Фёдоровна беспрестанно вспоминала, как ей рассказывала императрица Екатерина о своей коронации, что тогда толпа, целовавшая руку государыне, была так велика, что рука даже опухла, и была недовольна, что на сей раз рука не распухает. Оберцеремонимейстер Валуев, желая сделать приятное их величествам, заставлял одних и тех же людей являться по нескольку раз, под разными именованиями и в разных должностях. Случалось, что один и тот же человек являлся в тот же самый день то как сенатор, то как депутат от дворянства, то как член того или иного учреждения». Баварский посланник граф Карл Мой назвал коронацию Николая II «ошеломляющим зрелищем мощи и величия России». Коронация Николая Александровича и Александры Феодоровны, проходившая в первопрестольном граде Москве в середине мая 1896 года, должна была, по традиции, стать грандиозным народным праздником, о чем заблаговременно уведомляли население Российской империи все столичные и провинциальные газеты. В дни великого торжества коронования российских государей первопрестольная Москва более чем когда-либо оправдывает данное ей гласом народным стародавнее прозвище «сердца России».

Все обширное государство наше собралось сюда в своих представителях. Съезд начался еще в конце апреля; в первых же числах мая длинные ряды вагонов едва могли вмещать громадный наплыв спешивших в Белокаменную. Как по радиусам к центру, катили отовсюду к Москве поезда — обыкновенные, экстренные, дополнительные. По Николаевской железной дороге из Петербурга таких дополнительных отправляли по нескольку в день, и то еле хватало мест; приходилось даже записываться заранее. Все более и менее значительные государства Европы и Азии, а также и Нового Света, прислали чрезвычайные посольства на это великое торжество русской земли, совершившееся в этот раз с небывалым доселе блеском. Планировались торжественные трапезы в Кремлевском и Петровском дворцах, парадное представление в Большом театре силами артистов Императорских театров, роскошный бал в Александровском зале Кремля и, разумеется, фейерверки, иллюминации, народные празднества. В Москве, например, обещалось массовое гулянье с раздачей гостинцев, аттракционами и представлениями. Дабы сохранить память о коронационных торжествах для потомков, московский генерал-губернатор распорядился пригласить в первопрестольную лучших художников Москвы и Петербурга . Им надлежало не только запечатлеть момент коронации, но и гулянье народа, и на основе натурных рисунков обеспечить выпуск нескольких изобразительных  и представительных альбомов. Один из таких альбомов и выпустил в этом же году известный издатель Герман Гоппе.


Гоппе, Герман Дмитриевич (нем. Hermann Hoppe) — (1836 , Хамм (Гамм), Вестфалия —1885, Санкт-Петербург) — известный русский издатель и типограф. Основатель крупной издательской фирмы — «Книгоиздательство Германъ Гоппе» (1867—1914) в Петербурге. Его имя стоит в одном ряду с известными и влиятельными в России издательскими фирмами, основанными немецкими предпринимателями – А. Ф. Маркс, М. О. Вольф, К. Д. Риккер, В. Е. Генкель, О. О. Гербек, общество «Герольд». Одним из первых стал издавать печатное издание нового типа — иллюстрированный еженедельный журнал для семейного чтения «Всемирная иллюстрация» (1869—1898). Герман Гоппе родился и вырос в прусской провинции Вестфалия, учился книгоиздательскому делу у себя на родине, в Бельгии, Великобритании, служил в европейских книготорговых фирмах. В 1861 году, в возрасте 25 лет, получил приглашение от известного петербургского книготорговца М. О. Вольфа приехать в Петербург и возглавить немецкий отдел его крупного книжного магазина. Прослужив здесь до 1867 года, Гоппе (совместно с Германом Корнфельдом) создал в Петербурге собственное издательство, выпустив примечательный справочник — «Всеобщая адресная книга С.-Петербурга» (1867—1968). С 1867 года одним из первых в России начал выпускать сразу же ставший известным «Всеобщий календарь» (1867—1900), с 1870 года — также «календари-ежедневники». Одновременно с изданием книг Гоппе приступает к изданию нового типа журнала мод «Моды и новости» (1867—1868), переименованный вскоре в не менее известный «Модный свет» (1867—1883). «Модный свет» был прекрасно иллюстрирован, давал подробнейшие рисунки туалетов, к нему прилагались цветные, разукрашенные от руки, иллюстрации. Издание женских журналов было достаточно выгодным коммерческим предприятием, так как они имели универсальную направленность и в них публиковалось сообщения и новости разного свойства — от новинок беллетристики до советов по домоводству и картинок с парижскими модами.

В журнале помещались заметки о тонкостях воспитания, этикета, кулинарии, образования. Тексты о моде, как правило, переводились из французских журналов и представляли собой подробное описание разнообразных нарядов и аксессуаров. Кроме того, журнал, знакомя своих читательниц с лучшими образцами зарубежной моды, выполнял в эти годы и культурно-просветительскую функцию, когда мода перестала уже «... быть неписанной привилегией избранных кругов и начинает направлять и формировать вкусы большинства городского населения». Со временем Гоппе расширил структуру журнала, утвердив отдел фельетона, раздел светской хроники, введя в литературной части публикации на общественные темы. Успех этих журналов позволил Гоппе приступить к выпуску главного своего детища — еженедельного журнала «Всемирная иллюстрация» (1869—1898), задуманного по типу подобных заграничных изданий. На волне «больших» реформ 1860—1870-х гг., роста демократических настроений в стране, общего промышленного подъёма, расширения читательской среды и спроса Герман Гоппе, взяв за образец первый в мире британский иллюстрированный еженедельник «Иллюстрированные лондонские новости» ( The Illustrated London News) (с 1842), первый и самый успешный в Пруссии еженедельный иллюстрированный семейный журнал «Беседка» (Die Gartenlaube) (с 1853) и ведущий во Франции в XIX веке иллюстрированный еженедельник «Иллюстрированный мир» (Le Monde Illustré) (с 1857), создаёт при этом новый тип еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения, который был рассчитан на массового читателя и мог служить иллюстрированным отражением важнейших событий в стране и за границей.

Вновь созданный научно-популярный журнал «Всемирная иллюстрация», благодаря своей концепции и введению в его структуру обязательных для еженедельника содержательных компонентов — общедоступная цена, массовость, доходчивость, разноплановая тематика, учёт интересов читателей различного возраста и уровня образования, броское оформление, иллюстрированная хроника современной жизни, рассказы, повести «с продолжением», путевые очерки, — вскоре приобрёл исключительную известность и популярность. В журнале новым и самым важным подразделением был художественный отдел, в его работе участвовало более 50 художников, на него работало 12 гравёрных мастерских. За 9 лет, с 1869 по 1878 гг., журнал поместил на своих страницах почти 7000 рисунков. Тираж журнала в 1878 году достиг 11000 экз. В 1879 году Гоппе основал и приступил к изданию еженедельного журнала «Огонёк» (1879-1883) (ред. Н. П. Аловерт), в 1883 году журнал «Модный свет» и слившийся с ним «Модный магазин» (1862) стал выходить в его издательстве под новым именем «Модный свет и модный магазин» (1883)[Комм. 6], с 1884 года — журнала «Новый русский базар» (1867-1894). За свою издательскую деятельность Гоппе выпустил много прекрасно оформленных и высокого качества книг различной тематики, жанров и направлений, а также роскошные юбилейные и приуроченные к крупным историческим событиям (ставшие в настоящее время раритетными), издания: «Альбом 200-летнего юбилея Императора Петра Великого (1672—1872 гг.)», текст П. Н. Петрова и С. Н. Шубинского (1872), ), «Альбом русских народных сказок и былин» (1875) ( текст П.Н. Петрова), «Иллюстрированная хроника войны» (1877—1878), «Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве» (1882), «Венчание русских государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III.» (1883). Герман Гоппе составил и издал на немецком языке уникальный каталог шрифтов «Katalog der wichtigeren, hervorragenden und besseren Schriften deutscher Literatur, welche in den Jahren 1801 bis Ende 1868 erschienen sind» («Каталог наиболее важных, исключительных и лучших шрифтов немецкой литературы, появившихся в период с 1801 по конец 1868 года») (1871), был одним из организаторов в 1880 году Русского Общества книгопродавцев и издателей, издававшего «Книжный Вестник» (1884—1916) с целью регистрации вновь выходящих в России книг.

После скоропостижной смерти Г. Д. Гоппе в 1885 году издательские права перешли его супруге А. П. Гоппе, издательством же фактически руководил его брат Эдуард Гоппе, владелец крупной в Петербурге Типографии Императорских СПб. Театров. Его фирма считалась одной из лучших в полиграфическом отношении среди петербургских типографий, выполняя заказы даже других издателей. В качестве приложения к «Всемирной иллюстрации» издательство Германа Гоппе выпускало в 1889— 1896 гг. журнал «Труд», который иллюстрировали И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский и др. В журнале печатались произведения Г. П. Данилевского, Н. С. Лескова, Я. П. Полонского, В. В. Крестовского, А. Н. Майкова, А. А. Фета, В. Л. Величко и др. Из периодических изданий фирмы Э. Гоппе выделялся «журнал печатного дела» «Обзор графических искусств», отличавшегося прекрасным полиграфическим исполнением. Герман Гоппе является типичным представителем западных предпринимателей, приехавших в дореволюционную Россию и осознавших возможность соединить высокий уровень немецкой техники и промышленного развития с возможностями развивающегося обширного российского рынка, которые открылись в стране после реформ 1860—1870-х гг. Он по праву относится к большинству тех переехавших в Российскую империю немцев, которые здесь обрели вторую родину и которые внесли значительный вклад в отечественную науку, промышленность, историю и культуру. Безусловно, именно немцы играли достаточно значительную роль в различных областях культуры, а среди издателей, книготорговцев, владельцев частных типографий и библиотек занимали в эту эпоху ключевые позиции. История российского книгопечатания и книгоиздания середины XIX — начала ХХ вв. наполнена немецкими именами, их вклад в развитие отечественной культуры огромен и неоценим.

Время давно определило роль немецкого этноса в многовековой истории России. Выходец из Германии — родины книгопечатания — Герман Гоппе принёс с собой в Россию высокую культуру книжного и издательского дела. Немецкие книгопродавческие и издательские предприятия той поры по уровню оснащённости и организации производства, квалификации персонала относились к элите делового мира России. Гоппе создал известное издательство, основал мощную типографию, оснастив её высокохудожественными шрифтами и передовым для того времени типографским оборудованием, что позволило печатать на высоком полиграфическом уровне художественные памятные издания, альбомы, издания по искусству шрифта и книжной орнаменталистики. Являясь не только практиком книготоргового дела, он стал в известной степени и новатором издательской деятельности по выпуску новых типов модных журналов для дам «Модный свет» (с 1867), «Модный свет и модный магазин» (с 1883) , иллюстрированного журнала для семейного чтения и массового читателя «Всемирная иллюстрация» (с 1869), журналов «Огонёк» (с 1879) , «Новый русский базар» (с 1884) . Ему удалось много сделать в области просвещения, приобщения к чтению и воспитания как «средней» интеллигенции, так и людей с невысоким материальным и культурным достатком. Издавая книги, календари, учебные пособия, беллетристику, он внёс свой заметный вклад в насыщение российского книжного рынка изданиями высокого качества, способствовал внедрению и развитию типографской техники и искусства ксилографической иллюстрации, сказал своё веское слово в становлении и развитии книгоиздательского и книготоргового дела в России.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?